11 июня 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Новые ниши, точки роста и любовь клиентов: итоги бизнес-марафона банка «Открытие» и Inc.

11 июня 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Новые ниши, точки роста и любовь клиентов: итоги бизнес-марафона банка «Открытие» и Inc.

В День предпринимателя, 26 мая, банк «Открытие» и Inc. провели онлайн-марафон в необычном формате — голосовых чатах Telegram. 16 «непринимателей» — владельцев малого и среднего бизнеса, которые развивают своё дело вопреки обстоятельствам, — обсудили перспективные ниши и поделились лайфхаками о том, как превращать клиентов в друзей, масштабировать бизнес и извлекать максимум пользы из ошибок. В конце каждого блока герои отвечали на вопросы реальных слушателей, которые те задавали в прямом эфире через Telegram. Делимся самыми интересными моментами.

Куда и как развиваться в 2021-м

Несмотря на кризис, по данным банка «Открытие», за 2020 год 33% компаний в России запустили новые направления, а 60% смотрели на 2021-й с оптимизмом. Поэтому одной из тем марафона был поиск актуальных ниш для бизнеса в ближайшем будущем.

В поиске новых ниш и направлений предпринимателям нужно строить планы не на 2021 год, а как минимум на 2025 год, считает ведущий марафона Александр Горный (сооснователь United Investors, бывший директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group). «В последние десятилетия рынки монополизируются благодаря технологиям. Если раньше малый бизнес — например, парикмахерская в одном из регионов — мог нормально жить, то в 2025 году придут большие сети, которые всем управляют, и малому бизнесу придётся сложнее».

Если обращаться к настоящему, самым привлекательным новым бизнесом для предпринимателей оказалась онлайн-торговля. «Именно в этой отрасли в марте прирост нового бизнеса составил 7,5% при доле ликвидаций 3%, по данным «СПАРК Интерфакс», — рассказала зампред банка Надия Черкасова. Сама она рекомендует предпринимателям искать возможности в продвинутой аналитике, технологиях и CRM.

Ещё одна отрасль, которая пережила в 2020 году бурный рост, — онлайн-образование. Основатель «Нетологии» и Digital Dolina Максим Спиридонов считает, что это естественная реакция общества: и бизнес, и отдельные потребители, по его мнению, чувствуют «катастрофическое отставание образовательной системы от потребностей экономики и кадрового рынка».

«У рынка огромная потребность в специалистах по маркетингу, аналитике, программированию и другим сферам новых оцифрованных технологий. И эта потребность даже близко не удовлетворяется государством, — говорит Спиридонов. — Свидетельство тому — коммерческие образовательные компании, которые за считаный год выскочили на миллиардные обороты выручки — потому что предлагали навыки, реально нужные экономике. Этот фундаментальный фактор рождает большие возможности для нового бизнеса».

«У рынка огромная потребность в специалистах по маркетингу, аналитике, программированию и другим сферам новых оцифрованных технологий. И эта потребность даже близко не удовлетворяется государством, — говорит Спиридонов. — Свидетельство тому — коммерческие образовательные компании, которые за считаный год выскочили на миллиардные обороты выручки — потому что предлагали навыки, реально нужные экономике. Этот фундаментальный фактор рождает большие возможности для нового бизнеса».

По данным «Открытия», 23% российских предпринимателей уже полностью восстановились до уровня прошлого года, а 33% частично или полностью перешли на новые виды деятельности или нашли новые кросс-продуктовые ниши.

«Это свидетельствует о том, что гибкость — сильная сторона малого бизнеса, которая позволяет быстро реагировать на вызовы рынка», — говорит Надия Черкасова.

«Это свидетельствует о том, что гибкость — сильная сторона малого бизнеса, которая позволяет быстро реагировать на вызовы рынка», — говорит Надия Черкасова.

