Спецпроекты • Партнерский материал • 28 ноября 2024
Текст: Анастасия Котельникова
Фото: Getty Images
Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» предназначена облегчить бизнесу доступ к государственным и иным услугам, которые помогут заниматься внешнеэкономической деятельностью.
Благодаря платформе, запущенной Российским экспортным центром (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ) по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», предприниматель может получить меры поддержки в режиме «одного окна» онлайн. Например, экспортер может приобрести страховую и кредитную поддержку, найти партнеров для организации логистики или обслуживания сделки.
Но все перечисленное — малая часть возможностей цифровой платформы. Поскольку «Мой экспорт» задумана как комплексная цифровая экосистема, она охватывает все сферы деятельности экспортера, в том числе начинающего. Например, отдельная часть цифровой экосистемы посвящена обучению и консультациям предпринимателей. Другие сервисы предоставляют аналитику, необходимую в международной торговле. Кроме того, сервисы платформы помогают разместить товар на зарубежной интернет-площадке, оформить лицензии и другие разрешительные документы.
С 2020 года экосистема привлекла более 35 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эксперты полагают, что это количество будет расти с расширением функционала платформы. Для сравнения: в начале работы пользователям было доступно 14 услуг, а в конце 2024 года их уже более 120. Сейчас доступные услуги покрывают каждый этап экспортного проекта. Кроме того, платформа расширяет сотрудничество со стратегическими и коммерческими партнерами, сейчас их 570.
Самыми популярными услугами за время работы цифровой платформы «Мой экспорт» стали получение фитосанитарного и ветеринарного сертификатов и сертификата происхождения товара, аналитические отчеты о товарно-страновом профиле со списком потенциальных покупателей и компенсация участия в выставках и бизнес-миссиях. Востребованы также господдержка транспортировки промтоваров и товаров АПК, подбор маркетплейсов, навигатор по барьерам и требованиям рынков и анализ возможностей экспорта.
Каталог услуг разделен на несколько разделов, которые помогают решать бизнес-задачи.
Обучение ВЭД. Учебные пособия «Школы экспорта» РЭЦ стали одними из самых популярных услуг на платформе. Пособия разбирают частые вопросы экспортеров: налоговые аспекты, таможенное регулирование, логистика. Отдельные справочники посвящены межкультурной коммуникации, выстраиванию маркетинга и возможностям онлайн-торговли.
Можно получить доступ к онлайн-курсам, например по введению в экспорт или эффективному маркетингу. Курсы и пособия бесплатные.
Аналитика и исследования. В этом разделе представлены сводные отчеты по выбранной отрасли, товару, экспорту в какую-либо страну.
Отдельно можно заказать исследование о конкретном целевом рынке. Эксперты предоставляют оценку конкуренции в сфере и конкурентоспособности интересующего товара. Кроме того, аналитики могут сравнить стоимость других товаров с ожидаемой стоимостью интересующей продукции и дать рекомендации по выбору направления экспорта.
Меры государственной поддержки. В этом разделе экспортеры онлайн подают заявки на государственную поддержку и компенсацию части затрат. Среди возможных услуг: компенсации на перевозку промышленных товаров, сертификацию продукции агропрома и лекарств или создание новой продукции с помощью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Сертификация и лицензирование. Сервис ускоряет оформление разрешительных документов разных видов, например, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов. Можно через платформу получить сертификат свободной продажи для регистрации продукции на внешних рынках и экспортные лицензии.
Экспортеры, у которых еще недостаточно опыта в ВЭД, могут найти на платформе аккредитованных коммерческих партнеров в сервисе «Профессионалы экспорта». Там можно узнать требования к маркировке и этикеткам с господдержкой для малого и среднего бизнеса или требования по оценке соответствия продукции, интеллектуальной собственности.
Продвижение на внешние рынки. Чтобы получить помощь в продвижении товаров, экспортер может воспользоваться сервисом по поиску иностранного покупателя, получить консультацию по организации торговли, в том числе по торговле в интернете. Например, бизнесмену могут подобрать наиболее подходящие маркетплейсы.
Участие в зарубежных выставках в рамках коллективных экспозиций под национальным брендом Made in Russia — одна из наиболее востребованных государственных мер поддержки экспорта. Узнать больше и подобрать мероприятия для себя бизнес может на государственной цифровой платформе «Мой экспорт» в разделе «Мероприятия». Например, этой поддержкой воспользовался владимирский производитель «Ламмин».
Сопровождение поставок. Одна из главных проблем начинающих экспортеров — подтверждение 0% НДС. Передать налоговой службе документы, подтверждающие право на компенсацию, можно через цифровой сервис. А перед этим предпринимателю готовы дать консультацию о таможенном оформлении и применении нулевой ставки НДС.
Через сервис можно найти и партнера для организации полного цикла перевозок или поручить доставку продукции ускоренными маршрутными контейнерными поездами «Агроэкспресс».
Финансовые продукты. Через «Мой экспорт» предприниматели могут застраховать себя от риска неполучения оплаты, подобрать аккредитив или банковскую гарантию.
Также через сервис можно получить подбор предложений по финансированию, в том числе льготному финансированию АПК по ПП-512. При необходимости бизнесмен может пополнить оборотные средства с помощью кредитования.
Юридические услуги. Партнеры цифровой платформы готовы оказать правовую поддержку при проведении патентных исследований, охране объектов интеллектуальной собственности или структурированию сделки. В ВЭД нужно разбираться в тонкостях законодательства не только своей страны, но и контрагента, поэтому грамотные юристы часто становятся необходимостью.
