Спецпроекты • Партнерский материал • 22 мая 2024
Текст: Надежда Михур
Иллюстрации: Катя Октябрь
Inc. Russia проследил развитие банка от основания до сегодняшнего дня и узнал, что позволило ему войти в число лидеров отрасли.
руб. операционного дохода по итогам 2023 года.
чистой прибыли.
руб. — кредитный портфель.
— рост капитала банка по итогам года.
— рост кредитного портфеля.
1.
История банка берет свое начало в 1993 году. Именно тогда в Москве была зарегистрирована кредитная организация под названием Московский банк реконструкции и развития (МБРР). Почти сразу он стал небольшим универсальным банком АФК «Система», ставшей мажоритарным акционером организации.
МБРР развивал услуги для корпоративных и частных клиентов и открывал филиалы в российских регионах. Банк планомерно рос на протяжении всего существования. К 2004 году его чистая прибыль составила 169 млн руб. В 2006 году МБРР вошел в топ-30 крупнейших российских банков в списке Центрального банка РФ. За 2007 год объем привлеченных средств физических лиц и портфель кредитов увеличились в два раза по сравнению с предыдущим годом.
К 2008 году розничная сеть включала в себя 115 офисов в 55 городах России, а кредитный портфель платежных карт банка превысил 3 млрд руб. В начале 2009 года Московский Банк Реконструкции и Развития аккумулировал на своем балансе 100% акций одной из крупнейших кредитных организаций Дальнего Востока — Далькомбанка.
2.
В 2012 году Московский Банк Реконструкции и Развития официально стал МТС Банком. Новая стратегия развития предусматривала расширение линейки банковских продуктов для частных клиентов через розничную сеть МТС, а также дальнейшее наращивание кредитного портфеля. Мобильный оператор, в свою очередь, получал возможность предоставлять комплексные финансовые услуги. Уже к концу года МТС и МТС Банк анонсировали открытие совместных офисов продаж. Параллельно произошла полная интеграция Далькомбанка, который был преобразован в Дальневосточный филиал МТС Банка.
В апреле 2013 года Группа МТС выкупила миноритарный пакет акций МТС Банка и стала вторым по величине акционером после АФК «Система». Одновременно компании начали развивать ключевой совместный кредитный продукт — «МТС Деньги». В том же году МТС Банк вошел в топ-10 крупнейших банков-эмитентов кредитных карт на территории России по версии Banki.ru и вышел на седьмое место в рейтинге крупнейших ипотечных банков по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».
На протяжении следующих пяти лет расширялся ассортимент банковских продуктов. Особую ставку МТС Банк сделал на развитие цифровых каналов и услуг, доступных «в „два клика“. К началу 2018 года МТС Банк обслуживал более 1,5 млн активных клиентов.
3.
В период с 2018 по 2019 годы МТС постепенно выкупала акции МТС Банка у АФК «Система». В результате компания нарастила свою долю до 99,7%. С этого момента главным фокусом банка стали розничные услуги. Ставку было решено сделать на расширение розничного и малого бизнеса, развитие дистанционных сервисов и каналов обслуживания. Компания также поставила перед собой задачу войти в число лидеров в сфере цифрового банкинга.
— доля МТС в МТС Банке в 2013 году.
— доля МТС в МТС Банке в 2018 году.
— доля МТС в МТС Банке в 2019 году.
Более тесная интеграция бизнеса с крупнейшим в стране телекоммуникационным оператором дала банку мощное преимущество. Каждый четвертый кредит выдавался банком в 2019 году благодаря совместной работе с командой Big Data МТС. Это позволило нарастить продажи кредитов наличными в три раза относительно предыдущего года. По итогам 2019 года, чистая прибыль банка увеличилась на 67% и составила 2,3 млрд руб., розничный кредитный портфель вырос на 67%, а операционный доход — на 16%.
Во время пандемии банк быстро адаптировался к изменениям: оперативно запустил актуальные продукты и заключил новые партнерства. Чистая прибыль МТС Банка за 2020 год составила 149,8 млн руб., а процентный доход вырос на 28% в годовом исчислении. Во многом на усиление рыночных позиций повилял рост портфеля кредитов физическим лицам, опережающий среднерыночные темпы. Еще одним драйвером стала цифровизация — за год количество выпущенных виртуальных карт увеличилось в пять раз, а мобильный банк МТС вошел в топ-10 рейтинга Markswebb.
