Спецпроекты • Партнерский материал • 29 сентября 2023

Спорт и музыка в горах

как развивать фестивали в новых условиях — опыт команды New Star Camp

Текст: Наталия Владимирова


New Star Camp — один из немногих оставшихся в России фестивалей не только с музыкальной составляющей. Впервые это спортивно-музыкальное мероприятие в горах прошло в 2008 году. В 2017 New Star Camp получил постоянное место прописки — курорт «Роза Хутор» в Сочи. Организатором фестиваля выступает агентство спортивного маркетинга We Are in Sports, которое основал инженер и энтузиаст сноубординга Игорь Игнатьев. С 2022 года к New Star Camp добавился ежегодный осенний фестиваль New Star Weekend. Игнатьев рассказал, как за 15 лет трансформировалась концепция фестиваля и как его команде удается развивать бизнес в новых условиях — без традиционной поддержки от зарубежных брендов и западных артистов.

— Как менялся формат New Star Camp и как он адаптировался к новым условиям?

— Изначально New Star Camp родился в Санкт-Петербурге как однодневный большой спортивно-музыкальный фестиваль. Буквально на второй год мы получили статус зимнего фестиваля в мировом рейтинге Ticket to Ride и две звезды. Со временем доросли до четырех звезд. В 2011–2013 гг. мы были одним из крупнейших российских фестивалей с хорошим призовым фондом, на который приезжали международные атлеты. Помимо спорта, мы всегда делали яркое шоу. Например, однажды мы поставили трюк с прямой трансляцией: с огромного, двадцатиметрового трамплина прыгал КамАЗ, и в этот момент с него люди делали сальто на снегоходах.

В 2014 году мы решили поменять формат фестиваля на формат кэмпа. Сноуборд-кэмп — это когда люди собираются на несколько дней и большую часть времени проводят в горах, катаясь по специальным фигурам. Первый кэмп прошел в Сочи в 2014-м. В 2019-м к спортивной и развлекательной частям мы решили добавить много музыки, потратили на это большой бюджет. Привезли несколько крутых иностранных артистов. До сих пор лестно, когда говорят: «Ой, да New Star Camp — это сплошная музыка, спорта все меньше!» Но на самом деле спорта с каждым годом все больше. Это значит, что фестиваль стал просто местом, куда можно съездить и классно отдохнуть.

— А почему решили сделать еще и осенний фестиваль?

— Идея родилась во время пандемии. У нас большое комьюнити, которому пошел второй десяток лет. Есть люди, которые не пропускают ни одного фестиваля, у них своя мотивационная программа. Мы, вдохновившись долгим карантинным отдыхом в горах, решили, что нашему комьюнити обязательно нужен еще и фестиваль в теплое время. Посмотрели на старые локации новыми глазами. Сняли тизер с командой Sila Sveta и Stereotactic, запустили в сеть. Но из-за ужесточившихся условий по ковиду провести фестиваль удалось только в 2022 году — уже в новых реалиях, без иностранных брендов, которые приостановили свои маркетинг-активации. Решили делать в формате короткого кэмпа — с четверга по воскресенье. Хотя у нас есть спорт, музыкального контента в осеннем фестивале все-таки больше.

— Получается, осенний кэмп короче и более музыкальный. Чем он еще отличается?

— Он более доступный по деньгам. Есть стереотип: чтобы поехать к нам на зимний фестиваль, ты должен уметь кататься, а это очень дорого. Мы с этими стереотипами давно и упорно боремся. На осенний фестиваль никакого порога входа нет вообще. Например, не надо подбирать экипировку и вообще уметь кататься на чем-либо.

У нас есть ощущение, что в ближнесрочной перспективе осенний фестиваль будет больше зимнего. В этом году солдаут наступил неожиданно быстро — уже за полторы недели до ивента в продаже оставались только последние номера внизу, на отметке 560 метров. А всего на New Star Weekend 2023 приехало 7000 гостей.

— А что с лайнапом фестиваля? Как справились с отсутствием зарубежных артистов?

— Сейчас практически на каждом мероприятии список артистов не меняется, так как их ограниченное количество. Мы пошли другим путем и создали концепцию, которую назвали The Waterfall. Река течет спокойно, пока она ограничена двумя берегами. А когда подходит к водопаду, с дикой скоростью возникают абсолютно новые формы. Наша идея в том, что даже этим постоянным артистам можно подготовить абсолютно другую программу. Мы установили четыре музыкальные сцены в действительно уникальных природных местах. Одна называлась Escape от билайна, она находилась на вертолетной площадке с роскошным видом на горы. Сцена Main, которую мы сделали совместно с Sila Sveta, была в Горной Олимпийской деревне на Аллее флагов, культовом месте, где проходили Олимпийские игры. Были еще дополнительные сцены, куда мы привезли молодых артистов.

Этот фестиваль создают сами горы. Когда человек на четыре дня покидает мегаполис и приезжает в горы, у него мини-отпуск и отличное настроение. Многие артисты говорят, что редко видят такую отзывчивую, теплую публику.

Осенний фестиваль тоже включает спортивную и аутдор-составляющую. Как это разнообразит опыт гостей?

— На зимний фестиваль мы привозим лучших сноубордистов и лыжников страны. Но осенью мы решили уйти от профессионального спорта. Мы хотим сделать ивент, благодаря которому новые люди смогут полюбить горы так же, как мы, и начать ездить в них каждый год. Например, у нас есть Party Hike. Мы выбираем музыкального гида — в прошлом году у нас был Антоха MC, в этом — Therr Maitz. Гид собирает всех на отметке 1,1 тыс. м, проводит там музыкальную разминку, а потом все вместе идут пешком на отметку 1,6 тыс. метров, это семь-восемь км. Это очень легкий маршрут, для которого не нужна экипировка. На вершине музыкальный гид дает концерт. Эта активность была прямо разрывной в прошлом году, поэтому мы ее повторили на фестивале этого года. Прогулка на свежем воздухе в горах среди близких тебе по духу людей, а потом приватный концерт.

