Спецпроекты • Партнерский материал • 28 июня 2024

Стать лидерами

Стать лидерами

Какое развитие ждет «Юрент» после сделки с МТС?

Текст: Виктория Скребцова

Иллюстрации: Анастасия Пожидаева


Наступает теплое время, а с ним — сезон городских самокатов. Но этим летом расстановка сил на российском рынке кикшеринга изменится.

Крупнейший по представленности в городах России сервис электросамокатов в аренду «Юрент» продал контрольный пакет своему бывшему миноритарному акционеру — компании МТС. Помимо многочисленных развлекательных сервисов, экосистема давно развивает высокотехнологичные решения в сфере IoT, облаков и Big Data, но к рынку городской мобильности начала присматриваться не так давно. Притом что со времен пандемии серьезно консолидированный кикшеринг-рынок стабильно стоит на трех китах: сервисах Whoosh, «Яндекс Go» и старожиле «Юрент».

Как перестановка сил повлияет на городскую инфраструктуру и пользователей, а также что даст самим участникам сделки — разобрался Inc.

Из стартапа в лидеры рынка

В 2018 году серийный предприниматель Андрей Колесник запустил на курорте «Роза-Хутор» сервис по прокату велосипедов URentBike (позже — «Юрент»). С 20 велосипедов быстро разросся до 300: на них и IT-инфраструктуру Колесник с партнерами — предпринимателем Иваном Туринге и разработчиком Андреем Калининым — потратили 6 млн руб. К концу первого же года сервис привлек 12 млн руб., на часть купили 100 подержанных электросамокатов. Сегодня для сервиса они основной источник дохода.

Главной особенностью «Юрент» сделал мультиаренду: с одного аккаунта пользователь может арендовать до трех устройств. В 2020 году, кроме Адлера, Ростова-на-Дону и Краснодара, сервис расширился на более сложные с точки зрения погодных условий Москву и другие города Центральной России. Шеринг лег в основу и бизнес-модели: «Юрент» первым на рынке проката запустил франшизу. Благодаря этому он быстро нарастил присутствие в Санкт-Петербурге, Казани и других городах.

2020 год должен был стать для «Юрента» проблемным, но случилось наоборот: уставшие от самоизоляции горожане стали активнее использовать самокаты, и из сервиса для прогулок по набережным тот превращался в полноценный городской транспорт.

На фоне этого бизнес-ангелы инвестировали в сервис 150 млн руб., а к концу пандемийного лета случилось партнерство с «Ситимобилом» — агрегатор такси позволял бронировать самокаты через свое приложение. Спустя год самокаты «Юрента» стало возможно забронировать через карты 2ГИС и в приложении «Московский транспорт». По словам топ-менеджеров, тот год принес 800 млн руб. выручки и 123 млн руб. прибыли.

Дальше раунды шли один за другим. 2021 год — 1,2 млрд руб. в виде инвестиций, кредитных и лизинговых займов от фонда АФК «Системы» Sistema Smart Tech, «Сбера» и других. 2022 год — 650 млн руб. от VEB Ventures и 740 млн руб. — от МТС. Последнее партнерство стало определяющим.

Цифры


150 тыс.

самокатов — общий парк «МТС Юрента».*

103%

темп роста поездок за январь — июнь 2024 года к аналогичному периоду 2023 года.

В 150

городах и локациях работают самокаты «МТС Юрента».*

3 тыс.

станций павербанков доступны на платформе «МТС Юрент» в России.*

12 млн

пользователей — с поездками на платформе «МТС Юрент».

* данные на конец июня 2024 года

Судьбоносное знакомство

Зачем МТС понадобился собственный сервис городской мобильности? Руководитель блока цифровых продуктов компании Максим Лаптев отвечает так: «Изначально мы хотели сделать с „Юрентом“ партнерство, которое принесло бы экосистеме МТС добавленную ценность».

Он объясняет, что у клиента экосистемы МТС есть несколько потребностей: использование услуг связи, развлечение и решение утилитарных задач. Например, узнать погоду в интернете или защититься от спамеров. «И в моем понимание микромобильность — это тоже утилитарная потребность: добраться от дома до метро, от булочной до парка», — говорит он.

После первого раунда инвестиций (МТС захеджировал партнерство минорным участием в капитале) «Юрент» стал частью подписки МТС Premium. А пользователи экосистемы могли бесплатно активировать самокаты.

«Юренту» это партнерство должно было позволить расти еще стремительнее. У рынка аренды электросамокатов в России все еще огромный потенциал: по покрытию одна только Москва уступает Берлину и Хельсинки в два-четыре раза. После консолидации «Юрент» и МТС поставили перед собой амбициозную задачу: их устройства должны появиться буквально «у каждого подъезда». Чтобы человек мог доехать на нем от дома до метро, а от метро — до офиса.

Первый же год сотрудничества показал, что ставка была сделана верно: на подписчиков МТС Premium по итогам 2023 года приходилась пятая часть всех поездок «Юрента». Общее количество поездок кикшеринг-сервиса к тому моменту выросло на 115% — до 69 млн.

