Спецпроекты • Информационное партнерство • 6 февраля 2024

Как создавать успешный креатив и не сливать бюджет: исследование Okkam Creative

Текст: Наталия Владимирова


Что такое успешный креатив? Это креатив, который потребитель заметил, запомнил и понял, а после просмотра решил купить продукт. Общепринятой оценки вклада креатива в продажи пока не придумано. Но неэффективный продукт виден сразу: поверхностные инсайты, заимствованные сюжетные, сценарные или визуальные приемы. Как этого избежать? Разбираемся вместе с агентством Okkam Creative.

Сила креатива

По оценке агентства Okkam Creative, более тысячи рекламодателей в России тратят на продвижение в медиа от 1 млн руб. в год, но 750 респондентов первой волны исследования вспомнили всего 172 бренда, причем часть упомянутых названий отсутствовала в эфире в предшествующие исследованию 12 месяцев (яркий пример — рождественский ролик Coca-Cola).

Согласно исследованию сооснователя accelero Пола Дайсона, креатив способен увеличить ROI в 12 раз. Бóльшим потенциалом обладает только величина бренда (х20). Вывод Дайсона основан на анализе 7 тыс. британских кампаний, запущенных за последние девять лет. На российском материале подобных исследований не проводилось.

Эксперты агентства Okkam Creative решили восполнить этот пробел и провели совместно с исследовательской компанией Tiburon Research исследование о вкладе креатива в эффективность рекламы. На основе анализа сотен российских кампаний и более тысячи интервью с потребителями эксперты выявили триггеры внимания и правила успешного креатива. Вот к каким выводам они пришли.

Много денег — не равно убедительный креатив

Топ рекламодателей на ТВ не полностью совпадает с топом самых запоминающихся роликов, то есть большие инвестиции в медиа не всегда гарантируют запоминаемость и убедительность креатива.

Один из примеров эффективного креатива — Ozon. По итогам опросов, маркетплейс стал безусловным лидером по спонтанному знанию рекламы (22,4%), притом что респонденты называли не просто бренд, но и конкретные кампании — «Ozon Банк», Ozon Travel, ключевые распродажи, и т. д. Ozon удачно использует набор из фокусных элементов коммуникации («руки-загребуки», селебрити-дуэт Маликова и Гагариной, скидки и акции) и последовательно выстраивает бренд-вселенную со своими правилами и признаками, благодаря чему likability его роликов составляет 81,1%

Осознанный подход экономит

Осознанный подход к креативу увеличивает ROI и тем самым экономит деньги рекламодателя. И наоборот — плохой креатив умножает инвестиции в маркетинг.

Составляющие успешного креатива существуют

В лонг-лист триггеров внимания аудитории в исследовании попали более 50 атрибутов: персонажи, животные, юмор, динамика, конкретные предложения, распродажа/скидка, цена, доброта, удобство, вкусная еда, семья, яркая подача, выгода и другие.

Все эти триггеры внимания можно разделить на 10 основных групп. Самой популярной из них оказалась «Визуальная и эстетическая привлекательность», к которой относятся качество съемки, цветовая палитра, дизайн, наличие анимации и другие атрибуты. На втором месте «Релевантность и личная значимость», на третьем — «Музыка, песни, звук».

Знание аудитории решает

У разных социально-демографических групп — разная реакция на коммуникацию и ее элементы. Например, знаменитости менее привлекательны для молодежи, а женщины, скорее, обратят внимание на форму рекламы, чем на ее содержание. Для мужчин же важнее сюжет. Жители Москвы отмечают звуковое оформление и, скорее, равнодушны к скидкам.

ИИ помогает оценить креатив

Обычно цикл качественного и количественного этапов исследований занимает от нескольких недель до месяцев. Исследовательское агентство Tiburon Research предложило принять участие в эксперименте: провести интервью при помощи AI-модератора. Искусственный интеллект в виде решения Fastuna AI провел это исследование за восемь рабочих дней — от момента создания гайда до подготовки аналитического отчета. Его бюджет оказался сравним со стоимостью стандартного замера эффективности рекламной кампании. Еще в прошлом году такой проект выглядел нереалистично. Так что ИИ может стать новым стандартом при оценке эффективности креатива наряду с классическими методами.

