Спецпроекты • Информационное партнерство • 4 сентября 2025

Текст: Дарья Зайцева
Согласно совместному исследованию АНО «Агентство креативных индустрий» и Reksoft, основной спрос на ночные товары и услуги есть у поколений Y и Z. По данным 2ГИС на декабрь 2024 года, ночью открыты 1,63 тыс. заведений, что составляет около 5% предприятий общепита, до 23:00 работают 8% ТРЦ.
Помимо этого, различные товары все чаще заказываются ночью, а сервисы доставки еды в более позднее время имеют повышенный спрос, особенно в выходные дни и праздники.
Ночная экономика характерна для современных мегаполисов. По всему миру развиваются ночные рынки, маркеты, вечерние шоу. В азиатских странах именно ночью оживают целые районы: туристы и местные жители не спят и выходят на самые тусовочные улицы города. Отличный пример — центр Бангкока: там открыты специальные ночные рынки, которые днем не работают вообще. В одном из знаменитых районов — Каосан Роад — и вовсе не бывает тихих ночей.
Мегаполисы инвестируют в ночную экономику, благодаря чему увеличивают городской бюджет: например, такой вклад в экономику Нью-Йорка оценивается в $ 35 млрд, Лондона — в £ 26 млрд, Берлина — в €1,2 млрд.
Ночью законы рынка те же: бизнесу приходится бороться за клиента. Ночные бары придумывают необычные концепции, рестораны разрабатывают специальное ночное меню, гастропространства организовывают концерты и приглашают самых популярных исполнителей. Все это помогает бизнесу привлекать новую аудиторию и увеличивать средний чек. Работа заведений в ночное время имеет много преимуществ: такие смены помогают бизнесу больше зарабатывать. Это еще и увеличивает количество рабочих мест в городе.
Разумеется, полноценного развития ночной экономики не было бы, если бы не транспортная доступность в Москве: до ресторана, посетитель ты или сотрудник, всегда можно добраться и на общественном транспорте, и на такси — и всегда быстро и безопасно.
Москва — глобальный культурный центр, где новые тренды моментально находят отражение в искусстве, кросс-культурных событиях и арт-проектах.

Развитие ночной экономики помогает городу наращивать турпоток, создает новые сферы бизнеса, увеличивает налоговые поступления в бюджет. И Москва располагает неограниченными возможностями для развития ночной жизни: «Ночь в музее», иммерсивные шоу, экскурсии по ночной Москве, бары, фестивали, гастрорынки — все это привлекает миллионы туристов.
Ночной досуг важен для иностранных путешественников. Так, 24% гостей из-за рубежа ранее отмечали, что ожидают насыщенной ночной жизни в российской столице.
Преимущество Москвы в том, что здесь безопасно даже ночью: город развивает системы видеонаблюдения и внедряет ИИ в системы мониторинга. Это город, в котором все работает круглосуточно. Он дает жителям зарабатывать и отдыхать в любое время суток.
С каждым годом в столице появляется все больше культурных пространств и мероприятий, которые ждут посетителей после заката. Ночная жизнь уже давно вышла за пределы клубов и баров — аудитории больше интересны современная музыка, гастрокультура, шоу.
Все это можно встретить в одном месте: так, в Москве уже во второй раз проходит крупнейшее событие, посвященное электронной музыке, — «Портал 2030–2050», участниками которого стали 110 диджеев из 13 стран мира. Благодаря этому событие привлечет не только москвичей, но и жителей других городов России. В рамках стратегии мэра Москвы до 2030 года 90% туристов должно приезжать в столицу из российских регионов — для достижения этого показателя важно развивать культурно-познавательный и развлекательный туризм. Ожидается, что к 2030 году с этой целью в Москву приедут 24 млн гостей (40%), 7 млн туристов привлечет событийный туризм.
Территория электронной музыки «Портал 2030−2050» — это пример того, как Москва развивает современные креативные индустрии, открывает новые точки притяжения в городе (Кинозавод «Москино») и привлекает туристов из других регионов, — в прошлом году мероприятие посетили более 190 тыс. человек.
На площадке Кинозавода «Москино» собираются звезды электронной сцены. Здесь каждая зона отвечает за ночную экономику столицы: от выступлений диджеев и световых шоу до гастрокультуры с круглосуточным фудкортом. Москвичи могут бесплатно посетить все выступления.


По всему миру проходят события, связанные с электронной музыкой, которые привлекают туристов именами хедлайнеров. Москва может конкурировать с лучшими площадками мира — здесь сеты диджеев сопровождаются ярким визуальным шоу. В этом году к арт-дирекции присоединился Джон Дейв (John Dave), создатель мультимедийного контента для диджеев фестивалей AFTERLIFE и Soundstorm. Его цифровые перформансы будут открывать музыкальные программы на главной сцене. В рамках «Портала-2030–2050» также пройдет соревнование цифровых художников, гости мероприятия смогут увидеть 3D мэппинг-шоу: это художественная 3D-проекция на физические объекты, например фасады зданий.
В выходные с 29 по 31 августа мероприятие стартовало с K-POP программы с популярным южнокорейским артистом WONSUB, а также казахской NOMADS — одной из самых ярких K-POP групп, стремительно набирающей популярность в России и странах СНГ, — а российский симфонический оркестр CAGMO исполнил мелодии популярных K-POP музыкантов. Во время первых сентябрьских выходных на главной сцене выступят звезды электронной музыки: KiiDA (Россия), Yves Larock (Швейцария), Burak Yeter (Турция), Phlegmatic Dogs (Россия). Основные хедлайнеры третьего уикенда «Портала 2030−2050» (с 12 по 14 сентября): Legroni (Грузия) — 12 сентября, Alex Gaudino (Италия) и GOOM GUM (Россия) — 14 сентября. А главный хедлайнер третьих выходных — Willy William.
Современная ночная экономика — это не только развлечения, но и стратегическое развитие мегаполиса, создание рабочих мест, появление новых точек притяжения и увеличение туристического потока. Москва после заката задает тренды для других городов и привлекает таланты со всего мира.
