10 августа 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
Персональные, виртуальные, экологичные: как монетизировать новые туристические продукты
Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Любовь Дронова
Новое время требует новых продуктов — в том числе и в сфере туризма. Появляются проекты на стыке разных индустрий — образования, технологий, охраны окружающей среды. Какими будут основные тренды «туризма будущего»?
Мы сделали 5 карточек, в которых рассказываем, как создать и монетизировать новые типы туристического продукта, и попросили руководителя Moscow Travel Hub (проект Комитета по туризму Москвы) Яну Кольцову и предпринимателей прокомментировать их.
Суперперсонализированный
В туризме, как и в других сферах, происходит персонализация продуктов и узкая их специализация. Групповые туры на общеизвестные и перенаселенные курорты уже не удовлетворяют многих туристов. В экспертном сообществе все чаще говорят, что началась самая настоящая «гонка» за впечатлениями. Существуют разные виды персонализированных туров:
Гастро- и энотуры. В винном туризме выбор огромен: начиная от традиционных виноградников Тосканы и Бордо до более экзотической Кахетии и Молдавии. Есть кофейный туризм: Колумбия, Бразилия и даже Лаос предлагают туры на кофейные плантации. Чайные плантации Вьетнама и Китая также не остаются без внимания. Гурме-туры возможны в любой стране: от экзотических насекомых на гриле в Таиланде до французских сыров и фуа-гра. Причем гастротуры достигают максимально узкой специализации: например, можно отправиться за устрицами в определённый сезон и в конкретный регион.
«За последние годы Москва стала популярным направлением для гастротуризма. У нас появляются отличные фуд-маркеты и рестораны высокой кухни, ничуть не уступающие европейским по качеству сервиса и часто куда более доступные. Это одно из ключевых преимуществ Москвы. Мы активно поддерживаем московских шеф-поваров. Недавно на Madrid Fusion, большом фестивале гастрономии в Испании, благодаря поддержке Комитета по туризму Москвы столичную кухню представила повар Екатерина Алёхина».
Яна Кольцова, руководитель проекта Moscow Travel Hub
Спортивный и wellness-туризм. Здесь широкая линейка туров: подготовка к беговым марафонам в горах или на море, занятия йогой не только в Индии, но и в горах Сванетии в Грузии. Одно из очень популярных направлений — молчаливая медитация випассана, которую проводят даже в Подмосковье.
В Москве масса возможностей для туристов — любителей здорового образа жизни. Здесь регулярно проходят беговые и прочие тренировки, есть множество возможностей и локаций для того, чтобы привести тело и дух в порядок, — спортивные площадки, комплексы, бассейны.
Инклюзивный туризм. Ещё один из важных трендов — развитие инклюзивного туризма. И тут Москве есть много чего предложить: многие культурные площадки предлагают опции для людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, они могут попасть в парк Горького, Царицыно, музей «Гараж», на ВДНХ, даже на канатную дорогу на Воробьевых горах — там предусмотрен круговой маршрут, а также есть пандусы и лифты. Есть предложение для туристов с особыми потребностями у московских отелей. Moscow Travel Hub также старается поддерживать инклюзивный туризм, в акселерационной программе Moscow Travel Factory уже второй год подряд есть отдельный сегмент для стартапов в этой сфере. Недавно российская платформа для инклюзивного туризма Globe4all, участвовавшая в акселераторе, получила грант Expo 2020 в Дубае.
Туризм необычных впечатлений. Велосипедные туры по любой стране мира, яхтенные туры по островам Средиземного моря, сплавы по рекам на рафтах, путешествия на верблюдах в пустыне Сахара или на лошадях в степях Монголии. Причём уровень комфорта самый разный: от отдыха в палатках до тихих заплывов на комфортабельных яхтах класса люкс по рекам Западной Европы или даже по Енисею в Сибири.
Яна Кольцова считает, что в Москве есть «туристический голод» по новым интересным продуктам, причём стоимость входа достаточно низкая, а возможности безграничны: «Туризм вносит большой вклад в экономику — 10% ВВП Москвы, создаёт рабочие места, помогает развивать отрасли производства и сервиса, связанные с туризмом. У рынка высокий спрос на впечатления. Целевая аудитория дробится на небольшие группы, каждая из которых приезжает в столицу с определённым бюджетом и готова этот бюджет тратить на новое и интересное. При этом „начинок“, которые можно положить в турпродукты, тут невероятное множество. Это и богатая событийная программа, и развитая инфраструктура с возможностью аренды транспорта, и всевозможные дополнительные сервисы гостиниц (например, иммерсивные шоу для гостей отелей или эксклюзивные экскурсионные туры)».