Шесть правил успешного креатива от команды Okkam Creative

1.

Не обманывайте потребителя. Люди осознают, что реклама продает мечту, но злятся на ролики, где показана откровенная неправда о продукте/его действии или лживый сюжет. Именно поэтому не стоит приглашать селебрити рекламировать продукт низшего ценового сегмента.

2.

Отвечайте на вопрос: «О чем эта реклама?» Коммуникация должна быть направлена на четкий take-out, который мы хотим получить от потребителей. Респонденты не понимают имиджевые ролики, где нет конкретного оффера или четкой роли продукта.

3.

Используйте «внезапный поворот». Позитивную реакцию вызывают ролики, где привычная ситуация получает неожиданное развитие. Прием особенно хорошо работает с сервисами и услугами.

4.

Стройте бренд-вселенную. Сериал от бренда в формате рекламных роликов с четкой визуальной системой, драматургией и развивающимися отношениями между ключевыми героями затягивает. Зрители прикипают к действующим лицам и следят за сюжетом.

5.

Создавайте запоминающийся звук для бренда. Потребители продолжают вайбить и флексить под бренд-треки. Респонденты напевают мелодии и четко различают репертуар конкретных брендов.

6.

Придайте логику абсурду. Смелые креативы завораживают аудиторию, потребители запоминают визуал и неожиданные формулировки. Но важно, чтобы прием был оправданным — встроенным в логику коммуникации бренда и релевантным аудитории.

Шесть правил успешного креатива от команды Okkam Creative

1.

Не обманывайте потребителя. Люди осознают, что реклама продает мечту, но злятся на ролики, где показана откровенная неправда о продукте/его действии или лживый сюжет. Именно поэтому не стоит приглашать селебрити рекламировать продукт низшего ценового сегмента.

2.

Отвечайте на вопрос: «О чем эта реклама?» Коммуникация должна быть направлена на четкий take-out, который мы хотим получить от потребителей. Респонденты не понимают имиджевые ролики, где нет конкретного оффера или четкой роли продукта.

3.

Используйте «внезапный поворот». Позитивную реакцию вызывают ролики, где привычная ситуация получает неожиданное развитие. Прием особенно хорошо работает с сервисами и услугами.

4.

Стройте бренд-вселенную. Сериал от бренда в формате рекламных роликов с четкой визуальной системой, драматургией и развивающимися отношениями между ключевыми героями затягивает. Зрители прикипают к действующим лицам и следят за сюжетом.

5.

Создавайте запоминающийся звук для бренда. Потребители продолжают вайбить и флексить под бренд-треки. Респонденты напевают мелодии и четко различают репертуар конкретных брендов.

6.

Придайте логику абсурду. Смелые креативы завораживают аудиторию, потребители запоминают визуал и неожиданные формулировки. Но важно, чтобы прием был оправданным — встроенным в логику коммуникации бренда и релевантным аудитории.

Как проводилось исследование

Агентство Okkam Creative и исследовательская компания Tiburon Research в 2023 году проанализировали сотни российских кампаний и провели более тысячи интервью с потребителями (750 в первой волне и 380 во второй). Целевой аудиторией исследования стали россияне 14–60 лет, проживающие в городах с населением более 100 тыс. человек. Исследование проходило с использованием экспериментального метода, в два этапа. Все интервью были собраны, обработаны и проанализированы при помощи AI-модератора. Выход за рамки классических подходов позволил получить статистически значимые результаты в максимально сжатые сроки.

— Мы в Okkam Creative очень верим в то, что креативность — это метод, а не только талант и творческие способности, — говорит Ольга Петрова, управляющий директор Okkam Creative. — Если подходить к процессу создания креатива последовательно, то есть внимательно учитывать бизнес-задачи, аудиторно-культурный и медийный контексты, то креатив может и должен значительно усиливать эффект от рекламной кампании. Мы хотим, чтобы в это поверил и рынок.