Спецпроекты • Партнерский материал • 18 ноября 2025

ОТ НОВОСИБИРСКА ДО ДУБАЯ: как предприниматели выходят на зарубежные рынки при поддержке государства

ОТ НОВОСИБИРСКА ДО ДУБАЯ: как предприниматели выходят на зарубежные рынки при поддержке государства

Фото: 1. Unsplash, 2. Unsplash, 3. Unsplash, 4. Unsplash


Экспорт — важная часть российской экономики. За последние 25 лет объем поставок отечественной продукции за рубеж вырос почти в шесть раз. Все больше предпринимателей выходят на международные рынки — не только с сырьевыми ресурсами, но и с высокотехнологичной, наукоемкой продукцией.

Рассказываем, как национальный проект «Международная кооперация и экспорт» помогает предпринимателям успешно развивать поставки за рубеж и какие результаты они приносят на примере трех компаний — «Юнитрамп», «Биофармрус» и НПО «Броня».

Экспорт — важная часть российской экономики. За последние 25 лет объем поставок отечественной продукции за рубеж вырос почти в шесть раз. Все больше предпринимателей выходят на международные рынки — не только с сырьевыми ресурсами, но и с высокотехнологичной, наукоемкой продукцией.

Рассказываем, как национальный проект «Международная кооперация и экспорт» помогает предпринимателям успешно развивать поставки за рубеж и какие результаты они приносят на примере трех компаний — «Юнитрамп», «Биофармрус» и НПО «Броня».

НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ

НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ


Объем российского совокупного экспорта стремительно растет. Если в начале XXI века за рубеж поставлялись преимущественно нефть и газ, то в последние годы спросом стали пользоваться товары несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). В эту категорию входят и товары пищевой промышленности (шоколад, мороженое, готовые завтраки, напитки, здоровое питание), и высокотехнологичная и инновационная продукция (ИТ-товары, программное обеспечение, роботы, зарядки для электромобилей), медицинские товары (протезы, вакцины, тренажеры), и химическая продукция (полимеры для строительства, косметика, бытовая химия).

Государство активно помогает компаниям наладить поставки за рубеж — для этого был разработан национальный проект «Международная кооперация и экспорт». По нему разрабатывают консультационные и маркетинговые инструменты, которые помогают находить иностранных партнеров и новые каналы продаж.


$72,8 млрд

экспорт России в 1999 году


$433 млрд

экспорт России в 2024-м


В 2,5 раза

вырос объем экспорта продукции АПК за последние 10 лет


В 4 раза

вырос объем несырьевого неэнергетического экспорта за последние 20 лет

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «МОЙ ЭКСПОРТ»

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «МОЙ ЭКСПОРТ»


Ключевой инструмент поддержки экспортеров в России — цифровая платформа «Мой экспорт», созданная Российским экспортным центром по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт».

Это единая экосистема для экспортеров. Она позволяет обращаться за мерами поддержки в разные госструктуры в режиме «одного окна». Предприниматели получают доступ как к услугам Российского экспортного центра (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ), так и к специальным программам федеральных и региональных ведомств. Кроме того, там можно найти обучающие сервисы.

Зарегистрироваться на цифровой платформе «Мой экспорт» могут юридические лица и индивидуальные предприниматели.


43,4 тысячи

предпринимателей зарегистрировано на платформе «Мой экспорт»


2 млн услуг

оказано бизнесу с момента запуска цифрового сервиса


Около 6000

уникальных пользователей посещают платформу ежедневно


75%

компаний получив одну услугу, возвращаются на «Мой экспорт» снова

«ЮНИТРАМП»: КАК КОМПАНИЯ ИЗ НОВОСИБИРСКА СТРОИТ ДЕТСКИЕ ПАРКИ ПО ВСЕМУ МИРУ

«ЮНИТРАМП»:
КАК КОМПАНИЯ
ИЗ НОВОСИБИРСКА СТРОИТ
ДЕТСКИЕ ПАРКИ ПО ВСЕМУ
МИРУ


Компания «Юнитрамп» из Новосибирска начинала с производства детских развлекательных комплексов для российских торговых центров. Сегодня их проекты реализованы в Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Киргизии, Казахстане и Белоруссии.

Полный цикл — от идеи до монтажа — «Юнитрамп» выполняет самостоятельно: команда разрабатывает эксклюзивный 3D-проект, производит, доставляет и устанавливает оборудование, а также помогает партнерам запустить бизнес с нуля: предоставляют инструкции и документы для ведения бизнеса.

«Первый экспортный контракт у нас был подписан еще в 2018 году. Мы реализовали проект детского развлекательного парка площадью в 600 кв. м. в немецком городе Леррах, на границе Франции, Германии и Швейцарии. Он до сих пор успешно работает. Тогда я еще не знал о мерах поддержки экспорта — не было ни напарников, ни опыта, все осваивал сам», — вспоминает основатель компании Роман Сотников.

По словам предпринимателя, оформление международных документов заняло почти полтора месяца: пришлось разбираться с сертификатами происхождения товара, декларациями, таможенными вопросами и контрактами на двух языках.

Сегодня компания активно пользуется мерами господдержки. «Мы используем все открытые инструменты. Очень помогает партнерство с теми, кто уже прошел этот путь, и, конечно, “Мой экспорт”. Мы получали финансовую поддержку, консультации по логистике. Наша команда постоянно на связи с сотрудниками Российского экспортного центра, они помогают нам в том числе проверять контракты и зарубежных контрагентов», — рассказывает Роман.

Благодаря платформе Роман смог поучаствовать в бизнес-миссии в ОАЭ — по его словам, это был колоссальный опыт: «Я видел, как в Эмиратах планируют развитие городов: составляют портрет будущих жителей, просчитывают, сколько понадобится школ, парков, спортивных площадок, детских центров. Масштаб и системность поражают».

При поддержке национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и цифровой платформы «Мой экспорт» предприниматели могут не только консультироваться с экспертами, но и получать реальную помощь в продвижении на внешние рынки.

Сегодня «Юнитрамп» работает по всему СНГ и выходит за его пределы: проекты уже реализованы в Грузии, Германии и США.

ПРОГРАММА «СДЕЛАНО В РОССИИ»

ПРОГРАММА «СДЕЛАНО В РОССИИ»


Уже более 24 тысяч отечественных товаров получили сертификат «Сделано в России».

«Сделано в России» — программа, которая помогает российским предпринимателям находить покупателей за рубежом и запускать новые каналы продаж. Благодаря ей был разработан одноименный бренд — «Сделано в России».

Бизнесу, чтобы участвовать, нужно лишь пройти бесплатную сертификацию — она гарантирует надежность производителя и безопасность его продукции, причем не только физических товаров, но и услуг или работ. Сертификат можно получить по одному из следующих критериев: экологичность, органическое происхождение, надежность, уникальность, качество.

Участники программы получают различные преимущества:

  • возможность участия в рекламно-информационных кампаниях для продвижения продукции на приоритетном рынке с дальнейшим масштабированием на другие страны;
  • создание кобрендинговых продуктов (оформление упаковки товара с использованием элементов национального бренда «Сделано в России») для приоритетного продвижения за рубежом;
  • приоритетное размещение и продвижение в национальных магазинах на международных электронных торговых площадках;
  • участие в выставках и бизнес-миссиях.

Кроме того, у предпринимателей появляется возможность использовать специальный знак — птицу в цветах российского триколора. Также они могут рассчитывать на информационную и рекламную поддержку со стороны государства.

«БИОФАРМРУС»: КАК РОССИЙСКАЯ ДЕРМАТОКОСМЕТИКА ЗАВОЕВАЛА МИР

«БИОФАРМРУС»:
КАК РОССИЙСКАЯ
ДЕРМАТОКОСМЕТИКА
ЗАВОЕВАЛА МИР


Бренд LIBREDERM, принадлежащий новосибирской компании «Биофармрус», хорошо знаком не только в России, но и за рубежом. Компания предлагает широкий ассортимент косметики, которая борется с разными проблемами — себорея, розацеа, акне, атопический дерматит, аллергические реакции и возрастные изменения.

При поддержке программы «Сделано в России» предприятие представляло свою продукцию в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Вьетнаме, Иране, Казахстане, Китае, Монголии, ОАЭ, Сербии, Таджикистане, Турции и Узбекистане.

«Наше экспортное путешествие началось еще в 2010-х. Но именно последние годы стали для нас прорывом. Мы осознали, что LIBREDERM — это не просто успешный российский бренд, а продукт с фармацевтической базой, которая дает нам глобальное конкурентное преимущество», — рассказывает Алексей Шидлов, руководитель отдела по работе с экспортными поставками компании «Биофармрус».

По словам Шидлова, главная сила LIBREDERM — непрерывные собственные исследования. «Люди во всем мире хотят видеть доказательную косметику, а не просто красивые обещания. Мы адаптируем формулы и упаковку под конкретный рынок, учитываем климат, привычки потребителей и их визуальные предпочтения. Это требует больших усилий, но результат того стоит», — считает Шидлов.

Особое внимание компания уделяет B2B-направлению: выходу в международные аптечные и розничные сети. Важно не просто «попасть на полку», а закрепиться там как надежный поставщик, которому доверяют.

Сейчас LIBREDERM продается более чем в 20 странах. Бренд представлен и на крупнейших e-commerce площадках, и в национальных аптечных сетях. В планах — укрепить позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и выйти на рынки Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

Заметную роль в развитии компании сыграла государственная программа «Сделано в России».

«Для нас это не просто знак, а инструмент продвижения. Логотип программы усиливает позиции на переговорах, особенно с крупными международными партнерами. “Сделано в России” — это маркер того, что бренд прошел определенный отбор и соответствует высоким стандартам.

Он помогает нам выстраивать последовательный и убедительный нарратив о том, что Россия является источником не только сырьевых ресурсов, но и высокотехнологичной, наукоемкой продукции с добавленной стоимостью. Это меняет восприятие бренда, выводя его на новый уровень», — отмечает Шилдов.

Кроме того, участие в программе дало компании доступ к сообществу экспортеров, образовательным и деловым мероприятиям, где представители бизнеса обмениваются опытом.

Благодаря программе «Сделано в России» LIBREDERM получает не только маркетинговую поддержку, но и участвует в международных выставках — от локальных LADY EXPO Armenia до крупнейших Beauty World Middle East Dubai и Beauty Istanbul. «Почти после каждой поездки на такое мероприятие у нас появляется новый контракт», — отмечает Шидлов.

ПРЕМИЯ «ЭКСПОРТЕР ГОДА» И ФОРУМ «СДЕЛАНО В РОССИИ»

ПРЕМИЯ «ЭКСПОРТЕР ГОДА» И ФОРУМ «СДЕЛАНО
В РОССИИ»


Ежегодно при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» проводится всероссийская премия «Экспортер года». Премия проводится среди крупных корпораций, компаний малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые достигли лучших показателей в экспорте несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Для бизнеса это возможность повысить статус предприятия и найти новых партнеров за рубежом.

В 2025 году премию «Экспортер года» вручили 50 компаниям в 20 номинациях (12 основных (по шесть для малого и среднего бизнеса и для крупного) и 8 дополнительных). Награждение прошло 21 октября в Национальном центре «Россия» на международном экспортном форум «Сделано в России». Мероприятие было организовано Российским экспортным центром (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ). В этом году центральная тема форума звучала так: «»Сделано в России» — используется в мире».

«БРОНЯ» ИЗ ВОЛГОГРАДА — УЖЕ В 65 СТРАНАХ МИРА

«БРОНЯ» ИЗ ВОЛГОГРАДА — УЖЕ В 65 СТРАНАХ МИРА


На предприятии НПО «Броня» в Волгограде, основанном в 2008 году, производят уникальные лакокрасочные покрытия, которые защищают поверхности от высоких и низких температур, влаги и пламени. Продукция обладает виброгасящими и звукоизоляционными свойствами. Основа ассортимента компании — жидкая теплоизоляция: «Броня Классик НГ», «Броня Фасад НГ», «Броня Антикор НГ» и «Броня Огнезащита». Эти составы наносятся на металл, бетон, пластик или древесину при помощи кисти, шпателя или аппарата безвоздушного распыления. После высыхания миллиметр покрытия обеспечивает свойства, сопоставимые с сантиметрами минеральной ваты.

НПО «Броня» имеет расширенный пакет международных сертификатов и допусков, включая включая CE, ISO, EN, TÜV, а также Российские сертификаты соответствия — «Сделано в России», экологическую маркировку «Листок жизни», и свидетельства Морского регистра и Речного регистра.

«Нашей компании в марте исполнится 18 лет, и экспортно-ориентированной она стала практически сразу. Уже через три месяца после основания мы заключили первый экспортный контракт со Шымкентской ТЭЦ в Казахстане. Этот заказ стал отправной точкой для развития нашего экспортного направления и показал, что настоящий „бирюзовый океан“ возможностей открывается именно в экспорте», — рассказывает Александр Бояринцев, генеральный директор компании НПО «Броня».

Первые годы доля экспортных поставок составляла около 50% выручки, но с 2016 года, когда компания начала сотрудничать с Российским экспортным центром и Центром поддержки экспорта, этот показатель стабильно держится на уровне 70%. География поставок включает более 65 стран — от СНГ и Европы до Азии, Африки и Латинской Америки.

«Программа „Сделано в России“ — это не просто логотип на упаковке. Для нас этот статус стал важным сигналом доверия для зарубежных партнеров, подтверждающим качество нашей продукции на уровне государства. Форум и программа дают нам не только площадку для заявлений, но и реальные деловые результаты. После каждой выставки или бизнес-миссии мы получаем новые заказы и заключаем контракты», — говорит Александр Бояринцев. В начале ноября под зонтичным брендом «Зеленая Россия» прошла успешная бизнес-миссия в Омане, которая раскрыла потенциал и открыла рынок еще одной арабской страны для компании.

Так, после участия в выставке в Китае компания получила заказ контейнера для коммунальных нужд Пекина, после выставки в Дубае — новые контракты в ОАЭ, а после двух бизнес-миссий в Саудовской Аравии — сертификацию TÜV и сотрудничество с Saudi Aramco.

«Секрет нашего успеха — в технологиях и в понимании своей миссии. Один миллиметр покрытия „Броня“ заменяет 50 мм негорючей минеральной ваты и снижает теплопотери в 6–8 раз. Мы доказали, что Россия может экспортировать не только сырье, но и передовые ESG-технологии. Наши решения делают энергосбережение доступным, снижают углеродный след и повышают пожаробезопасность зданий», — рассказывает Александр Бояринцев.

Компания пять лет подряд становится призером федерального этапа конкурса «Экспортер года», а последние три года удерживает первое место сразу в двух номинациях — «Экспортер года в сфере промышленности» и «Ответственный экспортер ESG» (в категории МСП).

«Мы активно используем все меры государственной поддержки: субсидии на сертификацию и патентование, участие в бизнес-миссиях и выставках, обучение в программах РЭЦ. Без поддержки Российского экспортного центра, Минпромторга, Центра поддержки экспорта Волгоградской области и администрации региона наш рост был бы невозможен» — уверены в НПО «Броня».

Сегодня «Броня» продолжает укреплять позиции на международных рынках. Компания развивает присутствие в странах Востока, участвует в выставке ИННОПРОМ в Саудовской Аравии. Недавно команда заключила меморандум о представительстве в Египте.

«Мы уверены, что такие проекты формируют новый образ России как страны технологичных и экологичных решений. Через 50 лет наши разработки могут стать примером технологий, которые изменили мир к лучшему, — и это вдохновляет нас двигаться вперед», — заключает Александр Бояринцев.

Реклама: АНО «Национальные приоритеты». ИНН 9704007633. Erid:2VtzqxmAAcY