Рабочий отдых
Многие люди сегодня могут работать практически из любой точки земного шара. В мире стремительно распространяется новый тренд, который можно перевести на русский как «работа в отпуске» (workation, от слов work — «работа» и vacation — «отпуск»). По сути, это поездка в какое-то новое место, где можно сочетать отдых с бизнесом и где созданы комфортные условия как для одного, так и для другого. Некоторые IT-компании стали организовывать такие выезды на несколько месяцев, например, для части коллектива, работающего над определённым проектом.
Следствие workation-тренда — появление по всему миру коворкингов-коливингов. Одна из крупнейших сетей — Selina. Это проживание по подписке в различных привлекательных и при этом доступных местах мира. Бизнес монетизирован таким образом: Selina берёт фиксированную сумму за месяц — и можно в течение месяца три раза менять место остановки. Поскольку в таких местах живут люди примерно с одинаковыми интересами, такие коливинги также являются точками нетворкинга. Здесь можно найти себе партнёра по проекту или инвестора за чашечкой кофе или на занятии йогой. Selina — достаточно успешный проект: в 2019 году он привлек $100 млн инвестиций при оценке $850 млн. Существуют коливинги-коворкинги и в России. Один из таких проектов — московский WOW coliving.
Екатерина Жижина, основатель WOW Coliving, рассказывает, что идея пришла ей в голову в Амстердаме, где она увидела коворкинг и коливинг в одном здании. Идея показалась ей достойной повторения на российской почве. Но первых жильцов было найти непросто, потому что формат коливинга в России стойко ассоциируется с общежитием, с очередями на кухню и в туалет, чего, конечно, в WOW нет.
«Наш формат ориентирован на цифровых кочевников, людей, которые имеют возможность работать удалённо. Мы позиционируем WOW Coliving как образ жизни, flexible living — когда человек не привязан ни к одному месту проживания, ни к месту работы. Наш формат — просторные загородные дома, где на каждого резидента приходится 60–70 кв. м, есть обустроенный участок рядом, с садом, в котором можно работать».
Екатерина Жижина, основатель WOW Coliving
Первый дом открылся в мае 2020 года в национальном парке «Лосиный остров», второй — в мае 2021-го в Новой Москве, рядом со станцией метро «Бунинская аллея». Оба коливинга предлагают рекреационные возможности — можно прямо в разгар рабочего дня выйти погулять в парк, позагорать на лужайке, вечером пойти жарить шашлыки или в баню; но самое важное здесь — окружение, общение с близкими по духу людьми.
По словам Екатерины, основная публика — это ребята из Москвы, которые решили пожить за городом, поработать удалённо или запустить какой-то свой проект, либо люди, которые приезжают по делам на два-три месяца в Москву из другого города и у них есть действующий проект, им важны новые знакомства, какое-то движение. 30% — москвичи, остальные — приезжие; иностранцев мало из-за закрытых границ, но они тоже часть целевой аудитории.
Стоимость проживания включает мероприятия, прежде всего спортивные — бег, йогу, ОФП-тренировки, а также события бизнес-клубов. Бизнес-клубы приводят своих гостей, рассказывают о каких-то тенденциях в маркетинге, продвижении и тому подобном либо о текущих форматах бизнесов своих резидентов. Третья группа мероприятий — мастер-классы, например, по фотографии. Сейчас коливинг вышел на уровень, когда жильцы организуют мероприятия сами.
До сегодняшнего дня WOW Coliving развивался полностью за свой счёт, но у организаторов есть планы привлекать инвестиции: «Мы рассчитывали, что полностью окупим вложения за год (а их на два дома получилось меньше миллиона рублей). Так и получилось. Сейчас прибыль — примерно 30% от оборота. Мы планируем расширяться — открыть ещё один коливинг на ещё не охваченном западе Москвы, а потом пойдем в другие российские города — Казань, Санкт-Петербург и Сочи», — рассказывает Екатерина Жижина.
Устойчивый и экологичный
Sustainability — ещё один старый новый тренд, который касается многих отраслей экономики, в том числе туризма. Люди хотят потреблять меньше, снижать карбоновый след и быть ближе к природе. Экотуристы уже многие десятилетия посещают национальные парки по всему миру. Задача таких путешествий — использовать минимальное количество ресурсов и нанести минимальный вред окружающей среде. Но экотуризм возможен и в городской среде. Достаточно давно, в 1996 году, появилась концепция городского экотуризма Urban Ecotourism. Тогда корпорация Blackstone определила её как «…путешествия в пределах и вокруг городских территорий, которые предлагают посетителям насладиться и оценить природные территории города и культурные ресурсы, продвигая долгосрочное экологическое здоровье города и способствуя устойчивому развитию местной экономики и сообществ». Также отмечается доступность городского экотуризма для любого желающего.