Как итог — в январе 2024 года «Юрент» и МТС подписали соглашение о крупнейшей сделке на рынке электросамокатов. Экосистема увеличила свою долю в «Юренте» с 11,77% до 80,58%, став контролирующим акционером. Оценка компании в ходе сделки составила 7–8 млрд руб., итоговую сумму выплат привязали к показателям компании на 2024–2025 гг.

Городская мобильность отныне — полноценное направление МТС, наряду с онлайн-кинотеатром, видеохостингом, книжным сервисом, сервисом бронирования отелей и другими.

Главный вопрос — что будет теперь?

МТС известна тем, что скупает привлекательные технологические активы, но при этом не склонна к каннибализму. По словам Максима Лаптева, эту политику продолжат проводить и в отношении «Юрента»: компания продолжит оставаться самостоятельной, а гендиректор Иван Туринге с менеджментом — управлять ею.

«Более того, часть акционеров останется с нами в роли советников», говорит он: для передачи управления и правильной настройки компании уже как части экосистемы.

Сегодня «Юрент» — лидер по покрытию в России: устройства компании представлены в 148 городах. А флот составляет более 100 тыс. электросамокатов. По оценкам МТС, «Юрент» — еще и самый быстрорастущий сервис кикшеринга.

Он уже занимает более 30% рынка. «Задача для нас — нарастить долю „Юрента“ до 40–45% к 2027 году, когда объем рынка достигнет 60–80 млрд руб. То есть доля в 40% на 70-миллиардном рынке — уже значимый для группы МТС бизнес», — делится Максим Лаптев.

Задача вполне посильная, учитывая, что «Юрент» уже получает огромное количество данных о клиентах МТС, в том числе где они передвигаются, — то есть где нужны самокаты.

МТС планирует теснее объединить кикшеринг с собственными цифровыми продуктами. Клиенты оператора уже могут бесшовно авторизоваться в кикшеринг-сервисе, карта привязывается в пару кликов, а минуты голосовой связи конвертируются в минуты поездки. Кататься можно и в счет кэшбека, накопленного в других сервисах МТС.

Полноценная интеграция сервисов началась лишь в январе, но результаты уже довольно впечатляющие. В апреле число уникальных пользователей «МТС Юрента» выросло в 2,5 раза к прошлому году, количество поездок — в три раза год к году. Меньше чем за год доля поездок пользователей МТС Premium увеличилась с 25% до 62%. А по мнению Ивана Туринге, в 2024 году общее количество поездок должно превысить 100 млн. По словам Максима Лаптева, его мечта — сделать так, чтобы самокат можно было арендовать вообще без приложения.

«МТС Юрент» настроен развивать «утилиты», цель — сделать передвижения по городу более позитивными, менее стрессовыми (по сравнению с поездками на авто и в общественном транспорте). «Мы анализируем пользовательский опыт и пытаемся найти сценарии, где сервис может генерить горожанам позитивные эмоции вместо стресса, и идем в эти направления», — отмечает Иван Туринге.

Самый свежий запуск на сегодня «МТС Юрент» анонсировали во время масштабной конференции «МТС Платформа». В приложении кикшеринга на карте города теперь видны собственные и партнерские павербанк-станции «МТС Юрент». Если у абонента кончается заряд на смартфоне, приложение подсказывает, где можно его подзарядить. При этом арендовать павербанк можно не только через приложение «МТС Юрент», но и через базовую платформу для абонентов оператора — приложение «Мой МТС». По словам Туринге, павербанк-станции — еще один способ минимизировать стресс горожанина. К середине июня количество таких станций уже достигло 3 тыс.

Еще одним направлением, которое «МТС Юрент» развивает после сделки, — это развитие собственной hardware-экспертизы (разработки устройств для шеринга). Так, в тестовом режиме «МТС Юрент» уже запустил собственную — более адаптированную к российским погодным условиям — модель электросамоката. Это совместная разработка МТС и белорусской компании Eleven. Самокаты «Юрент 2.0» уже ездят по Нижнему Новгороду, Екатеринбургу и Новосибирску. Скоро они появятся и в других городах Урала.

Вложения в собственную разработку, причем не только самих самокатов, но и инфраструктуры для них (умных зарядок, трекеров) помогут сервису отстроиться от конкурентов и повысить рентабельность.

Общий флот, по данным компании, к концу 2024 года вырастет на 50% — до 150 тыс. устройств. Параллельно «МТС Юрент» тестирует спрос и на каргобайки: у компании есть амбиции выйти на бурно растущий рынок курьерской доставки.

Новые виды транспорта и новые сценарии повысят частоту использования приложения, объясняет Туринге. «Мы считаем эффективность уже не минутами поездок, а количеством улыбок, которые появляются на лицах пользователей после того, как они прокатились на самокате или вовремя зарядили смартфон. Наша совместная цель с МТС — зарабатывать, даря людям счастье».

Реклама. ПАО «МТС», ИНН 7740000076, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4U2t