4.
В 2024 году МТС Банк — это лидирующий розничный цифровой банк, растущий быстрее рынка за счет глубокого понимания потребностей клиентов и создания лучшего опыта для клиентов экосистемы МТС. Банк — №1 по темпам роста в сегменте необеспеченного розничного кредитования за последние семь лет по данным Frank RG.
Миссия МТС Банка — быть лучшим цифровым банком в России для жизни и бизнеса, предлагать мобильность и свободу выбора каждому клиенту.
Сегодня 87% — это розничный бизнес. Приоритетным направлением остаются продукты и услуги для розничных клиентов, в том числе различные виды кредитования, вклады, накопительные счета, дебетовые карты, дистанционное обслуживание, переводы и платежи. На их долю приходятся почти 90% кредитного портфеля МТС Банка. Значительную часть комиссионного дохода составляют инвестиционные и страховые услуги.
В корпоративном сегменте (13%) банк сосредоточен на развитии торгового финансирования и транзакционного бизнеса. Компания развивает специализированные комплексные решения с набором банковских и небанковских продуктов для разных сегментов целевой аудитории, например для продавцов на маркетплейсах и тендерных клиентов.
Высокий уровень цифровизации остается отличительной особенностью бизнеса — это подтверждают как лидирующие позиции в рейтинге Skolkovo Fintech Hub, так и множество отраслевых наград, которых были в разные годы удостоены онлайн-сервисы банка. С 2021 по 2023 год количество пользователей мобильного приложения и интернет-банка увеличилось на 29%, до 2,1 млн человек в месяц. Цифровые каналы являются ключевым инструментом привлечения клиентов. На их долю приходится более 80% продаж.
Широкие возможности перед банком также открывает интеграция с МТС — одной из крупнейших цифровых экосистем в России. В первую очередь это доступ к клиентской базе. Привлечение пользователей через экосистему в среднем обходится банку на 79% ниже по сравнению с другими каналами, а среднегодовая доходность таких клиентов выше в 1,8 раза. Масштабированию бизнеса способствует встраивание финансовых сервисов и услуг в состав комплексных предложений — в том числе подписки МТС Premium. Еще одно преимущество заключается в обмене технологиями и экспертизой. Например, с помощью накопленного мобильным оператором опыта работы с большими данными банку удалось усовершенствовать свою скоринговую модель.
заявок на кредит МТС Банк обрабатывает ежемесячно.
секунд — средний срок рассмотрения заявки на кредит.
5.
Сегодня банк продолжает демонстрировать устойчивый рост ключевых операционных и финансовых показателей. Операционный доход за первый квартал 2024 года вырос на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 21 млрд руб. Основным драйвером роста стали комиссионные доходы, увеличившиеся на 53%, до 8,9 млрд руб.
Количество розничных клиентов МТС Банка по итогам первого квартала 2024 года составило порядка 4 млн человек. А розничная сеть насчитывает более 100 офисов в крупнейших городах России. Банк, по данным Frank RG, занимает первую строчку в сегменте товарного кредитования, входит в топ-6 банков по портфелю кредитных карт, а также в топ-9 банков по портфелю кредитов наличными.
6.
Весной 2024 года МТС Банк провел первичное публичное размещение на Московской бирже. Участие было доступно как институциональным инвесторам, так и физическим лицам. Они смогли приобрести акции банка, выпущенные в рамках дополнительной эмиссии. Компания МТС не продавала свои акции в ходе IPO, сохраняя за собой мажоритарную долю.
руб. — рыночная капитализация по итогам IPO.
руб. — цена размещения за акцию.
— доля акций Банка в свободном обращении.
руб. — итоговый объем IPO.
На старте размещения были поданы более 200 тыс. заявок от розничных и институциональных инвесторов на общую сумму около 168 млрд руб. Сделка стала одним из крупнейших IPO на российском рынке за последние годы.
Привлеченные средства МТС Банк намеревается направить на реализацию текущей стратегии развития и масштабирование бизнеса. В среднесрочной перспективе компания нацелена удвоить кредитный портфель и клиентскую базу, а также работать над тем, чтобы клиент оставался с банком как можно дольше.
Реклама. ПАО «МТС», ИНН 7740000076, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4Tt7