Опытом такой перестройки бизнеса поделился сооснователь международных соревнований IRONSTAR и ROSA RUN Владимир Волошин. Несмотря на локдаун, многие компании из сферы спорта не только не закрылись, но и нарастили своё влияние на рынке. «Многие спортивные бренды запускают смежные продукты: студии фитнеса и йоги делают бут-кэмпы, запускают продукты питания, одежду для спорта, аксессуары. У студии йоги может быть всего один небольшой филиал в Москве, при этом её представленность и влияние через медийные каналы, а также чат-боты и мессенджеры становится безграничной», — рассказывает Волошин. Тезис он иллюстрирует собственным примером: в 2021 году его компания по организации спортивных мероприятий вернулась на допандемийный уровень.

Развивать своё дело и искать новые ниши лучше с надёжным партнером. Для ведения бизнеса вам понадобится оформить расчетно-кассовое обслуживание и счёт. Банк «Открытие» позволяет это сделать прямо из дома: заполните форму, выберите подходящий тариф и управляйте бизнесом в мобильном банке или приложении. Обслуживание счета первые два месяца бесплатно.

Ошибка как инсайт: почему 80–90% бизнесов закрываются в первый год

Несмотря на то что предприниматели ищут новые ниши, пути развития и перестраивают своё дело, по разным данным, 80–90% владельцев бизнеса закрывают его в первый год существования. Основатель студии звукозаписи GRecords Александр Мазур рассказал историю своей личной ошибки:

«После удачного запуска своей первой компании я почувствовал себя гениальным предпринимателем и стал строить бизнес на азарте, плохо следя за финансовыми потоками. Например, деньги для подрядчиков пускал на новый проект. И однажды я оказался перед долгом в 4,5 млн рублей».

«После удачного запуска своей первой компании я почувствовал себя гениальным предпринимателем и стал строить бизнес на азарте, плохо следя за финансовыми потоками. Например, деньги для подрядчиков пускал на новый проект. И однажды я оказался перед долгом в 4,5 млн рублей».

Найти выход из ситуации помогла мама (также предпринимательница): она посоветовала трезво оценить все долги и платить за них сразу же, как появляется возможность. «В итоге, если у меня оказывалась „свободная“ тысяча, я сразу её отдавал, даже если долг перед этим человеком был в сотни раз больше», — рассказывает предприниматель. При этом сам Александр благодарен такому опыту: после него он вывел три «золотых правила» обращения с финансами: на старте бизнеса все передвижения денег контролировать самостоятельно, никогда не использовать деньги из «фондов» (например, для оплаты налогов) на текущие процессы и тратить больше времени и сил на продажи, чем на маркетинг.

За другими провалами и ошибками предпринимателей вы можете следить в сообществе «Неприниматели», которое создал банк «Открытие». Вступить в него может каждый, кто, как и герои нашего марафона, не боится бросить вызов обстоятельствам и ищет вдохновение в реальных кейсах бескомпромиссных предпринимателей.

Основательница Skillfolio и эксперт в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская считает, что это очень показательная история для начинающих бизнесменов. «Многие стартапы увлекаются своим продуктом и делают только то, что им комфортно. Но каждый предприниматель должен спрашивать себя и свою команду о том, что может убить бизнес, что они будут делать и что не будут, чтобы бизнес не закрылся», — говорит Шиманская. По её словам, бизнес-чутьё делимо с общечеловеческой чуткостью — одним из главных аспектов эмоционального интеллекта.

Ещё более драматичной историей поделился CEO Agenda.Media Олег Бармин. До 2008 года Бармин управлял автомобильным холдингом с оборотом $100 млн, но в кризис компания обанкротилась, а сам Олег остался с кредитами на 330 млн рублей и долгом — на $3,5 млн. По жалобам банков на него возбудили три уголовных дела, сам предприниматель на некоторое время попал за решётку, но вышел за отсутствием состава преступления. «С этого момента моя жизнь разделилась на до и после», — говорит он.

