30 апреля 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Здесь и сейчас: как корпорации находят новые решения с помощью «Московского акселератора»

Акселераторы стали привычным инструментом для поиска решений. Как можно использовать их ещё эффективнее, как запустить акселератор при поддержке города и как внедрение решений стартапов помогает корпорациям — рассказывает Ксения Борбачева, заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы.

— В мире более 7 тыс. бизнес-инкубаторов для стартапов — как частных, так и государственных, в России их тоже немало. Как вы планируете не потеряться на их фоне?

— Действительно, это огромная экосистема, и она растёт, потому что есть спрос. Airbnb, Dropbox, Twitch, Grab, Canva прошли акселерацию от Y Combinator и 500 Startups. И конечно, мы изучали их опыт при создании нашего проекта. Но для российского рынка «Московский акселератор» принципиально новый продукт. На одной площадке мы объединяем сразу три стороны: город, корпорации и стартапы. Все стороны заинтересованы в сотрудничестве — государство и корпорации оказывают необходимую поддержку технологическим компаниям, а те, в свою очередь, разрабатывают и масштабируют инновационные продукты и сервисы, выходят на новые рынки, увеличивают капитализацию и демонстрируют значительный рост выручки, создают новые рабочие места, что в конечном счете оказывает положительное влияние на всех участников экосистемы.

— И какие обычно запросы у корпораций?

— Совершенно разные. Мы запустили уже 9 треков по разным направлениям: логистика, образование, управление недвижимостью, биотех и цифровая медицина, финтех и legaltech, маркетинг, строительство, инжиниринг, металлургия. У Агентства инноваций Москвы есть экспертиза во многих сферах, именно поэтому тематики запускаемых нами акселераторов постоянно расширяются и дополняются. Летом прошлого года в партнёрстве с «Ассоциацией ФинТех» и семью крупнейшими банками мы запустили трек FinTech. А сейчас до 12 мая принимаем заявки на трек PipeIndustryTech, партнёром которого стала Трубная металлургическая компания, входящая в тройку лидеров мирового трубного бизнеса. У нас есть опыт организации успешных треков сразу с несколькими корпорациями. Например, трек BioMedTech мы провели в партнёрстве с компаниями «ХимРар» и «Инвитро». Помимо того что обе корпорации запустили пилоты с выпускниками акселератора, партнёрам удалось найти общие точки соприкосновения, что открыло перед ними возможность создания нового продукта.

Треки Московского акселератора

Реализованные


1. Цифровые сервисы («Яндекс»).

2. Biomedtech («Инвитро» и «ХимРар»).

3. FinTech («Ассоциация ФинТех», Банк «Открытие», СКБ, ПСБ, Газпромбанк, Совкомбанк, Кредит Европа банк, Почта банк).

4. Трек MarTech («МегаФон»).

Текущие


5. Трек BuildTech («Северсталь»).

6. Трек EngineeringTech (НИК и Dassault Systemes).

7. Отраслевой акселератор совместно с ГК «Росатом».

8. FutureBank (Банк Уралсиб).

9. PipeIndustryTech (ТМК). Идет прием заявок до 20 мая 2021 года.

— Кто и как отбирает стартапы?

— Экспертный совет, в который входят представители корпорации-партнёра, рыночные эксперты и эксперты профильных департаментов правительства Москвы. Изначально мы с корпорацией проговариваем технологические направления, при необходимости проводим стратегическую сессию и формируем запросы. Далее мы собираем воронку из 300–400 проектов, из которых корпорация выбирает 30 стартапов. А на совместный акселератор с компанией «Яндекс» мы получили 900+ заявок. Далее экспертный совет (корпорации, эксперты рынка и профильных департаментов правительства Москвы) оценивает заявки и определяет самые перспективные компании и команды, которые проходят в акселератор. Конкурс высокий: на одно место в среднем более 12 стартапов, но у лучших команд появляется возможность поработать с корпорациями и городом.

Участие в программе «Московского акселератора» помогло нам скорректировать план разработки на 2021 год, в том числе благодаря обратной связи от банков. Мы очень долго откладывали разработку видеозвонков, а сейчас это одна из первоочередных задач. Мы перестроили и предложение по ценам. Банки помогли найти узкие места в коммуникации, мы провели множество демонстраций и несколько пилотов. На текущий момент активно развиваем облачную версию, корпоративную версию (уже есть заказчик). У нас около 1500 пользователей ежедневно. Наша цель — стать бизнес-мессенджером №1 в России за ближайшие два года и выйти на зарубежные рынки.

Левон Гекчан, tada.team (мессенджер для бизнеса с функцией управления задачами)

— А что делать тем стартапам, для которых не нашлось трека?

— Искать другую «точку входа» в экосистему. У нас уже больше полугода работает «Песочница «Московского акселератора». Благодаря этому инструменту стартапы получают возможность посещать мероприятия Агентства инноваций с участием городских структур и корпораций для того, чтобы заявить о себе и получить возможность обсудить свои идеи и продукты с непосредственными заказчиками.

— В чём польза акселератора для корпораций?

— Сегодня рынок потребителя. Все хотят получать лучшие услуги и сервисы, новые товары и продукты, ждут от бизнеса индивидуальных предложений. Мы предлагаем корпорациям найти новые продукты/решения и сервисы для дальнейшего внедрения в экосистему корпорации или запуска нового бизнес-юнита.

Для нас решающим фактором для участия в акселераторе стала возможность запуска пилотов с партнёрами трека. Еще было полезно посмотреть, что есть на рынке, понять тренды, организовать нетворкинг. В результате нашим проектом заинтересовался Департамент здравоохранения Москвы и сейчас мы пилотируем решение в одной из ведущих больниц Москвы, а также развиваем сотрудничество с частными клиниками.

Сергей Чепиков, Точка зрения (медицинская система, основанная на технологиях машинного обучения)

— Чем можно измерить успех «Московского акселератора»?

— Мы запустили почти 200 пилотов совместно с корпорациями и профильными городскими структурами, а наши выпускники привлекли более 238 млн рублей. В планах на предстоящий год — шесть новых треков, участниками которых станут 180 стартапов. Настоящий успех — это рост новых технологических гигантов. Мы надеемся, что наша программа поможет вырастить не один «Яндекс».

Благодаря участию в «Московском акселераторе» нам удалось собрать информацию о внутренних процессах работы банков-партнёров, что помогло нам скорректировать наше предложение для банковского сектора. Мы уже успели поработать с такими компаниями, как «Яндекс», Сбербанк, ВТБ, а в конце прошлого года мы успешно запустили проект с крупной компанией «Первый ЦУПИС» — наш стартап помогает защитить платежи клиентов платформы.

Олег Кузнецов, Cybertonica (услуги по предотвращению мошенничества с помощью технологий адаптивной аутентификации и анализа транзакций на базе машинного обучения)

«Московский акселератор» в цифрах:

2800

заявок от стартапов было получено за первый год работы акселератора

9

выпускников акселератора вышли на международный рынок

238,6

млн рублей инвестиций привлечено выпускниками программы

186

пилотных проектов запущено в 2020 году

30

партнеров проекта