Спецпроекты • Партнерский материал • 9 марта 2023
Перед пандемией скаутинговая команда МТС в очередной раз принялась мониторить рынок на предмет компаний, чьи продукты так или иначе были бы «комплементарны» телекому. Но случился локдаун и стало очевидно: портфелю необходимы инструменты для видеосвязи.
Так в МТС вышли на Webinar Group — сервис, на тот момент больше известный вебинарами и услугами для онлайн-образования, но при этом с грамотно диверсифицированными направлениями.
С 2008 года главным продуктом компании была одноименная платформа для проведения вебинаров и онлайн-мероприятий. В 2012 году, сильно опередив время, команда запустила We.Study — площадку для организации смешанного обучения, которая особенно выстрелила после перехода образовательных учреждений на «дистанционку». Наконец, у Webinar Group была собственная стриминговая платформа с инструментами для проведения крупных виртуальных и гибридных мероприятий.
Но больше всего МТС интересовала «звонилка» — Webinar Meetings. Телеком-гигант хотел растить внутри экосистемы сильного конкурента Zoom, а в перспективе — создать полноценный функциональный аналог Microsoft Teams. Тем более что база у МТС уже была: гигант приобрел провайдера телеком- и ИТ-решений МТТ и позже запустил на его мощностях облачную платформу МТС Exolve. С ее помощью бизнесы могут разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами и выстраивать коммуникацию с ними в любом формате — от СМС до соцсетей. В совокупности решения МТТ и Webinar под крылом МТС должны закрыть потребности любой корпорации в высокочастотных коммуникациях.
Потенциальный успех Webinar в составе экосистемы МТС был для гиганта очевиден. Помимо того что бизнес Webinar хорошо стыковался с телекомом, он отличался высоким уровнем лояльности — причем не только среди корпоративных клиентов, но и среди разработчиков. И с возможностями МТС небольшая компания с двумя сотнями сотрудников могла получить не только новый скейл, но и возможность освоить новое направление, куда выходить самостоятельно ей было бы слишком дорого.
После короткого знакомства с командой Webinar гиганту стало понятно: их стратегические интересы сходятся. Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова считает, что на первой же встрече между командами появилась химия и они «по-хорошему заразились друг другом». «Когда я впервые увидела [основателя] Александра Альперна, он жил своей компанией, у него в голове было много интересных идей, он был активен и конструктивен», — рассказывает она. Сделку по покупке Webinar на совете директоров, по ее словам, согласовали очень быстро.
В июле 2022 года МТС приобрела 75,5% компании за 2.1 млрд руб. Часть намеренно оставили Альперну и ключевой команде. Альперн и прежняя команда продолжают руководить сервисами и сейчас.
Важные показатели за 2022 год
2 млн
мероприятий прошло на всех платформах Webinar.
30 млн
человек использовали сервисы компании.
В 9 раз
выросло число онлайн-встреч.
В 3 раза
выросло число зарегистрированных пользователей.
В 2 раза
выросло число клиентов компании.
99,97%
— доступность сервисов.
Текущий бизнес Webinar только за счет каналов распространения МТС может прирастать на 30–40% год к году. Но, по словам Инессы Галактионовой, планы на Webinar у покупателя гораздо амбициознее: за два года компания должна стать лидером на российском рынке корпоративных коммуникаций.
Сделка окупится даже быстрее, чем планировалось в 2021 году, говорит Павел Воронин, первый вице-президент по технологиям. На момент составления NPV никто не мог предположить, что рынок «самовысвободится» от западных конкурентов и российское ПО окажется гораздо более востребовано (Webinar входит в реестр российского ПО, Минцифры рекомендует его бизнесу и госкомпаниям).
На 2022 год в B2B-сегменте российские ВКС-решения занимали 45%. Но при постепенном сокращении клиентской базы Zoom и Microsoft, которые перестают выдавать новые лицензии и расширять старые, база российских решений будет расти. По самым скромным прогнозам — на 30% за год.
Основными конкурентами прямо сейчас Павел Воронин называет TrueConf Server и IVA Technologies: как и у Webinar, у каждого из них примерно по 6% рынка. При этом самый значительный рост за 2022 год — 44% — показал именно Webinar. Он обогнал активно развивающихся «Яндекс.Телемост» и «VK Звонки».
МТС развивает Webinar по стратегии Microsoft и Zoom — не как монопродукт, а как UCaaS-платформу. Платформа будет давать крупным клиентам «всё в одном»: от гарантии SLA до самых передовых инструментов вроде распознавания голосовых команд и ай-трекинга.
«За один-два года мы хотим сделать из Webinar лидера на рынке ВКС в России, а затем — полностью функционально сопоставимый аналог Microsoft Teams. Более того, в Webinar будут доски для совместной работы, почтовые ящики, мессенджер и прочие решения для удобного взаимодействия множества сотрудников в едином пространстве», — отмечает Павел Воронин. Webinar уже может «держать» 10 тыс. подключений единовременно. По словам Воронина, это больше, чем любое другое российское корпоративное решение.
«У нас исключительно лидерские амбиции. Ни нахождение в первой тройке, ни второе место на рынке нас не устроит», — резюмирует Галактионова.
Нередко в процессе покупки стартапов у последних начинаются тревожные настроения: сотрудники ждут массовых увольнений или хотя бы смены топ-менеджмента. Покупая Webinar, МТС дала понять: все ключевые сотрудники продолжат работать. Более того, к ним присоединятся множество новых.