Из родного Архангельска, где оборвались не только профессиональные, но и личные контакты, предприниматель переехал в Москву. Все свои злоключения он описывал в ЖЖ, а затем — в книге (вышла в издательстве «МИФ» и стала бестселлером). Подписчики блога помогли собрать ему нужную сумму на открытие цветочного магазина: первые три года Бармин в прямом смысле жил в магазине — денег на полноценное жильё у него не было. Бизнес оказался сложнее (высококонкурентный, низкомаржинальный и почти немасштабируемый), чем предприниматель мог вообразить: «За десять лет я обколол розами слишком много рук и решил переключиться». Другой предприниматель на его месте опустил бы руки, но Бармин не сдался: сегодня у него процветающая компания, а сам он — владелец одной из крупнейших пасек в России. По его словам, сегодня он уже ни в чём не боится ошибиться:

«После того как тебе грозит тюрьма, любая проблема кажется неважной. Ты учишься расставлять приоритеты, ценить опыт, который дают тебе эти ошибки, и больше не боишься».

Виктория Шиманская считает этот подход абсолютно продуктивным с точки зрения эмоционального интеллекта. На марафоне она привела в пример упражнения, которые помогут извлечь из ошибок выгоду. Для этого она предлагает использовать практику «10-10-10»: на любую неприятность нужно посмотреть в разрезе 10 дней, 10 месяцев и 10 лет. Благодаря этому большинство проблем, которые сейчас кажутся серьёзными, перестанут такими казаться, а некоторые станут источником нового незаменимого опыта. Также Шиманская предлагает рассматривать ошибки не только с негативной, но и с позитивной стороны, думая, за что вы могли бы быть им благодарны.

Ещё одной практикой подхода к ошибкам поделился основатель спортивного холдинга I Love Supersport Максим Журило. Он предлагает обратиться к опыту стоиков, которые делили происходящие вокруг нас события на три части: то, что мы не способны контролировать (например, курс доллара или коронавирус), то, что можем контролировать лишь частично (например, результаты на соревнованиях), и то, что находится под нашим полным контролем. По словам Журило, стоики советуют фокусироваться на том, что мы можем контролировать, не переживая за то, что нам недоступно. «По этим правилам жил, например, римский император Марк Аврелий, а он уж точно управлял куда более мощной структурой, чем любой российский бизнес», — шутит предприниматель.

Как и когда масштабировать бизнес

На марафоне обсудили и проблему масштабирования. Александра Жаркова, соосновательница SETTERS, одного из самых ярких креативных агентств на медийном рынке России, считает: даже в 2021 году хороший креатив решает всё. Компания существует с 2015 года, и первые пару лет её клиентами были в основном представители МСБ. Но к трёхлетию SETTERS начали сотрудничать с федеральными компаниями: штат из 30 человек резко вырос до 180, а основатели запустили ещё два продукта: образовательный проект SETTERS EDUCATION и wellness-продукты под брендом re-feel. Не сойти с ума помогло чёткое разделение обязанностей: Александра ведёт бизнес с двумя партнёрами, каждый из которых закрывает в компании свои функции, при этом в любое время готов на «креативный брейншторм».

Самый мощный толчок компания получила после знаменитого кейса с «Пышечной»: сотрудники SETTERS едва ли не в шутку завели для консервативной питерской «Пышечной» фейковый инстаграм — в инкогнито-стиле и с провокационными шутками. Кейс получил широкий охват в СМИ, при этом «исполнители» проекта долго оставались неизвестны. «После этого к нам стали обращаться крупнейшие российские компании.

Мы до сих пор регулярно получаем запросы в духе «Хотим такой же креатив, как у „Пышечной“. Но мы такого точно больше никогда не сделаем: уникальность — наш принцип», — говорит Жаркова.

Мы до сих пор регулярно получаем запросы в духе «Хотим такой же креатив, как у „Пышечной“. Но мы такого точно больше никогда не сделаем: уникальность — наш принцип», — говорит Жаркова.