Этот тренд захватывает множество аспектов: от «зелёных» отелей, где используется минимум одноразовых продуктов, и ресторанов только с местными продуктами до экотроп в городских парках и даже совмещения отдыха с волонтёрством (например, расчистки городских пляжей или парков от мусора).
Городской экотуризм сегодня очень актуален в странах Западной Европы и в некоторых районах США, где низкий процент естественных природных ландшафтов. Одна из основных идей urban ecotourism — реабилитация и натурализация городских деградированных земель, улучшение качества воздуха, повышение уровня осведомленности населения и улучшение эстетики пространств. Один из примеров таких решений — парк Амагер в Дании. Обширный городской пустырь, использовавшийся как военный тир и свалка, в 2015 году преобразовали в популярный природный парк с большими возможностями для отдыха: там, например, проводятся экологические туры с гидами.
В Москве подобных парков пока нет, но популярны экотропы: они есть уже практически в каждом парке. Появляются и новые оригинальные идеи. Например, в 2019 году на ВДНХ открыли первую в Москве воздушную экотропу длиной почти 500 м, благодаря которой можно познакомиться с растительным и животным миром Шереметьевской дубравы. Маршрут бесплатный, он служит дополнительным средством привлечения туристов, которые покупают сопутствующие сервисы в парке — еду и напитки, пользуются прокатом, заходят в музеи.
«В Москве с её интенсивным ритмом жизни с каждым годом растёт запрос на отдых на природе. За прошедшие полтора года ситуация сильно усугубилась в связи с пандемией. Не все могут позволить себе регулярные поездки на дачу или к морю. С учётом растущего уровня урбанизации нашего общества запрос на отдых на природе и различные виды экологического туризма будут только повышаться. ВДНХ идёт навстречу пожеланиям посетителей. Мы открыли новые объекты, позволяющие почувствовать себя на лоне природы не покидая пределов города. Это и экотропа в Шереметьевской дубраве, и объекты Ландшафтного парка, такие как Зелёный лабиринт, экспозиция экосистем, Мичуринский сад, Северный и Южный розарий и пляж. Кроме того, гостям выставки предлагается пополнить багаж знаний в направлении экологии в эколого-просветительских центрах „Цветоводство“ и „Пчеловодство“. Чтобы не загрязнять воздух, на ВДНХ для посетителей запущены маршруты экологического транспорта — электробусы и экотакси. Те, кто любит передвигаться самостоятельно, могут взять напрокат велосипед или самокат. Услуги экотакси и велопроката пользуются огромной популярностью у посетителей выставки, и они готовы платить за этот сервис».
Пресс-служба ВДНХ
По информации «Greenpeace Россия», экотуризм — новое для нашей страны понятие, и в законодательстве нет закреплённого определения этого направления. Есть государственный стандарт, но это скорее рекомендательный документ. Проблема заключается в том, что экотуризмом сегодня называют любой туризм, связанный с природными территориями, — охотничий, горнолыжный, что неправильно, поскольку все эти виды приводят к серьёзному нарушению природных комплексов. Смысл экологического туризма в том, что он не наносит вреда природе, а направлен на созерцание и изучение природных достопримечательностей.
«Мы занимаемся этой проблемой, потому что такое определение в законе очень нужно. Люди активно интересуются направлением экотуризма, оно очень перспективное. Москва — это мегаполис, место, изначально не особо подходящее для экотуризма, но и тут есть маршруты, которые знакомят людей с экосистемами парков — например, „Лосиного острова“. Это системы обустройства, не приносящие вреда паркам, доносящие до людей полезную информацию об объектах. Существуют также инициативы на стыке волонтёрства и экотуризма. Например, Большая Байкальская тропа — люди обустраивают вокруг Байкала экомаршруты, привлекая огромное количество волонтёров, которые при этом любуются природой, изучают её и делают вклад в местную экономику».
Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения «Greenpeace Россия»
Максимальное погружение и опыт
Ещё один яркий тренд в туризме — переключение с экскурсионного традиционного познавательного туризма на туризм для получения нового опыта. Для нового поколения туристов важен упор не на знания, а на эмоции, переживания. Поэтому, приезжая в новое место, они хотят выучиться чему-то новому на мастер-классе, приобщиться каким-то образом к местной культуре. Удовлетворяя этот спрос, крупнейшая hospitality-платформа Airbnb запустила в 2016 году сервис Airbnb Experiences. Платформа выступает в роли маркетплейса, соединяя путешественников с местными жителями, которые предлагают свой турпродукт. Это может быть все что угодно: от домашних ужинов до мастер-классов по керамике, прогулок по местном рынку, бар-хоппинга.
