3 августа 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Как создать в Москве проект «для себя», который станет культовым

Текст: Виктория Скребцова

Иллюстрации: Любовь Дронова


Говорят, в таком многогранном и мультикультурном городе, как Москва, на всё найдётся свой покупатель. Даже если речь об очень необычных продуктах и услугах. Решили проверить этот тезис и найти несколько нестандартных проектов в сфере развлечений и туризма столицы. А в конце составили чек-лист для начинающих предпринимателей с яркой идеей.

Стихийный проект с суперлояльной аудиторией: кейс Ping Рong Club Moscow

Как это часто бывает, культовый проект начался с шутки. Фотограф Алексей Киселёв понял, что в Москве нет места, где небольшая, но шумная компания его друзей могла бы заняться «чем-то спортивным», но при этом в непринуждённой обстановке и расслабленном режиме.

Дело было в начале 2010-х: даже Парк Горького тогда был не самым уютным местом, а о беговом клубе Nike в России никто и не слышал.

Киселёву пришло на ум открыть «клуб, которого нет» — поп-ап-проект без привязки к конкретной локации, организованный скорее по законам ивент-индустрии. А за «спортивную» основу взять пинг-понг — олимпийский вид состязаний, при этом не требующий особенной физической подготовки.

За игрой в пинг-понг можно разговаривать, слушать музыку, пить лимонад или, если очень захочется, что-то покрепче. Кроме того, доску для пинг-понга можно поставить почти где угодно — от кафе и клуба до парка.

Так Киселёв стал проводить пинг-понг-вечеринки. Сперва — для близких знакомых. Затем, во многом за счёт сарафанного радио, круг стал расширяться «друзьями друзей». Проект поддерживали близкие Киселёву инфлюенсеры: основательница концепт-стора КM20 Ольга Карпуть, дизайнер и ресторатор Денис Симачёв, диджей Даша Яструбицкая и другие. Поэтому даже спустя несколько лет после запуска целевая аудитория проекта осталась прежней, все это — молодые представители креативных индустрий: музыканты, фотографы, художники, журналисты, рекламщики.

За десять лет существования у стихийно открывающегося в разных частях города Ping-Pong Club Moscow были как однодневные вечеринки, так и более продолжительные ивенты. Например, у проекта долгое время был собственный кэмп в Парке Горького, уголок в музее «Гараж» и универмаге «Цветной», а в этом году пинг-понг-резиденция открылась в баре «Стрелка» (проект запустил коллаборацию с производителем виски Jameson).

Поддерживают интерес между мероприятиями с помощью мерча. За эти годы он фактически превратился в самостоятельный одёжный бренд: помимо локальных онлайн-магазинов худи, кепки и шоперы с узнаваемой надписью Ping Pong Club Moscow можно купить в КM20 и даже ГУМе.

Как заработать на разрушении: «Расфигачечная «Дебошь»

Досуг, который характерен именно жителям больших городов (с его стрессами и ритмом наперегонки), — «разрушительные аттракционы». Как правило, это небольшое пространство, наполненное предметами, которые клиент может крушить без зазрения совести. Один из самых известных примеров таких «крушилен» — «Дебошь». Это второй проект Ирины Баринской и её супруга Алексея, до этого запустивших в Москве, Санкт-Петербурге ещё нескольких городах сеть секонд-сторов Svalka.

Основатели называют «Дебошь» «аттракционом с психотерапевтическим эффектом», который позволяет выплеснуть негативную энергию и разгрузиться.

В пространстве «Дебошь» можно бить посуду, мебель и бытовую технику. Для этого есть биты, молоты и даже катаны. На «расфигачивание» клиенту даётся целый час, хотя, по отзывам, большинство из них успевают управиться уже минут за десять.

Базовых тарифа три: 7000, 15 000 и 30 000 рублей, есть и корпоративная программа. За доплату организаторы готовы обставить пространство по запросу клиента (от произведений искусства до настоящего автомобиля), главное — договориться о цене.

Вариант поскромнее — проект «Бей посуду!»: в Музее иллюзий в самом центре Москвы (на Старом Арбате) посетители могут провести антистрессовый марафон за 200 рублей. В эту сумму входят три тарелки, на которых разноцветными маркерами предлагают написать то, что вас больше всего раздражает, и то, чего, наоборот, хотелось бы побольше. Например, «Зенит», «квартальный отчет» и «отпуск».