Одним из таких сотрудников является Елена Сливко-Кольчик, которая присоединилась к команде в качестве коммерческого директора, — ранее она работала в Microsoft. Она говорит об изменениях, которые произошли в приоритетах компании: «Сейчас мы не только фокусируемся в разработке продукта на потребностях крупного бизнеса, но также совершенствуем и меняем саму модель работы с клиентами. Основная идея — быть не только поставщиком технологического решения, но и, по сути, бизнес-партнером наших клиентов. Вновь созданная команда Customer Success Management призвана играть роль такого партнера, который в постоянном взаимодействии с клиентом развивает возможности наших решений, учитывает потребности разных функций внутри бизнеса, благодаря чему формирует новые области и сценарии использования продуктов».
За два месяца Webinar успел укомплектовать команду на 80%, и к концу 2023 года в штате будет около 200 разработчиков — вдвое больше, чем год назад. «О нас на рынке труда очень хорошие отзывы: разработчиков всегда интересуют компании с солидной технологической репутацией. И у нас как раз такая», — говорит исполнительный директор Webinar Group Александр Сим.
Многое из того, что в продуктах конкурентов приходится делать через трансляцию экрана, у Webinar возможно в режиме совместной работы. Например, несколько сотрудников удаленно могут работать в доске Miro, не заходя при этом в браузер. При трансляции документа на экран переговорки его могут править все подключенные к встрече сотрудники, а не только организатор. Кроме того, встречи по умолчанию записываются автоматически: не нужно переживать, что вы забыли включить кнопку записи и не можете затем переслушать весь разговор.
Сим говорит, что Webinar решает и проблему организации гибридных коммуникаций, когда часть команды находится в переговорке, а часть подключается удаленно. Тем более, что после ухода Cisco и других поставщиков коммутаторы, спикерфоны и прочие гаджеты для переговорок стало некому обслуживать. «Мы почти закончили интеграцию Webinar со сторонним оборудованием: к сервису можно будет подключиться не только с компьютера или телефона, но и через уже имеющееся оборудование, не покупая новое», — рассказывает исполнительный директор. А благодаря ресурсам МТС скоро Webinar сможет работать и без интернета — только по телефонии (как это сейчас возможно, например, в Skype).
Сим подчеркивает: МТС никогда не относилась к Webinar как к обычной «звонилке». Сервис с самого начала занял значимое место в стратегии развития B2B-сервисов МТС. Потенциальный рост не помешает Webinar оставаться стартапом по духу: получая доступ к ресурсам федерального гиганта, команда сохраняет гибкость и свободу творчества.
«У нас очень демократичная и комфортная рабочая атмосфера и нет строгой иерархии. На согласование вопросов, которое в больших компаниях занимает месяцы, у нас уходит несколько часов, максимум день», — утверждает Сим.
Такое отношение у МТС к новому подопечному легко объяснить выгодой самой МТС. «Webinar сейчас нужно бежать максимально быстро: у него есть все шансы занять рынок. Но это возможно, только если сервис останется стартапом внутри МТС. Нагружать и тормозить его ненужными бюрократическими процессами невыгодно прежде всего нам самим», — объясняет Павел Воронин.
Несмотря на то что основной упор команда сейчас делает на развитие корпоративного ВКС, остальные направления продолжают развиваться: ими занимаются самостоятельные команды. А образовательную платформу Webinar Study МТС планирует использовать также и для внутренних потребностей: все — от продажников до монтажников — в МТС проходят регулярное обучение.
«Эта сделка — хороший пример того, как большая компания может покупать маленькую так, чтобы при этом обе были счастливы», — подытоживает Сим.
Постоянная встреча
Заметки и результаты мероприятия
Поднятая рука и реакции
Календарь мероприятий в личном кабинете, прямой переход к ним и размещенным в них материалам
Приложение для MacOS/Windows/Linux
Плагин Google Calendar для планирования и запуска встреч
Упрощение добавления в организацию — по домену, ссылке, API, SSO и «гостевому» входу
Постоянная встреча
Заметки и результаты мероприятия
Поднятая рука и реакции
Календарь мероприятий в личном кабинете, прямой переход к ним и размещенным в них материалам
Приложение для MacOS/Windows/Linux
Плагин Google Calendar для планирования и запуска встреч
Упрощение добавления в организацию — по домену, ссылке, API, SSO и «гостевому» входу
За технологиями при масштабных ресурсах МТС у Webinar дело не станет. Но следующий вопрос — как быстро этот бизнес сможет генерить выручку?
Как только Webinar вошел в портфель МТС, агентская модель продаж, по которой гигант отвечал в основном за лидогенерацию, сменилась. Теперь телеком-оператор продает продукты Webinar как собственные. B2B-сейлзы несколько месяцев изучали нюансы нового для себя продукта, зато теперь объемы продаж выросли кратно, отмечает Галактионова.
Webinar движется к «подписочной» модели: интеграторы и вендоры вроде Softline, «Крока» или «Ланита» могут встраивать его решения в свои линейки. Это значительная часть потенциальной выручки.
По ее наблюдениям, главные «боли» всех корпоративных клиентов без исключения — безопасность и юзабилити. А также бесшовный переход с используемых западных решений. По словам Воронина, эта бесшовность — одна из важнейших внутренних метрик, по которым в итоге МТС будет оценивать работу Webinar.
Прямо сейчас МТС ведет активные переговоры с компаниями в контуре АФК «Система»: некоторые решения Webinar уже используют в «Медси», на очереди другие компании. «Отраслевых приоритетов по клиентам у нас нет: на B2B-рынке просто не осталось сфер, с которыми мы не работаем», — говорит Галактионова.
Переход целой корпорации на новое решение требует времени: каждая компания инструментально подстраивает продукт под собственные нужды и имеющееся оборудование. В МТС это понимают, но настроены позитивно: «Количество и объемы компаний, которые подключаются к Webinar уже сейчас, нас радуют».
«Все наши вложения окупятся, это очевидно. Потому что наша стратегия сейчас — через 1+1 получить 3», — заключает Галактионова.