Впечатления позволяют взглянуть с нового ракурса и на традиционные достопримечательности: сходить в Лувр с историком искусства, по совместительству — комедийным актером, в Кейптауне прогуляться на горных велосипедах по маршрутам с видами на Столовую гору в компании профессионального гонщика. В Москве гостям города предлагается сходить на Даниловский рынок и попробовать местные деликатесы с местным жителем-гурманом, побывать на экскурсии по местам съёмок советских фильмов с актрисой, сходить на «Винзавод» и в «Артплей» в компании владелицы антикварного магазина и даже прогуляться по крышам с фотографом-руфером.
В Москве быстро набирает популярность формат интерактивных спектаклей. Фёдор Елютин, основатель компании «Импресарио», говорит, что от стандартного театра его шоу отличают интерактивность, иммерсивность и документальность. При этом «Импресарио» взял самое интересное от репертуарного театра (спектакли идут с определённой периодичностью), театральных фестивалей (до 2020 года компания создавала исключительно российские версии иностранных спектаклей) и ивент-агентств (оптимизирует шоу под конкретные мероприятия и делает весь опыт посещения спектакля — от покупки билета до создания атмосферы в велком-зоне — максимально комфортным).
«Наша постоянная команда — это восемь человек, плюс есть дополнительные специалисты, которых мы привлекаем под отдельные проекты. Монетизация идёт по двум направлениям. У нас есть сектор B2C — это билеты на спектакли, мерч, книжки. В 2019 году наш самый долгоиграющий и популярный спектакль Remote Moscow заработал 20 млн рублей. Вторая часть заработка — это сектор B2B — частные показы, корпоративные продажи».
Фёдор Елютин, основатель компании «Импресарио»
Виртуальная реальность
VR (виртуальная реальность) проникла и в туризм. Одна из причин — рост доступности VR-устройств. Раньше у пользователей был маленький выбор: дешевые и некачественные кардборды или дорогостоящие VR-системы, при которых был нужен мощный компьютер для запуска. Сейчас же появились доступные по цене автономные устройства — например, Oculus Quest 2. Такие шлемы не требуют подключения дополнительных датчиков или компьютеров. Гаджеты стали активно покупать для домашнего использования — это и открыло новые возможности.
Туры по городам мира с использованием VR-шлемов приобрели особую популярность во время пандемии, когда всем хотелось путешествовать не выходя из дома. Технологии виртуальной и дополненной реальности дают ценную возможность «познакомиться» с местностью и проложить маршрут ещё до самой поездки. Многие компании и туристические продукты уже выпускают собственные приложения и сайты для интерактивных экскурсий.
Например, лидер индустрии виртуальной реальности, американская компания Oculus в прошлом году выпустила новое приложение National Geographic VR, с помощью которого можно передвигаться на байдарке среди айсбергов или бродить по древнему городу Мачу-Пикчу в Перу. Ещё одно приложение от Oculus, Wander, может отправить вас на виртуальную прогулку по Лондонскому мосту или садам Тадж-Махала, используя данные Google-карт. Сервис Alcove предлагает приключения для всей семьи, среди которых есть даже полёты на воздушном шаре.
Государственные структуры тоже используют возможности VR. Например, Немецкий национальный совет по туризму (GNTB) запустил коллекцию виртуальных впечатлений, в которой можно отправиться в тур 360° по одной из самых оживлённых гаваней Европы или по всемирно известному «кварталу красных фонарей» Репербан в Гамбурге или насладиться панорамным видом на Ахенский или Кельнский собор.
AR (дополненная реальность) в ещё более доступном режиме даёт возможность познакомиться с виртуальным пространством, например, в формате порталов на смартфоне. Так, немецкие авиалинии Lufthansa предлагают отправиться в виртуальное путешествие в Гонконг или Нью-Йорк через портал — и выиграть скидку на покупку билета для реальной поездки.
«Проекты с виртуальной реальностью довольно дорогостоящие. Организация подобного опыта начинается от 1,5 млн руб. Стоимость зависит в первую очередь от задач компании, концепта, насыщения проекта контентом и функциональными возможностями. Российские компании внедряют иммерсивные технологии медленно, в основном из-за нехватки бюджета или неготовности вкладываться в новые подходы. При этом аудитория готова, потому что она ищет новый опыт и новые впечатления».
Яна Сайковская, Head of Creative IT-компании Phygitalism
Туристический бизнес может закрывать множество потребностей с помощью формата виртуальной реальности: маркетинг территорий и привлечение внимания к определённым геоточкам, продвижение отелей и авиалиний (со стороны как маркетинга, так и продаж), культурное просвещение, сформированное в формате сторителлинга. Например, погружение в историю определённого места или события.