Проектов подобного рода в Москве пока немного, а значит — можно составить конкуренцию. Затраты в основном сводятся к аренде (пространство бывшего цеха или другое просторное промышленное даже в пределах кольца обойдётся не очень дорого) и самим «расходникам». Впрочем, последние — предметы б/у: частные лица и компании нередко готовы не только отдать их даром, но даже доплатить за вывоз.

Поиск новых имён = лояльность клиентов: кейс музыкального фестиваля «Боль»

Один из самых значимых фестивалей андерграундной музыки вырос из сайд-проекта независимого концертного промоутера Степана Казарьяна в 2014 году: его раздражало, что ровесники слушают в основном англоязычную музыку. «Казалось, что это норма — петь по-английски и играть меланхоличный инди-рок. При этом нельзя сказать, что у широких масс это находило большой отклик. И тогда появились русскоязычные интересные группы», — говорит Казарьян. Он решил помочь молодым независимым российским исполнителям выйти на широкую аудиторию — так появился фестиваль «Боль». Сегодня он собирает молодёжь почти со всей страны и традиционно входит в перечень самых ожидаемых событий лета.

Важная особенность «Боли»: несмотря на то что это андерграундный, нишевый фестиваль, по словам Казарьяна, он зарабатывал почти с самого начала.

В России фестивали живут в основном на спонсорские деньги («Боль» в разные годы также поддерживали, к примеру, Tuborg и Jagermeister), но проект Казарьяна окупается в основном за счёт продажи билетов.

Дело в том, как создатели работают со своей аудиторией, главным образом — миллениалами и зумерами. Они привлекают их известными именами из мира независимой музыки, приглашая в качестве хэедлайнеров Хаски, «АИГЕЛ», Монеточку и других. И при этом значительную часть усилий тратят на поиск новых артистов: часто их находят в небольших музыкальных пабликах «ВКонтакте», которые перебирают в «ручном режиме». Новые имена — их вложение в собственное развитие и повышение «лояльности» внутри индустрии.

Бизнес на ограничениях: кейс фестиваля современного искусства «Форма»

«Форма» — это четыре дня актуального искусства: от выставок до акционизма.

В разные годы участниками были Павел Пепперштейн, Пётр Мамонов, Олег Купик, Пахом, «Вежливый отказ», Buttechno, Пасош, Игорь Самолёт и другие. Для наглядности: в программе этого года — от лауреата «Золотой маски» Максима Диденко (в 2019 году он представил кросс-дисциплинарный перформанс «Коллайдер» c участием Shortparis, студии Sila Sveta и сотни перформеров) до совершенно нишевой женской фем-панк-команды «Лоно».

Сами организаторы позиционируют фестиваль как андерграундный, апеллирующий к контркультуре. Сооснователь «Формы» Юрий Кассин объясняет свою маркетинговую стратегию через понятие nobrow: «Это отрезок культуры, который находится между массовой и элитарной, который принимают и та и другая культуры. Лучший пример — фильм «Матрица», который понравился и интеллектуалам, и массовому зрителю. Или фильмы Чарли Чаплина, на которые ходили и те, кто читал Times, и те, кто читали, допустим, Daily Mail, — все сидели в одном зале. И мы пытаемся то же самое показывать, но, конечно,

пока что мы больше на территории контркультуры и андерграунда».

Во многом благодаря этому фестивалю удаётся привлекать десятки тысяч посетителей.

Ещё одна особенность «Формы» — это едва ли не единственный в России масштабный фестиваль, который организовывают с учетом минимального влияния на окружающую среду: раздельный сбор мусора на площадке, отказ от бумажных билетов, а также от трубочек в барах и на фуд-кортах, капшеринг (аренда многоразовых стаканчиков для напитков с собой), использование стаканов из переработанного пластика. Выступления спикеров стараются переносить в открытые пространства — чтобы экономить электроэнергию и тепло. Учитывая, что забота об экологии обычно обходится бизнесу дорого (особенно малому, который экономит на всем), кейс «Формы» становится ещё интереснее.

Чек-лист

Как молодым энтузиастам реализовать свою идею и довести до успешного воплощения


  Не бойтесь делать нишевый продукт.

  Чётко акцентируйте свою аудиторию.

  Развивайте комьюнити.

  Привлекайте близких по духу инфлюенсеров.

  Тестируйте неожиданные идеи.

  Диверсифицируйте способы монетизировать клиентскую лояльность.

  Ставьте перед собой ограничения, которые мотивируют развиваться (минимизируйте спонсорское финансирование, откажитесь от постоянной площадки или, например, одноразовой упаковки).

