Спецпроекты • Партнерский материал • 25 ноября 2025

Это молодая, но динамично развивающаяся отрасль привлекает инвестиции, стимулирует технологические разработки и формирует новый рынок услуг, способный изменить экономику целых регионов. Сегодня в России больше 20 компаний разрабатывают технологии беспилотной воздушной доставки и тестируют маршруты в разных регионах.
Рассказываем, как национальный проект «Беспилотные авиационные системы» стимулирует развитие беспилотников и как компании построили бизнес в этой сфере.
Российский рынок аэрологистики показывает активный рост — беспилотники нужны как для поставок медикаментов и почты в удаленные поселки, так и для срочной доставки запчастей на промышленные объекты.
Это молодая, но динамично развивающаяся отрасль привлекает инвестиции, стимулирует технологические разработки и формирует новый рынок услуг, способный изменить экономику целых регионов. Сегодня в России больше 20 компаний разрабатывают технологии беспилотной воздушной доставки и тестируют маршруты в разных регионах.
Рассказываем, как национальный проект «Беспилотные авиационные системы» стимулирует развитие беспилотников и как компании построили бизнес в этой сфере.
Объем российского рынка коммерческих беспилотных авиационных систем (БАС), по данным исследования рынка гражданских беспилотных аппаратов компании «Ростелеком», последние несколько лет растет на 60% в год и к 2028 году достигнет 81 млрд руб.
К 2030 году число дронов в стране составит 180 тыс. штук, а доля моделей российского производства, по прогнозу Минпромторга России, увеличится с нынешних 42 до 70%.
При этом за период с 2022 по 2024 год сегмент аэрологистики в России показал рост с 6% до 15% от общего объема гражданского рынка услуг с применением БАС.
С начала года число полетов беспилотников выросло на 44% по сравнению с прошлым годом. Как сообщает «Росавиация», к июню 2025-го зарегистрировали 59 тыс. таких рейсов. Учтено 128 тыс. дронов, которые весят меньше 30 кг. На сегодняшний день в России насчитывается 112 эксплуатантов беспилотников.
С 2024 года отрасль беспилотной авиации развивается по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы», он предполагает комплекс мер для развития индустрии.
Так, разработчики дронов могут получить грант в размере до 100 млн руб. на оформление конструкторской документации или 250 млн руб. на сертификацию нового беспилотного аппарата. Сторонние компании получают возможность взять в лизинг российские беспилотники по льготной ставке. Кроме того, продавцы дронов могут компенсировать часть недополученной прибыли от скидок, а резиденты научно-производственных центров компенсировать затраты на НИОКР до 90%.
Чтобы заниматься разработкой беспилотников или развивать сервисы доставки, необходимо получить лицензию и разрешение на деятельность. В России уже не первый год идет реформа — проект по упрощению выдачи лицензий и разрешений. Ежегодно в стране оформляется порядка миллиона таких документов. А их наличие — обязательное условие для ведения многих видов предпринимательской деятельности. Еще недавно, чтобы получить лицензию или разрешение, бизнесу нужно было собирать документы в бумажном виде, а затем предоставлять информацию в несколько ведомств. Теперь все данные можно получить на «Госуслугах». Количество документов, которые нужны для получения лицензий, уменьшилось в два раза, для разрешений — в 1,5 раза.
По нацпроекту можно пройти обучение и стать специалистом в области БАС: по образовательным программам будут готовить инженеров, конструкторов, операторов и технический персонал. В 2025 году начнется новый набор слушателей, пройти обучение может любой гражданин РФ в возрасте от 18 до 65 лет.
Также через Минпромторг производители дронов могут компенсировать часть недополученной прибыли — по федеральному проекту предусмотрена субсидия до 2 млн руб. за каждый проданный с дисконтом беспилотный аппарат. Если же продукция компании необходима федеральным и региональным органам власти или ведомствам, то закупку можно осуществить через госзаказ. Это гарантирует стабильный спрос и выгодные контракты.
В каких сферах сегодня используются грузовые дроны в России?
Дроновая отрасль приносит реальную пользу для людей, например, жители отдаленных районов могут получать продукты питания и медикаменты быстрее и безопаснее. Грузовик по заснеженным дорогам будет ехать долго, а дрон может доставить груз быстрее и напрямую адресату.
Решением задач национального проекта сегодня занимается Федеральный центр беспилотных авиационных систем.
«Мы сейчас активно работаем над созданием целостной экосистемы для БАС-доставки. Взаимодействуем с разработчиками беспилотников и дронопортов, с потенциальными потребителями, с региональными властями и разрешительными органами, чтобы “собрать” всю цепочку аэрологистики, сделать ее технически работоспособной и экономически выгодной. Наша цель — не только совершенствовать технологии, но, прежде всего, масштабно внедрять их в реальную хозяйственную практику. На данный момент мы прорабатываем два основных сценария для массового применения дронов: “Доставка в отдаленные, труднодоступные районы” и “Городская/пригородная доставка в постаматы”. Для этих целей реализуются пилотные проекты и ведется работа по созданию необходимой инфраструктуры», — комментирует Максим Авдеев, генеральный директор АНО «ФЦ БАС».
Самую высокую эффективность показывают беспилотники при более сложных маршрутах. Например, в ситуациях, когда логистическая цепочка включает такие этапы, как транспортировка от производителя до крупного распределительного склада, затем от склада до логистического центра, далее до пункта выдачи заказа и, если необходимо, до конечного потребителя — будь то юридическое или физическое лицо.
РЕСПУБЛИКА ЯКУТИЯ
«Лаборатория будущего» — российская инновационная компания, основанная в 2011 году. Это разработчик беспилотных летательных аппаратов для самых различных сфер применения: энергетики, логистики, спасения людей в зонах ЧС, природоохраны, экологического контроля, воздушного мониторинга.
В компании создали специальный дрон для доставки грузов и биоматериалов — дрон «Муравей». Он предназначен для доставки разногабаритных грузов до 15 кг в труднодоступные места. Они способны летать на расстояние до 200 км. Сегодня эти дроны на постоянной основе доставляют мелкие бытовые и продовольственные грузы, а также грузы промышленного назначения в село Нижний Бестях в Якутии. Заказы можно оформлять через местный маркетплейс. Проект реализован якутскими инновационными компаниями при поддержке технопарка «Якутия» и Фонда развития инноваций.
Еще в продуктовой линейке компании — БАС «Стрекоза», предназначенная для комплексной диагностики ЛЭП 35–550 кВ, и БАС «Муха» — она предназначена для видеомониторинга и фотофиксации с применением тепловизионной съемки на объектах важной инфраструктуры, а также другие дроны.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Служба доставки «Самокат» начала тестировать доставку продуктов с помощью дронов в Нижнем Новгороде. Партнером по аэродоставке выступил нижегородский оператор-разработчик «Клеверкоптер». Дроны будут летать по встроенной маршрутной программе, а операторы компании будут вести наблюдение и, в случае необходимости, возьмут управление устройством на себя. Цель эксперимента — проверить работу технологии в реальных условиях. Если все испытания пройдут успешно, компания будет масштабировать этот опыт и на другие города, а также приблизиться к формату доставки «заказ-к-заказу» в режиме почти реального времени, минуя наземные препятствия.
Для пользователей сервис работает по следующему принципу: необходимо выбрать ближайший доступный адрес постамата. Вес заказа не должен превышать 5 кг. Доставка занимает от 30 минут. Чтобы получить свои покупки, пользователю нужно будет ввести специальный код в терминале постамата. Заказ хранится в ячейке 3 часа, после чего возвращается на склад.
ПЕТЕРБУРГ
Научно-производственное предприятие «Радар ММС» занимается производством беспилотников, которые отличаются большой грузоподъемностью и неприхотливостью к погодным условиям. Они могут решать различные задачи в области перевозки грузов, оперативного мониторинга, обеспечения спасательных работ. Применение тяжелого воздушного судна в сфере дистанционного зондирования Земли позволяет отказаться от пилотируемой авиации и сократить затраты на проведение работ. Кроме того, эти беспилотники способны осуществлять взлет и посадку с любой площадки, работать при температуре от -30 до +40 °С. Воздушные судна оснащены автопилотом собственной разработки, системой предиктивной аналитики со встроенным искусственным интеллектом и помехозащищенной системой связи. Такая современная технологичная конструкция обеспечивает стабильную работу, высокую степень автономности, безопасности, надежности и эффективности.
В частности, беспилотное воздушное судно вертолетного типа — 440м (БВС ВТ–440м) регулярно используется для аэрологистики в условиях Крайнего Севера. Этот беспилотник на протяжении трех лет выполняет на коммерческой основе регулярные рейсы по доставке грузов в Ямало-Ненецком автономном округе. Он доставляет различные грузы весом до 100 кг крупной нефтегазодобывающей компании: оборудование, сырье и многое другое. Такая доставка быстрее и дешевле, чем пилотируемая авиация.
Фотоматериалы предоставлены пресс-службой нам АО «НПП «Радар ммс».
Реклама: АНО «Национальные приоритеты». ИНН 9704007633. Erid: 2VtzqwWNgxH