Спецпроекты • Партнерский материал • 17 апреля 2023
Сергей Абрамов
e-commerce директор Оккам
Спецпроекты • Партнерский материал • 17 апреля 2023
Сергей Абрамов
e-commerce директор Оккам
Фото: Getty Images
Выбор маркетплейса начинается с анализа аудитории, и она у маркетплейсов сильно пересекается.
По данным SimilarWeb, больше всего уникальных посетителей у «Яндекс Маркета» и Wildberries: более четверти аудиторий этих площадок посещает только их, что не удивительно, так как одна площадка имеет устоявшуюся сильную позицию в категории электроники, а вторая — в одежде. В абсолютных цифрах лидирует «Яндекс Маркет» — более 17 млн уникальных пользователей по сравнению с 13 млн у Wildberries.
32% посетителей Ozon и 26% у Wildberries, как правило, заходят еще на два маркетплейса. Меньше всего уникальной аудитории на данный момент на «СберМегаМаркете»: только 4%.
Маркетплейсы отличаются и по эффективности для продавцов. Например, исследование Data Insight по своей панели показывает, что Wildberries больше всего подходит для продажи одежды и обуви (65% опрошенных называли эту площадку подходящей именно для продажи таких товаров), детских товаров (54%), товаров для дома и дачи (53%), косметики и парфюмерии (45%). «Яндекс Маркет» — для электроники и техники (51%), товаров для дома и дачи (45%), ремонта и строительства (36%). «СберМегаМаркет» наиболее эффективен для продавцов электроники и техники (39%).
У Ozon меньше всего перекос в сторону той или иной товарной категории, что в купе с размерами площадки говорит о хорошо выстроенной мультикатегорийности потребления.
Чек-лист факторов, на которые стоит ориентироваться при выборе маркетплейса:
✔️ аудитория площадки и ее запросы;
✔️ комиссии площадки;
✔️ размер товарной категории на площадке;
✔️ представленность и поведение конкурентов;
✔️ процесс заведения продуктовой карточки;
✔️ цена и глубина скидки, применимые для категории;
✔️ промо-инструменты;
✔️ модели, по которым работает площадка (подробнее о моделях дальше).
Продавцы по-разному работают с маркетплейсами. От модели сотрудничества зависит, какой будет доход, нужен ли свой склад и какие инструменты увеличения своих продаж доступны.
FBO (Fulfillment by Operator)
Владелец товара продает его маркетплейсу, торгуясь за условия закупки и размещения. Товар лежит на складе маркетплейса, он же ставит ему цену и доставляет покупателю. Продавец сам определяет, как ему продвигаться на маркетплейсе: может докупать баннерные и другие рекламные форматы, внешний трафик на свои карточки, управлять репутацией.
2 FBS (Fulfillment by Seller)
Продавец хранит товар на своем складе и сам довозит его до склада маркетплейса, тот уже доставляет покупателю. Для владельца товара доступны все промо-инструменты, как при FBO, а также управление ценой, скидкой и всеми элементами продуктовой карточки, ее позицией в выдаче.
3 DBS (Delivery by Seller)
Почти всё на продавце — от склада до доставки. Маркетплейс же просто предоставляет свою площадку для размещения товара. Продвижение аналогично FBS: промо-инструментарий максимально широкий.
Итак, какую воронку проходит потребитель на маркетплейсе и какими инструментами можно влиять на каждом этапе?
Шаг 1
Потребитель заходит на маркетплейс → продукция должна присутствовать на площадке.
Шаг 2
Ищет товары → важно, чтобы они были как можно выше в поисковой выдаче, в том числе категорийной. Здесь поможет маршрутизация трафика, входящего на площадку до вашего конкретного товара, и оптимизация продуктовой карточки (об этом подробнее в блоке Продуктовые карточки).
Шаг 3
Выделяет среди конкурентов → нужно заинтересовать продукцией среди сотен других на площадке. Это возможно за счет привлекательной цены или промо, а также выделяющегося визуального контента.
Шаг 4
Изучает информацию о товаре и мнения других покупателей → необходимы подробный текстовый контент и честные отзывы.
Шаг 5
Принимает решение о покупке → на этом этапе пользователь кладет товар в корзину. Теперь товар должен быть в наличии на складе. Нужно рассчитывать оборачиваемость и вовремя пополнять склад.
На каждом этапе не обойтись без аналитики — своих результатов, конкурентов и категории. При этом объемы этих данных колоссальны: нам каждый день приходится анализировать 310464 строк данных для усредненного клиента, у которого в среднем по 24 SKU, три товарные категории, 38 конкурентов в категории и 16 в каждом SKU.
Оккам разработало Commerce Analytics Tool (CAT) — собственную систему мониторинга онлайн-полки, которая ежедневно отслеживает сотни метрик более чем на 50 торговых площадках. Большая часть метрик относится к качеству продуктовой карточки товара.
Видимость бренда на маркетплейсе складывается из двух параметров. Первый — это доля полки (количество карточек бренда относительно всех карточек в категории), которая зависит только от ассортимента. Второй параметр — доля в топ-выдаче в поиске и категории.
Сейчас именно управление позицией продуктовой карточки в выдаче становится одной из самых мощных стратегий в привлечении аудитории. На позицию карточки влияет множество факторов — от ценовых до самых прогрессивных, таких как близость к покупателю распределительного центра, где находится товар (как у Ozon).