Принимайте участие в акселераторе Moscow Travel Factory

8 июля 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Как создать в Москве проект «для себя», который станет культовым

Текст: Виктория Скребцова

Иллюстрации: Любовь Дронова


Говорят, в таком многогранном и мультикультурном городе, как Москва, на всё найдётся свой покупатель. Даже если речь об очень необычных продуктах и услугах. Решили проверить этот тезис и найти несколько нестандартных проектов в сфере развлечений и туризма столицы. А в конце составили чек-лист для начинающих предпринимателей с яркой идеей.

Стихийный проект с суперлояльной аудиторией: кейс Ping Рong Club Moscow

Как это часто бывает, культовый проект начался с шутки. Фотограф Алексей Киселёв понял, что в Москве нет места, где небольшая, но шумная компания его друзей могла бы заняться «чем-то спортивным», но при этом в непринуждённой обстановке и расслабленном режиме.

Дело было в начале 2010-х: даже Парк Горького тогда был не самым уютным местом, а о беговом клубе Nike в России никто и не слышал.

Киселёву пришло на ум открыть «клуб, которого нет» — поп-ап-проект без привязки к конкретной локации, организованный скорее по законам ивент-индустрии. А за «спортивную» основу взять пинг-понг — олимпийский вид состязаний, при этом не требующий особенной физической подготовки.

За игрой в пинг-понг можно разговаривать, слушать музыку, пить лимонад или, если очень захочется, что-то покрепче. Кроме того, доску для пинг-понга можно поставить почти где угодно — от кафе и клуба до парка.

Так Киселёв стал проводить пинг-понг-вечеринки. Сперва — для близких знакомых. Затем, во многом за счёт сарафанного радио, круг стал расширяться «друзьями друзей». Проект поддерживали близкие Киселёву инфлюенсеры: основательница концепт-стора КM20 Ольга Карпуть, дизайнер и ресторатор Денис Симачёв, диджей Даша Яструбицкая и другие. Поэтому даже спустя несколько лет после запуска целевая аудитория проекта осталась прежней, все это — молодые представители креативных индустрий: музыканты, фотографы, художники, журналисты, рекламщики.

За десять лет существования у стихийно открывающегося в разных частях города Ping-Pong Club Moscow были как однодневные вечеринки, так и более продолжительные ивенты. Например, у проекта долгое время был собственный кэмп в Парке Горького, уголок в музее «Гараж» и универмаге «Цветной», а в этом году пинг-понг-резиденция открылась в баре «Стрелка» (проект запустил коллаборацию с производителем виски Jameson).

Поддерживают интерес между мероприятиями с помощью мерча. За эти годы он фактически превратился в самостоятельный одёжный бренд: помимо локальных онлайн-магазинов худи, кепки и шоперы с узнаваемой надписью Ping Pong Club Moscow можно купить в КM20 и даже ГУМе.

Как заработать на разрушении: «Расфигачечная «Дебошь»

Досуг, который характерен именно жителям больших городов (с его стрессами и ритмом наперегонки), — «разрушительные аттракционы». Как правило, это небольшое пространство, наполненное предметами, которые клиент может крушить без зазрения совести. Один из самых известных примеров таких «крушилен» — «Дебошь». Это второй проект Ирины Баринской и её супруга Алексея, до этого запустивших в Москве, Санкт-Петербурге ещё нескольких городах сеть секонд-сторов Svalka.

Основатели называют «Дебошь» «аттракционом с психотерапевтическим эффектом», который позволяет выплеснуть негативную энергию и разгрузиться.

В пространстве «Дебошь» можно бить посуду, мебель и бытовую технику. Для этого есть биты, молоты и даже катаны. На «расфигачивание» клиенту даётся целый час, хотя, по отзывам, большинство из них успевают управиться уже минут за десять.

Базовых тарифа три: 7000, 15 000 и 30 000 рублей, есть и корпоративная программа. За доплату организаторы готовы обставить пространство по запросу клиента (от произведений искусства до настоящего автомобиля), главное — договориться о цене.

Вариант поскромнее — проект «Бей посуду!»: в Музее иллюзий в самом центре Москвы (на Старом Арбате) посетители могут провести антистрессовый марафон за 200 рублей. В эту сумму входят три тарелки, на которых разноцветными маркерами предлагают написать то, что вас больше всего раздражает, и то, чего, наоборот, хотелось бы побольше. Например, «Зенит», «квартальный отчет» и «отпуск».

