29 марта 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

От школьников до профессионалов: как и зачем Mail.ru Group продвигает онлайн-образование в России

Как российский IT-гигант обучает специалистов со школьной скамьи, инвестирует средства в бесплатный контент и обучение людей цифровым навыкам

Mail.ru Group — практически единственная в России IT-компания, которая не только занимается образованием, но и активно инвестирует в это направление. В 2021 году компания делает собственные образовательные проекты с десятью российскими вузами, активно инвестирует и помогает развиваться крупнейшим образовательным онлайн-платформам, среди которых GeekBrains, Skillbox и «Учи.ру», каждую осень наведывается в школы, чтобы рассказать об IT-индустрии.

Из университета — в Mail.ru Group

К такому положению дел компания пришла за последние десять лет. Все началось в 2011 году с запуска «Технопарка» — совместного проекта Mail.ru Group и МГТУ им. Баумана, alma mater многих сотрудников компании, в том числе одного из основателей, Дмитрия Гришина.

За Бауманкой последовали МГУ, МФТИ, МИФИ, СПбПУ, Вышка, а затем и регионы — Воронеж, Калининград и другие. Совместные программы открывались везде, где были представительства компании. Учебный план каждой такой программы определялся потребностями регионального офиса: так, в Санкт-Петербурге запустили курсы, которые были ориентированы на запросы в «Одноклассниках».

Спустя десять лет из 10 тыс. сотрудников компании почти каждый седьмой — выпускник одной из совместных программ корпорации с университетом.

«Мы с самого начала увидели, насколько уровень подготовки студентов, прошедших наши образовательные программы, выше, чем в среднем по рынку. Это неудивительно: курсы на таких программах читают наши сотрудники. Они знакомят студентов с реальным положением дел в индустрии, разбирают реальные кейсы и развивают те навыки, которые востребованы прямо сейчас, — поэтому студенты приходят в компанию почти готовыми специалистами».

Анна Степанова,
директор по образовательным проектам Mail.ru Group

Совместные программы с вузами не только повышают подготовку будущих соискателей, но и повышают рейтинг Mail.ru Group среди студентов, отмечают в компании. Во многом за счет собственных образовательных программ и подготовительных курсов компания всего за три года поднялась в списке самых привлекательных работодателей, составленном компанией FutureToday в России, с 12-го места на 6-е, а в рейтинге целевых факультетов и вовсе заняла вторую строчку.

Для Mail.ru Group вузовские программы — это не только подготовка будущих специалистов, но и шанс рассказать о себе и наших преимуществах как работодателя. Ведь ведущие университеты, с которыми работает компания, — своеобразные магниты: туда стекаются лучшие из лучших, самые умные школьники страны. Компании важно заинтересовать как можно большую часть молодежи и убедить их в том, что Mail.ru Group — это место, где они смогут применить свои знания.

Чему не учат в университете

Онлайн-курсы и офлайн-программы (а сейчас и онлайн) для студентов вузов — это места, где можно освоить новые профессии.

«Университеты менее мобильны, чем корпорации, и это даже хорошо: за счет консервативности они сохраняют высокое качество фундаментального образования, закладывают устойчивый базис для роста специалистов. Но IT-отрасль развивается настолько стремительно, что университеты не всегда поспевают за потребностями рынка. От запуска новой программы до первых выпускников проходит в среднем четыре года, а в IТ-отрасли технологии могут успеть смениться трижды за это же время. Компании не могут себе позволить так долго ждать и уже давно объединяют усилия с вузами в подготовке кадров».

Сергей Марданов,
директор направления по взаимодействию с вузами Mail.ru Group

Поэтому Mail.ru Group учит людей новым профессиям. В последние годы особенно востребовано вс`, что связано с анализом больших данных, нейросетями и искусственным интеллектом — и геймдизайном.

«С геймдевом и разработкой игр на рынке сложилась довольно сложная ситуация. Этому действительно мало кто учит из вузов — по крайней мере, в России, — а специалистов требуется так много, что закрыть эту кадровую брешь любителями и самоучками уже не получается. Поэтому программы дополнительного образования, в том числе на онлайн-платформах, становятся почти единственными местами, где можно получить такое профильное образование».

Анна Степанова,
директор по образовательным проектам Mail.ru Group

Конечно, формальных преимуществ при трудоустройстве образовательные программы компании не дают. Сертификат о прохождении онлайн-курсов, пройденный курс совместной университетской программы или наличие «красного» диплома не выделяют автоматически соискателя среди других кандидатов. Но знания и навыки, которые нужны в компании, можно получить именно в таких образовательных программах и интенсивах. По словам представителей Mail.r Group, у выпускников образовательных программ выше шансы попасть на НЕстажировку (это полноценная оплачиваемая работа в компании) и трудоустроиться в любую другую компанию на рынке.