Но как масштабировать бизнес, который в меньшей мере завязан на креативе? Например, компаниям из сферы ретейла. Один из самых эффективных инструментов для этого — маркетплейсы, считает генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. «Объем онлайн-продаж во всем мире сегодня равняется примерно $3 трлн, и весь российский e-commerce составляет в нём не больше 1%. Российские продавцы почему-то рассматривают в основном отечественные маркетплейсы, в то время как их потенциал на международных площадках может быть гораздо больше, — рассказывает он. — Так, за год количество продавцов из России на eBay выросло на 39%, это почти 20 тысяч новых пользователей».

За 2020 год число продавцов из России на eBay выросло на 39%.

По мнению Ильи Кретова, главные факторы удачи на маркетплейсах почти для любого бизнеса одни и те же: грамотная оптимизация заголовков и ключевых слов, большое количество подробных фотографий продукта («на маркетплейсах покупают глазами») и описаний, а также комфортный сервис — например, выбор между несколькими операторами доставки, оперативные ответы продавца и так далее.

Позиция Кретова оказалось созвучна основательнице производства ореховых паст Natty’s Юлиане Николаевой: «Для нас маркетплейсы, по сути, защита от экономической нестабильности в России: в любой момент мы можем выйти на маркетплейсы США или Китая. По поводу общемировой экономической ситуации мы не переживаем: во время пандемии спрос на продукты питания вырос кратно». До некоторого времени почти весь процесс производства Юлиана контролировала сама, несмотря на то, что ее продукты продаются в федеральных сетях по всей стране.

«Первую линейку вкусов (как и дизайн упаковок) я создавала сама. Моей задачей было вывести на рынок полностью натуральный продукт, который будет полезнее, а главное — вкуснее американских аналогов. Это притом, что в США арахисовая паста — вообще один из самых популярных продуктов, — рассказывает Юлиана. — Сейчас вкусовой палитрой занимается технолог, я только тестирую. Недавно мы плотно занялись RND и закупкой оборудования для тестирования. Интересно, что классические вкусы лучше продаются в ретейле, а вот более дорогие, лимитированные линейки (например, арахисовая паста с тыквой — к Хеллоуину) активнее разбирают на маркетплейсах».

«Первую линейку вкусов (как и дизайн упаковок) я создавала сама. Моей задачей было вывести на рынок полностью натуральный продукт, который будет полезнее, а главное — вкуснее американских аналогов. Это притом, что в США арахисовая паста — вообще один из самых популярных продуктов, — рассказывает Юлиана. — Сейчас вкусовой палитрой занимается технолог, я только тестирую. Недавно мы плотно занялись RND и закупкой оборудования для тестирования. Интересно, что классические вкусы лучше продаются в ретейле, а вот более дорогие, лимитированные линейки (например, арахисовая паста с тыквой — к Хеллоуину) активнее разбирают на маркетплейсах».

Модель маркетплейсов может быть интересна не только классическому ретейлу. Например, именно в этом направлении сейчас развивается Timepad, активно переходящий на подписную модель. «Раньше с нами работали только ивентщики, а сейчас мы привлекаем всех креативных предпринимателей — от экскурсоводов и организаторов музыкальных вечеринок до репетиторов, — рассказывает CEO сервиса Варвара Семенихина. — Раньше было так: создаете один экскурсионный тур, а потом его продвигаете через клиентов в потоковом режиме. Но сейчас вы делаете наоборот — находите аудиторию, чьи ценности вам созвучны, и затем привлекаете её к своим продуктам».

Как подружиться с клиентами и сделать их своими последователями

Во время обсуждения темы генеральный директор агентства Qmarketing Ирина Цибизова посетовала, что российские бренды всё ещё часто работают лишь на привлечение новых клиентов, забывая поддерживать отношения с постоянными покупателями. «Разговаривайте со своей аудиторией, делайте мини-custdev — проблемные и глубинные интервью с клиентами, — созванивайтесь с ними, получайте обратную связь, — советует она. — Используйте триггерные карты, а ещё — обучающие истории для аудитории, например партнерские вебинары». По мнению Цибизовой, всё это поможет сформировать вокруг бренда целостное и постоянное комьюнити.