— Как артисты реагируют на такие предложения?

— Это довольно нестандартно для них. Therr Maitz привыкли собирать большие концертные площадки. Но идея им понравилась. Еще одну интересную активность мы организовали совместно с магазином Peak. Они специализируются на модном технологичном аутдор экипе. Мы придумали шоссейную гонку для модников — любителей велоспорта. Сделали лимит в сто участников. Они собирались в Роза Долине и поехали вверх восемь километров. Это известный маршрут в приложении Strava, и многие знают свой результат на этом отрезке. Задача была — улучшить его или отметиться на маршруте впервые. То есть это гонка на выносливость, на подготовку. Еще мы организовали мастер-классы для скейтеров.

А с другим партнером, S7 Airlines, организовали BMX Action. Пригласили восемь самых титулованных российских BMX-спортсменов полетать. Были еще пешие маршруты, йога в горах. То есть каждый нашел себе что-то по силам и настроению.

— А кто придумывает все эти активации?

— Мы встраиваем партнеров в программу, а не создаем программу вокруг них. Потому что с годами мы поняли: это единственный способ сохранить энергетику фестиваля. Например, Яндекс Плюсу в этом году мы предложили уникальный экспириенс: один из гостей, Izhevski, сыграл свой дневной сет в Парке водопадов «Менделиха». Чтобы попасть туда, надо было подняться на подъемнике на самую вершину, 2300 м, а оттуда спуститься на южный склон и пройти до очень живописного водопада на сет. Все мероприятие заняло четыре-пять часов. Люди были очень довольны. Входной билет был — подписка на «Яндекс Плюс». Мы очень рады, что наши партнеры поддерживают все наши сумасшедшие идеи о том, как лучше рассказать о своих продуктах и сервисах.

— Взаимодействие с партнерами с самого начала было таким или вам пришлось долго зарабатывать репутацию?

— За плечами фестиваля стоит команда агентства We Are in Sports. А мы живем всем этим, знаем горы как свои пять пальцев, поэтому наши идеи на порядок выше того, что могут предложить другие агентства. Поэтому партнеры нам доверяют.

— Уже что-то известно о зимнем фестивале?

— Да, мы определили даты: 24–31 марта. Генеральным партнером в этом году становится Альфа-Банк. Наша экосистема придумана, чтобы саму себя подпитывать: на осеннем фестивале новичок понимает, что хотел бы побывать еще и зимой. А те, кто приезжал зимой, уже знают, что мы делаем на протяжении 15 лет, и смело нажимают кнопочку «купить билет» на осенний фестиваль.

— А чувствуется ли как-то отток участников, снижение их платежеспособности?

— На зимнем фестивале прошлого года мы сохранили цифры партнерского участия. Для нас это был челлендж, потому что среди зарубежных брендов множество тех, у кого культура экшн-спорта в ДНК уже десятилетиями, — Audi, Red Bull. Нам потребовалось больше времени, чтобы убедить российские бренды в том, что наши идеи имеют вес. Но плюс в том, что многие российские компании не играли на этом поле. Когда они видят медиаотклик и объем контента, который генерируют участники, они приходят в восторг.

Мы сильно переживали, что участников будет меньше. Кроме того, начали продавать поздно, не в сентябре — октябре, как обычно, а в конце января. Но по количеству людей в итоге остались в тех же цифрах. Теперь мы видим рост интереса, потому что сейчас мероприятия для активного яркого отдыха можно пересчитать по пальцам.

Кроме того, мы проводим фестиваль в марте и не попадаем в календарь многочисленных летних мероприятий. Это первое выездное мероприятие сезона, на котором многие бренды тестируют стратегии на лето. Мы должны выполнять обязательства по заполнению курорта по контракту с «Роза Хутором», но солдаут наступает так неожиданно, что планируем включить в пакет бронирование на соседних курортах. Наверное, если бы все осталось по-прежнему, мы бы росли гораздо активнее. Сейчас рост +20% к самым успешным 2018–2019 гг.

— Вы по специальности инженер в области оптоэлектроники. А сноуборд — это увлечение. Как вам удалось сделать хобби бизнесом?

— У меня никогда не было никакой бизнес-модели или бизнес-задачи. Я увлекаюсь сноубордингом с 2002 года. Мы назвали кэмп New Star, потому что хотели просто открывать каждый год новых звезд сноубординга. Параллельно появилось агентство, мы стали делать большие проекты, инвестировали деньги, заработанные на них, в фестиваль.

Наверное, это не очень разумно, и меня часто команда пытается останавливать: «Игорь, хватит уже намазывать!» А я: «Давайте вот здесь улучшим, здесь расширим!» Раньше выручка агентства против выручки фестиваля была 70 на 30, а сейчас два фестиваля дают столько же, сколько все другие активности с брендами.

Я прочитал, что женщина, которая 20 лет стоит за рулем фестиваля Burning Man, решила, что им нужен план устойчивого развития на несколько десятилетий вперед. Эта идея крепко засела у меня в голове. Десятилетия нынче летят быстро. Так что мы тоже планируем сформировать отдел устойчивого развития и заняться фестивалями на еще более качественном уровне.

Наш продукт по стоимости конкурирует с отпуском или с приятной большой покупкой. Если каждый год зовешь людей на такой фестиваль, то ты должен все время поднимать планку. Думаю, у нас это получается!