Онлайн-образование — это бизнес

По итогам прошлого года выручка образовательных онлайн-проектов Mail.ru Group составила 6,1 млрд руб. Прибыль дали платформы GeekBrains и Skillbox, в GeekBrains корпорация впервые вложилась в 2016 году, спустя три года инвестировала в Skillbox.

Пять лет назад никто и представить не мог, что онлайн-образование станет для компании не только вопросом имиджа, но и полноценным бизнес-направлением. Это уже сейчас компания знает наверняка, что этот сегмент нужно было развивать, а тогда, пять лет назад, такие инвестиции казались некоторой авантюрой, но все же в компании поверили в эту нишу. В 2021 году Mail.ru Group — практически единственный пример IT-компании, которая активно инвестирует в новые образовательные платформы; крупнейшая сделка на российской части этого рынка состоялась почти под Новый год — корпорация вложилась в российскую онлайн-платформу «Учи.ру» с аудиторией свыше 8 млн школьников.


На конец 2020 года компания имела контрольные доли в GeekBrains и Skillbox и миноритарные доли в «Алгоритмике» (сервис курсов по программированию и математике), «Тетрике» (платформа для занятий с репетиторами и подготовки к экзаменам), SkillFactory и «Учи.ру».

От корпоративного образования к общедоступным программам

В компании работает 9 тыс. человек, поэтому возможности для развития образовательных проектов и тестирования собственных гипотез колоссальные. Бывает и так, что внутренние образовательные продукты компании вырастают в программы для широкой аудитории. Так было, например, с нашим внутренним курсом для проджект-менеджеров, где самые опытные сотрудники делились опытом с молодыми руководителям команды. Теперь это полноценная MBA-программа, которая продается в GeekBrains и доступна всем желающим.

Еще один удачный пример такого превращения — история платформы All cups. Разработанная внутри компании, платформа сначала использовалась для проведения собственных чемпионатов Mail.ru Group. В разгар локдауна 2020 года Mail.ru Group выпустила платформу на рынок — и теперь помогает проводить крупные соревнования и хакатоны другим.

Бесплатно и для всех

Компания делает много бесплатного контента. Это и целые профильные курсы на Coursera, и канал «Технострим» на YouTube. Задача создателей бесплатного контента — поднять уровень IT-грамотности в России.

«Даже если люди, которые послушают эти лекции, не отправятся прямиком на собеседование в компанию, они все равно получат новые знания и в стране появится чуть больше компетентных специалистов, заказчиков на IТ-разработки и обычных пользователей. Чем богаче рынок труда, чем квалифицированнее сотрудники других IT-компаний, тем качественнее наши продукты. Поэтому мы, можно сказать, вкладываемся в общероссийский IT-ликбез — он нам всем на пользу».

Сергей Марданов,
директор направления по взаимодействию с вузами

На такой отсроченный эффект рассчитаны и образовательные программы для школьников. Сейчас компания замыкает цепочку непрерывного образования, от школы до курсов повышения квалификации. Школьникам рассказывают об отрасли на ежегодном «Дне ИТ-знаний». С конкретными технологиями детей знакомят на «Уроке цифры» — всероссийском образовательном проекте от ведущих технологических компаний. Детям рассказывают про нейросети, беспилотники, ИИ, цифровое производство и безопасность. Участвуют в «Уроке цифры» школьники всех возрастов, с 1-го по 11-й класс.

Мост из школы в вуз тоже помогает преодолеть Mail.ru Group: победители международной олимпиады школьников «Технокубок», которую проводит компания, получают право без экзаменов поступить в МФТИ, МГТУ им. Баумана и другие вузы. Специалистов с опытом компания сопровождает платными и бесплатными онлайн-курсами и собственными образовательными программами MADE — Академией больших данных и Академией продуктовых менеджеров. В 2020 году Академия больших данных выпустила 110 студентов первого набора; 200 новых студентов присоединились к нам в рамках второго набора.

В ближайшие годы компания планирует еще больше внедрить свои программы в систему среднего образования: сейчас компания совместно с «Ростелекомом» апробирует онлайн-платформу для учителей и школьников «Сферум» на базе технологий «ВКонтакте». Платформу уже тестируют в пятнадцати регионах страны.