Одна из самых больших ошибок — плохое знание целевой аудитории. Нужно постоянно исследовать рынок и проблему, которой занимаешься, постоянно общаться и быть внутри. Еще одна из проблем — выгорание предпринимателей, которые полностью отдаются делу. Нам же нужно постоянно расти, стремиться вверх, достигать новых высот. И эта гонка непрерывна: если ты остановишься, очень быстро откатишься назад.
В социальном предпринимательстве самое важное — команда. Она должна быть мотивирована точно так же, как и ты, может быть, даже больше. Соответственно, ты должен быть и тем человеком, кто выстраивает все бизнес-процессы, и личным психологом для всей команды, и мотиватором. Неумение построить баланс — тоже серьезная проблема.
Идея и продукт должны быть масштабируемыми. Любой инвестор, который будет вкладывать деньги, смотрит на твое знание рынка, экспертность, команду. Необходимо создавать тот продукт, который выдержит конкуренцию.
Ставить амбициозные задачи — это необходимость. Чем выше будет эта задача, чем она будет более оцифрована, тем она будет понятней и тебе, и команде. Сейчас мы планируем масштабироваться с помощью франшизы и выходить на социальные инвестиции. Мы хотим кратного роста, и мы к этому стремимся, но без снижения качества.
Мы никогда не приходим с запросами «сделайте что-то для нас». Если мы приходим в любой департамент или правительство с вопросами и просьбами, это всегда то, что касается каких-то системных изменений на рынке. У нас есть поддержка Департамента труда и соцзащиты, большая партнерская программа вместе с ними по обучению и трудоустройству людей. Наши показатели достаточно хорошие и значимые именно здесь, потому что здесь есть наша экспертность.
Важно постоянно учиться, и учиться именно у тех, каким ты сам хочешь стать. Вот смотришь и говоришь себе: я хочу так же, я хочу стать таким же, таким же сильным, таким же мощным, мне нравится его жизнь. И тогда уже начинаешь примерять это на себя.
Самое мощное, что есть в любом бизнесе, — это команда. И самое слабое звено — тоже команда, поскольку твоя компания идет ровно с той скоростью, с которой идет последний член команды. Нужно окружать себя теми, кто будет успевать идти вперед, у кого будет желание делать то же самое, что делаешь ты. В общем, убираем страх, идем и достигаем цели.