Именно по этой линии развивался онлайн-магазин натуральной косметики 4fresh: сегодня это один из лидеров рынка, но, по словам директора по маркетингу Карины Шевченко, «воспитывать» своего покупателя компании приходилось почти с нуля. «Для этого мы создали полноценное СМИ про здоровый образ жизни, сейчас это самостоятельный бизнес-проект — издание работает на удержание старых клиентов, — рассказывает Шевченко. — Ещё мы организовали клуб для постоянных клиентов: каждый год на офлайн-мероприятиях собирается по 10–25 тысяч человек, там мы предлагаем посетителям первыми протестировать продукты и новые предложения».

Первые три года существования бизнес должен работать не столько на продажи, сколько на имидж — считает пиар-консультант Алина Войнова. «Искренность в бизнесе — 50% успеха, фальшь очень хорошо считывается. Всё должно быть прозрачно, никаких „цену пришлю в директ“ — люди не хотят делать дополнительные шаги и заморачиваться. Чем чётче выстроена ваша коммуникация с пользователем — тем лучше», — говорит она.

В целом все спикеры сошлись на том, что в России уже сформирован тренд на честность малого бизнеса и главная составляющая завоевания любви клиента — искренность. По словам сооснователя кооператива «Чёрный» Артема Темирова, количество постоянных клиентов его компании превышает 50%:

«Все потому, что мы не пытаемся привязать к себе людей искусственно. Наоборот, у нас много фильтров, которые могли бы людям не нравиться: странная музыка, нет вывески, нестандартный онлайн-магазин. Наших клиентов привлекают наши ценности, и главная — ценность человека. Мы поддерживаем благотворительные проекты, собираем деньги через краудфандинг и организуем сборы для НКО — то есть привлекаем людей сопричастностью».

«Все потому, что мы не пытаемся привязать к себе людей искусственно. Наоборот, у нас много фильтров, которые могли бы людям не нравиться: странная музыка, нет вывески, нестандартный онлайн-магазин. Наших клиентов привлекают наши ценности, и главная — ценность человека. Мы поддерживаем благотворительные проекты, собираем деньги через краудфандинг и организуем сборы для НКО — то есть привлекаем людей сопричастностью».

Во время марафона на связь со спикерами выходили слушатели — предприниматели из разных уголков России. Они задавали экспертам вопросы и просили советы о развитии своего бизнеса.

Например, на вопрос владелицы онлайн-студии дизайна о том, как завоевать доверие клиентов, которые привыкли скорее к офлайн-заказам и покупкам, инвестор Александр Горный посоветовал не бояться отсутствия у бизнеса физических точек. Он заверил, что в 2021 году даже более-менее консервативные клиенты «уже верят онлайну, а некоторые — настолько, чтобы даже покупать через интернет квартиру». К марафону также подключился бывший коллектор, который, занявшись бизнесом, сам столкнулся с долговыми обязательствами. Он спросил экспертов, станут ли банки адаптивнее и лояльнее к предпринимателям в кризисе. Заместитель начальника управления дистанционных продаж банка «Открытие» Мария Зленко объяснила, что банки всегда заинтересованы в помощи предпринимателям, но вынуждены соблюдать законодательные ограничения, поэтому не всегда могут пойти на уступки клиентов.

«Чем лечить запущенный случай, лучше постараться купировать болезнь с самого начала, — считает Мария. — Начинающим предпринимателям важно подтягивать финансовую грамотность: не занимать у друзей (чтобы не осложнять отношения), не допускать базовых ошибок в обращении с финансовыми потоками, чтобы случайно не попасть под санкции 115-ФЗ».

Аудитория также задавала и другие вопросы экспертам в чате телеграм-канала «Неприниматели». Присоединяйтесь к сообществу, делитесь своим опытом, а банк «Открытие» продолжит приглашать участвовать в эфирах топовых российских предпринимателей, с которыми сможет поговорить любой желающий.


© 2014-2021, ПАО Банк «ФК Открытие».

Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014.

115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4.

Банк «Открытие» — зарегистрированный товарный знак ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие».