Спецпроекты • Партнерский материал • 14 мая 2025
Текст: Анна Васильева
Иллюстрации: Катя Октябрь
Почему командировки дают бизнесу возможность идти (а иногда и лететь) вперед — выяснили вместе с сервисом бронирования деловых поездок «Островок Командировки».
Мы узнали у пяти компаний, какие бизнес-задачи решают деловые поездки и почему командировки становятся мощным импульсом для развития бизнеса.
В 2025 году рынок делового туризма продолжает расти. По данным сервиса «Островок Командировки», в первом квартале 2025 года количество бронирований размещения и других услуг для деловых поездок выросло на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти 80% всех бронирований пришлось на поездки внутри России и 20% — на зарубежные направления.
Эксперты «Островок Командировки» объясняют это активным ростом российской экономики, развитием и масштабированием отечественного бизнеса. Также на увеличение количества деловых поездок положительно влияет тренд на возвращение в офлайн — все больше компаний открывают новые офисы в регионах, переводят сотрудников с удаленки.
На «Островок Командировки» можно забронировать все необходимое для деловой поездки: отель, авиа- и железнодорожные билеты, трансфер, а также оформить страховку и визу. Так один сервис помогает закрыть все вопросы по командировкам, позволяя компаниям сосредоточиться на ключевых целях. Это особенно важно бизнесу, для которого деловые поездки — часть повседневности.
о поиске талантов в регионах и деловой жизни за пределами третьего транспортного кольца
Kama Flow — частная инвестиционная компания, один из лидеров венчурного рынка в России.
Ее основателей в 2013 году объединило желание помочь российским технологическим проектам создавать наукоемкие продукты, которые будут справляться с конкуренцией на глобальном рынке. В настоящий момент компания управляет пятью фондами общим объемом свыше 15 млрд руб. Партнеры Kama Flow изначально ориентировались на таланты в регионах, поэтому деловые путешествия для них — рутина с первого рабочего дня.
Евгений Борисов
Сооснователь и партнер Kama Flow
«Наша работа предполагает постоянные разъезды. Скаутинг (процесс привлечения технологических компаний в венчурный фонд. — Прим. ред.) — это важная задача для любого инвестора, который хочет опережать других, находить перспективные проекты раньше. Потому что конкуренция за капитал, за таланты и за идеи в России очень серьезная».
Он говорит, что передовые российские технологии спрятаны в регионах, там, где никто их не ищет. Поэтому 70% инвестиционного портфеля Kama Flow — проекты, которые живут за пределами Третьего транспортного кольца.
«Мы инвестируем в проекты по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Предприниматели, о которых никто не знает, тихо и незаметно делают железо или софт в Томске. Часто такие стартапы даже не в курсе, что можно привлекать профессиональных инвесторов. Бизнес существует на свои средства, развивается в своем темпе. То, что их продуктом заинтересуется венчур, — для них что-то из разряда фантастики», — рассказывает Борисов.
По его словам, перспективные проекты нельзя найти с помощью сарафанного радио или соцсетей. «Нужно знакомиться лично: общаться с местным комьюнити, участвовать в региональных ивентах. Без этого ты не получишь нужную информацию о реальном состоянии отрасли, не установишь доверительные отношения с бизнесом», — отмечает партнер.
Россия — большая страна, везде своя специфика, свой деловой климат, предпринимательская культура и научная школа. Ставрополь и Петрозаводск — это разная бизнес-среда, чтобы заключать действительно удачные сделки, в эту среду нужно погружаться.
Например,
удачная командировка — поездка Евгения Борисова в Сибирь. В Омске партнер Kama Flow познакомился с Максимом Копосовым, основателем стартапа BITBLAZE: компания производит системы хранения данных на отечественных процессорах «Эльбрус».
Партнеры уверены, что у российской микро- и радиоэлектроники большой потенциал, поэтому Kama Flow инвестировала в BITBLAZE — это стало началом долгого сотрудничества.
Кофаундеры проводят время в командировках так же часто, как и команда. Евгений Борисов говорит, что зум и другие средства коммуникации хороши для поддержания отношений, но не для установления первого контакта. Для серьезных, чувствительных переговоров, особенно на начальных этапах работы, важно создать эмоциональную связь с будущими партнерами. «Мы много работаем с индустриальным сектором, с местными властями в регионах. Это невозможно делать удаленно. Командировки — неотъемлемая часть работы, это наш повседневный быт», — подчеркивает Борисов. Это отличает венчурных инвесторов от банкиров: последних интересуют только сухие цифры.
Сейчас приоритетные направления Kama Flow — Урал, Западная Сибирь и Татарстан. Партнеры планируют поездки не только в областные центры, часто пунктом назначения будут совсем небольшие города.
Организовывая поездку даже в отдаленные уголки страны, компании могут быть уверены: сотрудники будут размещены с комфортом. На «Островок Командировки» доступны более 2,7 млн отелей и апартаментов. Найти подходящее размещение можно с помощью удобных фильтров. Они позволят подобрать варианты в рамках тревел-политики компании и учесть пожелания сотрудников. Например, найти отели с возможностью раннего заезда и позднего выезда, определенным типом питания или особой обстановкой номера.
А чтобы убедиться, что забронированный номер при заселении будет соответствовать заявленным условиям, служба предварительной проверки бронирований «Островок Командировки» свяжется с отелем и дополнительно подтвердит заказ.
о том, как деловые поездки расширяют клиентскую базу сервиса и придают уверенности сотрудникам
Grow Food — российская фудтех-компания, которая доставляет наборы здорового питания по подписке.
Изначально Grow Food работала в двух столицах, Москве и Петербурге. Выход в регионы, по словам сооснователя компании Павла Паскаря, команда сначала оттягивала — экономика федеральных центров чувствовала себя гораздо лучше, прибыль в других городах была несопоставимо меньше. Но на определенном уровне развития бизнеса всегда становится ясно: выход в регионы неизбежен.
Павел Паскарь
Сооснователь Grow Food
«Сейчас, чтобы запустить работу бренда в другом городе, достаточно найти хороший склад и нанять команду, которая будет его курировать. Личное присутствие нашей команды здесь не требуется. В год можно запустить 20 новых городов, и это не так много, как кажется».
Тем не менее команда Grow Food постоянно путешествует, некоторые сотрудники ездят в командировки по два раза в неделю. Команда курирует строительство новых фабрик, выступает на отраслевых конференциях и общается с партнерами.
Компании не всегда могут организовать командировки заранее, иногда нужно забронировать срочную деловую поездку за несколько дней. В такой ситуации тратить время на поиск билетов, бронирование отелей и заказ трансфера на разных платформах не просто неудобно, а неэффективно.
«Островок Командировки» позволяет забронировать все необходимые услуги в одном месте. Через сервис можно подобрать не только подходящий вариант размещения, но и купить билеты от 450 авиакомпаний по более чем 1500 направлениям, забронировать железнодорожные билеты по России и ближнему зарубежью, заказать трансферы в 150 странах и арендовать автомобиль.
У сервиса доступны гибкие параметры поиска: можно установить лимит по стоимости билетов, выбрать способы оплаты, исключить определенные направления или авиаперевозчиков. А удобное мобильное приложение даст полный контроль над поездкой — заказы будут всегда под рукой у бизнес-туриста или ответственного за планирование поездки. При необходимости можно быстро внести изменение в бронирование или отменить его.
По словам Павла, общение с глазу на глаз всегда приносит результат, поэтому на переговоры нужно приезжать лично. Лучше выделить один день и съездить в другой город, особенно если ты покупаешь завод в соседнем регионе: в идеале смотреть, что покупаешь.
Например,
Павел Паскарь говорит, что поездки на конференции, форумы и митапы нужны для того, чтобы команда могла прокачать свои навыки. «Такие командировки для ребят — это возможность научиться выступать перед сотней человек и поработать над своей уверенностью. Предприниматели постоянно выступают перед партнерами и инвесторами, для нас это дело привычки. Сотрудники же большую часть времени сидят в кабинетах, выступление на конференции — это стресс, который позволяет им расти», — отмечает он.
Еще одна цель отраслевых конференций — знакомство с подрядчиками, поставщиками и инженерами, с которыми можно договориться о сотрудничестве. «Как найти их в интернете — мне до сих пор не очень понятно», — добавляет Павел.
«В деловых поездках главное найти баланс. Если кататься по любому поводу в другие города, не использовать зум — будет дорого, долго и неэффективно. Если общаться с партнерами и коллегами только онлайн, то потеряешь личную связь, можно переговоры не закрыть успешно», — заключает он.
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Казань
Нижний Новгород
Сочи
Новосибирск
Краснодар
Ростов-на-Дону
Воронеж
*по итогам 1 квартала 2025
о том, как организация командировок помогает сотрудникам «прикипеть» к команде самого дружелюбного агентства
EMAILMATRIX — агентство CRM- и емейл-маркетинга, основанное в 2009 году. Офис компании находится в Рязани, столице CRM-маркетинга, как ее называют игроки рынка. Сотрудники часто ездят в командировки на встречи с клиентами, чтобы установить контакт перед стартом нового проекта, иногда клиенты с удовольствием приезжают в гости. Однако главное путешествие команды — это путешествие навстречу друг другу. И точка Б — не обязательно всегда Рязань.
Валерия Семенова
Групп-хэд project-менеджеров EMAILMATRIX
«Наши сотрудники живут более чем в 30 городах. Одно дело, когда ты можешь дотянуться до коллеги рукой, другое — когда он живет за тысячи километров. Мы стараемся эффективно выстраивать рабочий процесс: используем CRM-платформы для систематизации задач, тайм-трекеры, структурируем работу с помощью чек-листов и других инструментов, но это не все. Наша цель — сплотить команду. Каждый месяц мы собираемся на видеовстречах, обсуждаем итоги, каких результатов удалось достичь. Помимо этого, стараемся делиться и неформальным: коллеги из каждого отдела добавляют от себя, какие книги они прочитали за месяц, какое кино посоветуют, какие хобби появились».
Несмотря на тесное общение онлайн, команда нуждается в офлайн-мероприятиях. Ключевых у EMAILMATRIX два: Новый год в Рязани и выездной офис — каждый раз в новом городе. На несколько дней команда собирается в одном городе, работает в офисе, общается, обсуждает проекты. В прошлом году выездной офис проходил в Казани: в Татарстан приехали сотрудники из Петербурга, Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Крыма и даже из других стран. Компания всегда компенсирует проживание, а зачастую и дорогу.
Отправить сразу несколько коллег в деловую поездку не составит сложности. На сервисе «Островок Командировки» можно установить тревел-политики для разных категорий сотрудников, от стажеров до топ-менеджмента, и забронировать для них разные типы номеров в одном отеле или в разных, а также приобрести билеты определенных классов обслуживания.
В некоторых компаниях сотрудники сами занимаются подбором и оформлением услуг для деловых поездок, поэтому сервис позволяет дать доступ к личному кабинету сразу нескольким пользователям с разными ролями. Например, деловому туристу, чтобы он мог самостоятельно забронировать командировку, тревел-менеджеру — чтобы видеть заказы всех сотрудников компании и контролировать соблюдение тревел-политик, бухгалтеру — чтобы вовремя получать необходимые документы и отчетность.
«На выездном офисе мы не только обсуждаем итоги работы. Мы ходим в музеи, рестораны, открываем для себя достопримечательности нового города. Мы используем путешествия для сплочения команды, для нас командировки — такое же творчество, как и работа над проектами», — говорит Валерия.
Например,
благодаря постоянным выездным офисам и совместным путешествиям у EMAILMATRIX текучка кадров снижается, а лояльность сотрудников растет. Поездки поддерживают интерес людей, которые давно работают в команде, а новенькие таким образом «прикипают» к новому месту.
Уровень удовлетворенности сотрудников (Employee Net Promoter Score, eNPS) в компании держится на стабильно высоком уровне, в 2024 году показатель составлял 8,7 баллов из 10. В России в среднем этот показатель держится на уровне от шести до семи баллов.
Корпоративная политика, которая дарит сотрудникам новые впечатления и эмоции, повышает лояльность. Компания становится не просто местом работы, она закрывает потребность в путешествиях и общении.
о том, как их команда ездит в командировки, чтобы лично встретить губернатора, поработать над имиджем компании и полюбить Петербург
В СДЭК говорят, что деловые поездки помогают бизнесу развиваться на внутреннем и внешнем рынках, а сотрудникам — обмениваться опытом, чтобы работать эффективнее.
По словам Марии Феоктистовой, руководителя внешних коммуникаций СДЭК, командировки решают разные задачи:
Мария Феоктистова
Руководитель внешних коммуникаций СДЭК
«Кроме того, командировки могут быть связаны с внешними задачами. Например, логисты выезжают на склады для проверки процессов, а маркетологи и PR-специалисты организуют съемки или рекламные кампании. В условиях удаленной или гибридной работы такие поездки помогают быстрее решать многие проблемы».
Компаниям, где командировки — неотъемлемая часть работы, важно освободить сотрудников от дополнительной нагрузки. Подготовка отчетов после командировки, сбор закрывающих документов — все это отнимает много времени и повышает риск ошибок: далеко не все знают, какие именно документы нужно запросить у поставщиков услуг. Сервис «Островок Командировки» берет эту задачу на себя: отчеты и необходимые закрывающие документы сохраняются в едином личном кабинете — их можно скачать в любое время и передать в бухгалтерию.
СДЭК — одна из крупнейших логистических компаний в России. Разумеется, это бизнес с распределенной структурой, сотрудники нуждаются в обмене опытом между офисами и регионами.
«СДЭК гибко относится к командировкам. Мы постоянно делимся своей экспертизой, поэтому наших специалистов приглашают выступить на конференциях. Если мероприятие проходит в городе, где сейчас нет сотрудника, больше всего разбирающегося в теме, мы организуем его командировку. Еще мы отправляем членов нашей команды в командировки для повышения квалификации — поездка используется не только для решения конкретных задач, но и для прокачки управленческих и межличностных навыков у сотрудников», — рассказывает Мария Феоктистова. По ее словам, особенно последнее касается молодых команд и быстрорастущих подразделений.
В СДЭК считают, что в командировках формируется корпоративная культура: очные встречи в разных подразделениях дают возможность сотрудникам сильнее проникнуться ценностями компании и по-настоящему ощутить ее масштаб.
Например,
в этом году СДЭК отметил 25-летний юбилей, по этому поводу компания пригласила сотрудников из разных городов в Петербург — там располагается высокотехнологичный сортировочный центр и один из крупнейших филиалов СДЭК. В одном городе собралось 2,5 тыс. человек, итог — серьезный рост мотивации сотрудников. Судя по опросам членов команды, они почувствовали сопричастность миссии компании и в целом были счастливы побывать в Петербурге.
Команда PR и маркетинга отдельно выезжала в Петербург для видеосъемки и фотосессии сортировочного центра. Личное присутствие было обязательным из-за требований по технике безопасности — в производственной зоне действуют особые правила доступа. Помимо съемок, команда PR и маркетинга занялась подготовкой визита губернатора на склад, по словам Марии Феоктистовой, это стало важным шагом в укреплении имиджа компании.
о том, как починить процессы с помощью командировок, и клиентском сервисе, который удержит любого заказчика
Advertalyze — это digital-агентство, которое специализируется на контент-маркетинге. Команда запускает бренд-медиа и блоги, работает с соцсетями и SMM.
Даниил Кан
NewBiz-менеджер Advertalyze
«Мы все находимся в разных городах, в основном это Петербург, Москва и Волгоград, но у нас подвижная команда. Мы любим ездить на конференции, премии».
По его словам, у агентства два главных направления путешествий: деловые поездки в офис заказчика и профильные конференции.
Для организации групповых бронирований можно обратиться за помощью в «Островок Командировки». Специалисты сервиса помогут забронировать проживание и билеты для разных категорий сотрудников, организовать групповой трансфер, а также забронировать конференц-залы для проведения мероприятий или деловых встреч.
С клиентами команда старается работать лично. В Advertalyze презентуют стратегию офлайн, чтобы наладить контакт с каждым заказчиком, для компании клиентский сервис — их главное УТП (уникальное торговое предложение. — Прим. ред.).
«Мы в каждом нашем действии придерживаемся вот этого главного УТП. Клиентский сервис — это то, почему нас выбирают, почему с нами остаются надолго. Мы стараемся делать как можно больше для клиентов, и если есть возможность приехать к клиенту в другой город ради встречи или презентации, мы приедем. С точки зрения бизнеса это работает в первую очередь на построение долгосрочных отношений. Когда вы видитесь вживую, получается гораздо лучше выстроить эмоциональную связь между командой и клиентами, лучше понять, что требуется от нас, какие ожидания есть у заказчика», — рассказывает Даниил.
Иногда клиенту нужно помочь выявить глубинную причину разногласий. На офлайн-встрече гораздо проще поймать возможные сомнения. Команда Advertalyze — как раз эмоционально натренированная в этом плане, в том числе благодаря постоянным командировкам. Для них деловые поездки — это про заботу о клиентах и налаживание долгосрочных связей с ними.
Второе направление — профильные конференции — помогает познакомиться со специалистами, расширить нетворкинг. По словам Даниила Кана, многие клиенты приходили после личного касания, случайного знакомства на мероприятии. Самый эффективный канал продаж, по наблюдениям команды Advertalyze, — это живое общение и встречи.
Например,
не так давно команда Advertalyze столкнулась с трудностями во время работы над проектом клиента, но причины проблемы были неочевидными.
«Поняли, что лучше встретиться и поговорить лично, потому что обсуждения онлайн не приносили результат. Приехали, пообедали вместе, и в ходе неформального обсуждения выяснилось, что руководитель клиента заинтересовался проектом и у него было свое видение решений. Мы вышли на руководство, провели дополнительный брифинг и адаптировали процессы, чтобы обеим командам было комфортнее работать», — рассказывает Даниил.
По его словам, без личной встречи эта проблема бы просто не вскрылась. Соответственно, осталась бы нерешенной.
Командировки помогают предпринимателям заключить выгодную сделку, инвесторам — найти таланты в регионах, крупным компаниям — повысить мотивацию сотрудников. А кому-то деловые путешествия помогают обрести уверенность в себе и прокачать свои навыки.
Какой бы ни была цель деловой поездки, благодаря сервису «Островок Командировки» забронировать все ее составляющие можно быстро на одной платформе. Поэтому отношение к командировкам становится проще: отправить команду к клиенту в другой город можно легко и без стресса с помощью надежных онлайн-решений.
Деловые поездки помогают российскому бизнесу развиваться: обмениваться опытом, знакомиться и запускать совместные проекты. Кто знает, куда российские предприниматели отправятся завтра, главное, чтобы их путешествия помогали бизнесу расти.
Реклама. ООО «Агентика Тревэл», ИНН 7703403951, erid: 2VtzqvCXXvL