Проектов подобного рода в Москве пока немного, а значит — можно составить конкуренцию. Затраты в основном сводятся к аренде (пространство бывшего цеха или другое просторное промышленное даже в пределах кольца обойдётся не очень дорого) и самим «расходникам». Впрочем, последние — предметы б/у: частные лица и компании нередко готовы не только отдать их даром, но даже доплатить за вывоз.

Поиск новых имён = лояльность клиентов: кейс музыкального фестиваля «Боль»

Один из самых значимых фестивалей андерграундной музыки вырос из сайд-проекта независимого концертного промоутера Степана Казарьяна в 2014 году: его раздражало, что ровесники слушают в основном англоязычную музыку. «Казалось, что это норма — петь по-английски и играть меланхоличный инди-рок. При этом нельзя сказать, что у широких масс это находило большой отклик. И тогда появились русскоязычные интересные группы», — говорит Казарьян. Он решил помочь молодым независимым российским исполнителям выйти на широкую аудиторию — так появился фестиваль «Боль». Сегодня он собирает молодёжь почти со всей страны и традиционно входит в перечень самых ожидаемых событий лета.

Важная особенность «Боли»: несмотря на то что это андерграундный, нишевый фестиваль, по словам Казарьяна, он зарабатывал почти с самого начала.

В России фестивали живут в основном на спонсорские деньги («Боль» в разные годы также поддерживали, к примеру, Tuborg и Jagermeister), но проект Казарьяна окупается в основном за счёт продажи билетов.

Дело в том, как создатели работают со своей аудиторией, главным образом — миллениалами и зумерами. Они привлекают их известными именами из мира независимой музыки, приглашая в качестве хэедлайнеров Хаски, «АИГЕЛ», Монеточку и других. И при этом значительную часть усилий тратят на поиск новых артистов: часто их находят в небольших музыкальных пабликах «ВКонтакте», которые перебирают в «ручном режиме». Новые имена — их вложение в собственное развитие и повышение «лояльности» внутри индустрии.

Бизнес на ограничениях: кейс фестиваля современного искусства «Форма»

«Форма» — это четыре дня актуального искусства: от выставок до акционизма.

В разные годы участниками были Павел Пепперштейн, Пётр Мамонов, Олег Купик, Пахом, «Вежливый отказ», Buttechno, Пасош, Игорь Самолёт и другие. Для наглядности: в программе этого года — от лауреата «Золотой маски» Максима Диденко (в 2019 году он представил кросс-дисциплинарный перформанс «Коллайдер» c участием Shortparis, студии Sila Sveta и сотни перформеров) до совершенно нишевой женской фем-панк-команды «Лоно».

Сами организаторы позиционируют фестиваль как андерграундный, апеллирующий к контркультуре. Сооснователь «Формы» Юрий Кассин объясняет свою маркетинговую стратегию через понятие nobrow: «Это отрезок культуры, который находится между массовой и элитарной, который принимают и та и другая культуры. Лучший пример — фильм «Матрица», который понравился и интеллектуалам, и массовому зрителю. Или фильмы Чарли Чаплина, на которые ходили и те, кто читал Times, и те, кто читали, допустим, Daily Mail, — все сидели в одном зале. И мы пытаемся то же самое показывать, но, конечно,

пока что мы больше на территории контркультуры и андерграунда».

Во многом благодаря этому фестивалю удаётся привлекать десятки тысяч посетителей.

Ещё одна особенность «Формы» — это едва ли не единственный в России масштабный фестиваль, который организовывают с учетом минимального влияния на окружающую среду: раздельный сбор мусора на площадке, отказ от бумажных билетов, а также от трубочек в барах и на фуд-кортах, капшеринг (аренда многоразовых стаканчиков для напитков с собой), использование стаканов из переработанного пластика. Выступления спикеров стараются переносить в открытые пространства — чтобы экономить электроэнергию и тепло. Учитывая, что забота об экологии обычно обходится бизнесу дорого (особенно малому, который экономит на всем), кейс «Формы» становится ещё интереснее.

Чек-лист

Как молодым энтузиастам реализовать свою идею и довести до успешного воплощения


  Не бойтесь делать нишевый продукт.

  Чётко акцентируйте свою аудиторию.

  Развивайте комьюнити.

  Привлекайте близких по духу инфлюенсеров.

  Тестируйте неожиданные идеи.

  Диверсифицируйте способы монетизировать клиентскую лояльность.

  Ставьте перед собой ограничения, которые мотивируют развиваться (минимизируйте спонсорское финансирование, откажитесь от постоянной площадки или, например, одноразовой упаковки).

Принимайте участие в акселераторе Moscow Travel Factory