Получить услуги платформы «Мой экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» могут любое российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Важно, чтобы бизнес работал в сфере несырьевого неэнергетического экспорта, а опыт и размер компании не важны.
Чаще всего на цифровую платформу приходят компании малого и среднего предпринимательства. Сервисы «Моего экспорта» позволяют им освободиться от рутинных и операционных процессов и сосредоточиться на действительно важных задачах. Например, ускорить процесс подачи различной документации, поскольку лично посещать ведомства уже не требуется.
Прежде чем регистрироваться в экосистеме руководителю компании нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Она гарантирует безопасность операций в интернете. С ее помощью предприниматели регистрируют личный кабинет и получают доступ ко всем сервисам «Моего экспорта».
Зарегистрироваться могут не только экспортеры, но и компании, которые хотят оказывать услуги по внешнеэкономической деятельности. Такая компания может получить статус партнера, но для этого нужно пройти аккредитацию по своему направлению.
Например, «Мой экспорт» помог развивать экспортное направление компании «Ламмин» из Владимирской области, которая производит и экспортирует трубопроводные системы. Ее продукция предназначена для снабжения домов питьевой и холодной водой, а также для внутренней и наружной канализации. Трубы «Ламмин» представлены в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Армении и Грузии.
Компанию нельзя назвать неопытным игроком, и она активно использует возможности платформы «Мой экспорт». С помощью экосистемы производитель подавал заявки на компенсацию части затрат по доставке продукции и сертификацию продукции за рубежом.
Кроме того, «Ламмин» стал участвовать в международных выставках при поддержке Российского экспортного центра (входит в ВЭБ.РФ), например в выставке Aquatherm Tashkent-2022 в Узбекистане. Это помогло выстроить партнерские отношения и заключить договоры на поставки с иностранными компаниями.
«Экспорт является одним из ключевых направлений развития для нашей компании. Тесное сотрудничество с РЭЦ, использование услуг этого института поддержки и следование рекомендациям специалистов открывают перед нами новые возможности по выходу на перспективные рынки и укреплению присутствия в странах, где мы уже представлены», — рассказал директор по экспорту «Ламмина» Дмитрий Гановичев.
Компания VA TECHNOLOGY LLC из Башкортостана, сеть арен виртуальной реальности, до 2019 года занималась различными IT-проектами. Но потом она создала командный шутер от первого лица для игры до 10 человек, обеспечивая эффект полного погружения благодаря современному беспроводному оборудованию. Этот шутер компания решила экспортировать в другие страны.
Одной из главных проблем стало установления деловых связей с зарубежными партнерами. Длительное оформление документов и многочисленные встречи перед заключением контрактов оказались серьезным испытанием для разработчиков.
«Ключевым этапом в развитии компании стал 2020 год, когда благодаря содействию Российского экспортного центра компания вышла на экспортный рынок Казахстана и Белоруссии. Экспорт стал новым направлением для компании, привнеся ряд сложностей, связанных с высокими требованиями к оформлению документов и поиском партнеров за рубежом», — рассказал основатель компании Никита Анищенко.
В 2023 году компания получила услугу «Размещение и/или продвижение на маркетплейсе с господдержкой» на цифровой платформе. Партнер Российского экспортного центра помог подобрать международные электронные торговые площадки, разместить на них товары и разработать стратегию продвижения. Позже партрнер перевел договор на английский и немецкий языки, а также внес правки с учетом законодательства стран и международного права.
VA TECHNOLOGY LLC удалось заключить экспортные контракты с Германией, Румынией, Кипром и Узбекистаном. Сотрудничество с сервисом уже принесло сделки более чем на $100 тыс., а теперь в планах компании выход на рынки Ливана, Франции и Турции.
Совсем другая сфера деятельности у компании Biotime из Новосибирска. Она производит инъекционные препараты, профессиональные пилинги и средства домашнего ухода. Развивать экспортную деятельность компания начала в 2020 году, но поворотным стал 2023 год.
«Миссия Biotime — создавать не только самые эффективные продукты, но и максимально комфортные условия для работы косметологов и их пациентов по всему миру. В 2023 году смогли увеличить объемы продаж в три раза в сравнении с 2022 годом. Но мы заинтересованы не только в сбыте своей продукции, но и в обучении докторов ведущих клиник Вьетнама.Так, проводим семинары и рассказываем, как наиболее эффективно использовать нашу инновационную продукцию. Об успехах нашей компании на вьетнамском рынке был снят видеоролик, который транслировался по национальному телевидению Вьетнама. Важную роль в развитии экспортных продаж сыграли меры государственной поддержки, реализуемые РЭЦ и ЦПЭ», — поделилась своей историей директор компаний ООО «Новые технологии» и ООО «Эсбиэль» Татьяна Лопаткина.
В этом году с помощью сервиса на государственной цифровой платформе «Мой экспорт» «Эсбиэль» разместила свою косметику в национальном магазине на китайском маркетплейсе JD.hk. И уже добилась первых продаж. Еще компания воспользовалась сервисом «Размещение и/или продвижение на маркетплейсе с господдержкой», неоднократно обращалась за услугой «Поиск покупателя с господдержкой». Следующий этап в экспортной стратегии — выход в офлайн-продажи в Китае.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULt3