Спецпроект • 10 Декабря 2020
Пора на маркет: почему бизнес подключается к маркетплейсам
Автор Джейхун Мамедов
Иллюстратор Маша Костевич
Во время коронакризиса малый и средний бизнес массово замещал офлайновые продажи онлайновыми. В апреле резкий рост числа заявок на подключение зафиксировали крупные российские площадки — Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет. Количество продавцов на Яндекс.Маркете с начала года выросло на 75% — с 4 до 7 тыс., — а объем товаров, доступных для покупки на сервисе, — с 600 тыс. до 1,5 млн. Переход на маркетплейсы — выгодное решение для магазинов, которые никогда не были в онлайне. А для тех, у кого уже есть розница в интернете, это новый канал продаж. Разбираемся, почему маркетплейсы всё более популярны и чем они выгодны компаниям.
Рынок онлайн-торговли в цифрах
17 млн
новых пользователей пришло в маркетплейсы и интернет-магазины во время локдауна.
10,9%
доля e-commerce в общем обороте розничной торговли в России в первом полугодии 2020 года.
1,65 трлн ₽
оборот онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года.
44%
ожидаемый рост российского рынка онлайн-торговли в 2020 году.
*по данным Яндекс.Маркет Аналитики, АКИТ и Data Insight
Почему на маркетплейсах всё больше покупателей
Общая корзина для разных покупок
У многих людей уже сформировалась покупательская корзина в офлайне, которую теперь они хотят купить онлайн. И желательно в одном месте. В мультикатегорийном маркетплейсе с “бесконечной полкой” у пользователя есть возможность купить как телевизор, так и шоколадку. Так он может собирать всё в одну корзину и ему потом не нужно одновременно мониторить несколько доставок из разных магазинов.
Работающая программа лояльности
Когда пользователь регулярно покупает в одном и том же месте, он накапливает бонусы, которые потом с удовольствием тратит. При покупках в разных магазинах бонусы часто сгорают: клиент не успевает их потратить, потому что покупает нечасто конкретно у этого бренда, либо их просто недостаточно, чтобы списать.
У Маркета есть как своя программа лояльности — Маркет бонусы, — так и программа лояльности Яндекс.Плюс. Пользователь может получить кэшбек за поездку в Такси и купить, например, крем со скидкой. За заказ он снова получит кэшбек и Маркет бонус.
Удобство доставки
За счёт выстроенной логистики крупные маркетплейсы предоставляют высокое качество доставки. К тому же они постоянно расширяют функционал для пользователей. У Яндекс.Маркета есть собственная курьерская платформа: она строит маршруты курьерам (пока только в нескольких регионах) и корректирует их в реальном времени. Покупатель может посмотреть маршрут курьера — как он едет и сколько у него ещё заказов. Также, благодаря экосистеме Яндекса, Маркет предлагает покупателям особые опции доставки. Например, некоторые заказы можно получить в течение 15 минут со склада Яндекс.Лавки.
Доверие к бренду
Как правило, людям легче купить у известного, крупного игрока, потому что так будет проще решать проблему, если она вдруг возникнет. У Яндекс.Маркета своя служба поддержки, которая в случае чего выступит арбитром между магазином и покупателем.
Почему на маркетплейсах всё больше покупателей
Общая корзина для разных покупок
У многих людей уже сформировалась покупательская корзина в офлайне, которую теперь они хотят купить онлайн. И желательно в одном месте. В мультикатегорийном маркетплейсе с “бесконечной полкой” у пользователя есть возможность купить как телевизор, так и шоколадку. Так он может собирать всё в одну корзину и ему потом не нужно одновременно мониторить несколько доставок из разных магазинов.
Работающая программа лояльности
Когда пользователь регулярно покупает в одном и том же месте, он накапливает бонусы, которые потом с удовольствием тратит. При покупках в разных магазинах бонусы часто сгорают: клиент не успевает их потратить, потому что покупает нечасто конкретно у этого бренда, либо их просто недостаточно, чтобы списать.
У Маркета есть как своя программа лояльности — Маркет бонусы, — так и программа лояльности Яндекс.Плюс. Пользователь может получить кэшбек за поездку в Такси и купить, например, крем со скидкой. За заказ он снова получит кэшбек и Маркет бонус.
Удобство доставки
За счёт выстроенной логистики крупные маркетплейсы предоставляют высокое качество доставки. К тому же они постоянно расширяют функционал для пользователей. У Яндекс.Маркета есть собственная курьерская платформа: она строит маршруты курьерам (пока только в нескольких регионах) и корректирует их в реальном времени. Покупатель может посмотреть маршрут курьера — как он едет и сколько у него ещё заказов. Также, благодаря экосистеме Яндекса, Маркет предлагает покупателям особые опции доставки. Например, некоторые заказы можно получить в течение 15 минут со склада Яндекс.Лавки.
Доверие к бренду
Как правило, людям легче купить у известного, крупного игрока, потому что так будет проще решать проблему, если она вдруг возникнет. У Яндекс.Маркета своя служба поддержки, которая в случае чего выступит арбитром между магазином и покупателем.
Зачем бизнесу переходить на маркетплейсы
Дополнительный канал продаж
Как новый канал продаж, маркетплейс может увеличить общий объём выручки магазина. Дистрибьютор, например, получает профит за счёт масштаба: чем больше товаров реализовано, тем больше скидок от производителей и тем дешевле закупка. С помощью новой площадки компания может быстро наращивать обороты.
Выстроенная логистика
Это одна из сильных сторон крупного маркетплейса. Так, дистрибьюторы могут не выстраивать собственную логистику и сэкономить время и деньги. Достаточно закупить товар у производителя и передать его на склад Яндекс.Маркета. Дальше Маркет работает над тем, чтобы всё доставить вовремя и с высоким качеством. Магазинам же доставка через маркетплейс может обходиться дешевле собственной.
Быстрый переход в онлайн
Чтобы создать полноценный интернет-магазин, вы потратите много времени, денег и сил. Нужно сделать сайт и докрутить все его детали, настроить рекламу, организовать доставку. У маркетплейса все процессы уже выстроены. Магазин, работающий в офлайне, может подключиться к площадке и использовать её инфраструктуру, чтобы продавать и в интернете. Большинство партнёров Маркета размещают товары на виртуальную витрину маркетплейса в течение 20 дней, но при желании можно успеть и за 5.
Распродажи в высокие сезоны
Чтобы провести массовую распродажу типа “черной пятницы”, магазин обычно придумывает рекламу, закупает её размещение, настраивает таргетинг и контекстную рекламу, — всё это дорого и сложно. В высокие сезоны Яндекс.Маркет проводит большие распродажи самостоятельно — обеспечивая трафик и заказы. Иногда во время таких акций маркетплейс компенсирует партнёрам скидки на товары. Так, 11 ноября 100 тыс. клиентов Маркета получили Маркет бонусы на скидку в 50%. После этого доля продаж партнёров от оборота маркетплейса выросла до 67%. В тот день рекордные показатели на Маркете зафиксировали многие магазины.
Оплата за заказ
Яндекс.Маркет стремится сделать так, чтобы его тарифы были конкурентоспособными. В каждом из них есть базовая комиссия за привлечение заказов, и она различается в разных категориях товаров — от 3% до 15% от покупки.
Примеры категорий и комиссия в них:
7%
Наушники
6%
Корма для кошек и собак
6%
Контактные линзы
11%
Детская одежда
3%
Ноутбуки
Далее всё зависит от модели размещения. Сейчас на площадке действуют специальные условия: до конца года новые партнёры могут разместиться за 1 рубль. Кроме этого, партнеру нужно заплатить только 1% от стоимости товара — за приём и перечисление денег покупателя.
Вариативность моделей размещения
Их четыре. По модели “Витрина + фулфилмент” партнёр составляет каталог на сайте и привозит товары на склад Яндекс.Маркета. Сервис хранит их у себя, при заказе — упаковывает и доставляет. Второй вариант — это модель “Витрина + упаковка”: партнёр поручает маркетплейсу упаковать и доставить заказ. По третьей второй модели — “Витрина + доставка” — маркетплейс только доставляет заказы, остальное — за магазином. Недавно Маркет анонсировал ещё одну модель — “Доставка силами продавца”, — она пока находится в тесте. По ней сервис занимается только привлечением клиентов и передаёт заказы магазинам — дальше они работают сами. Маркетплейс напоминает конструктор: партнёр собирает нужные услуги и платит только за них.
Готовый контент
Это карточки с фотографиями товаров, их описанием и характеристиками и отзывы. На Яндекс.Маркете сейчас 1,5 млн разных товаров доступно для покупки и 50 млн — для выбора. Есть вероятность, что карточка на загружаемый товар уже готова и вам не нужно создавать её с нуля. В основном карточки создаёт Маркет, но в определённых категориях — могут и сами продавцы. Сейчас сервис упрощает этот процесс и делает его более доступным для магазинов.
Промо-инструменты
Маркетплейс предлагает различные инструменты для продвижения товара или бренда среди большой аудитории. Производитель, например, может сделать бренд-страницу, брендированные маркет-бонусы, разместить товар на карточке категорий, и т. п. Этой осенью Маркет сделал промо для бренда BIC: если клиент заказывал детские товары для творчества, они ему приходили в брендированной коробке Беру и BIC. Таким образом бренд подчеркнул своё отношение к творчеству.
Зачем бизнесу переходить на маркетплейсы
Дополнительный канал продаж
Как новый канал продаж, маркетплейс может увеличить общий объём выручки магазина. Дистрибьютор, например, получает профит за счёт масштаба: чем больше товаров реализовано, тем больше скидок от производителей и тем дешевле закупка. С помощью новой площадки компания может быстро наращивать обороты.
Выстроенная логистика
Это одна из сильных сторон крупного маркетплейса. Так, дистрибьюторы могут не выстраивать собственную логистику и сэкономить время и деньги. Достаточно закупить товар у производителя и передать его на склад Яндекс.Маркета. Дальше Маркет работает над тем, чтобы всё доставить вовремя и с высоким качеством. Магазинам же доставка через маркетплейс может обходиться дешевле собственной.
Быстрый переход в онлайн
Чтобы создать полноценный интернет-магазин, вы потратите много времени, денег и сил. Нужно сделать сайт и докрутить все его детали, настроить рекламу, организовать доставку. У маркетплейса все процессы уже выстроены. Магазин, работающий в офлайне, может подключиться к площадке и использовать её инфраструктуру, чтобы продавать и в интернете. Большинство партнёров Маркета размещают товары на виртуальную витрину маркетплейса в течение 20 дней, но при желании можно успеть и за 5.
Распродажи в высокие сезоны
Чтобы провести массовую распродажу типа “черной пятницы”, магазин обычно придумывает рекламу, закупает её размещение, настраивает таргетинг и контекстную рекламу, — всё это дорого и сложно. В высокие сезоны Яндекс.Маркет проводит большие распродажи самостоятельно — обеспечивая трафик и заказы. Иногда во время таких акций маркетплейс компенсирует партнёрам скидки на товары. Так, 11 ноября 100 тыс. клиентов Маркета получили Маркет бонусы на скидку в 50%. После этого доля продаж партнёров от оборота маркетплейса выросла до 67%. В тот день рекордные показатели на Маркете зафиксировали многие магазины.
Оплата за заказ
Яндекс.Маркет стремится сделать так, чтобы его тарифы были конкурентоспособными. В каждом из них есть базовая комиссия за привлечение заказов, и она различается в разных категориях товаров — от 3% до 15% от покупки.
Примеры категорий и комиссия в них:
7%
Наушники
6%
Корма для кошек и собак
6%
Контактные линзы
11%
Детская одежда
3%
Ноутбуки
Далее всё зависит от модели размещения. Сейчас на площадке действуют специальные условия: до конца года новые партнёры могут разместиться за 1 рубль. Кроме этого, партнеру нужно заплатить только 1% от стоимости товара — за приём и перечисление денег покупателя.
Вариативность моделей размещения
Их четыре. По модели “Витрина + фулфилмент” партнёр составляет каталог на сайте и привозит товары на склад Яндекс.Маркета. Сервис хранит их у себя, при заказе — упаковывает и доставляет. Второй вариант — это модель “Витрина + упаковка”: партнёр поручает маркетплейсу упаковать и доставить заказ. По третьей второй модели — “Витрина + доставка” — маркетплейс только доставляет заказы, остальное — за магазином. Недавно Маркет анонсировал ещё одну модель — “Доставка силами продавца”, — она пока находится в тесте. По ней сервис занимается только привлечением клиентов и передаёт заказы магазинам — дальше они работают сами. Маркетплейс напоминает конструктор: партнёр собирает нужные услуги и платит только за них.
Готовый контент
Это карточки с фотографиями товаров, их описанием и характеристиками и отзывы. На Яндекс.Маркете сейчас 1,5 млн разных товаров доступно для покупки и 50 млн — для выбора. Есть вероятность, что карточка на загружаемый товар уже готова и вам не нужно создавать её с нуля. В основном карточки создаёт Маркет, но в определённых категориях — могут и сами продавцы. Сейчас сервис упрощает этот процесс и делает его более доступным для магазинов.
Промо-инструменты
Маркетплейс предлагает различные инструменты для продвижения товара или бренда среди большой аудитории. Производитель, например, может сделать бренд-страницу, брендированные маркет-бонусы, разместить товар на карточке категорий, и т. п. Этой осенью Маркет сделал промо для бренда BIC: если клиент заказывал детские товары для творчества, они ему приходили в брендированной коробке Беру и BIC. Таким образом бренд подчеркнул своё отношение к творчеству.
Как правильно выбрать модель размещения
Модель “Фулфилмент” подходит для ходовых товаров. Например, зоомагазину выгодно привезти на склад популярные корма для животных, так как они часто продаются. Менее продаваемую продукцию — в нашем случае игрушки для питомцев, растения для аквариума, террариумы — стоит оставить у себя на складе и привозить по заказу. То же самое для крупногабаритных товаров — мебели и бытовой техники, которые будут занимать слишком много места на складе, — поэтому их хранение будет очень дорогим.
Выбор модели размещения — кропотливая работа, основанная на методе проб и ошибок. Решение всегда остаётся за бизнесом. Он просчитывает эффективность модели самостоятельно по двум основным вопросам: какие у него товары и как они продаются. Чем шире ассортимент у партнёра, тем больше вероятность, что схема сотрудничества будет комбинированной. Иногда на выбор модели влияют и другие факторы, например местоположение. Если склад партнёра находится рядом с сортировочным центром, то удобнее подключиться к модели “Витрина + доставка”.
Как правильно выбрать модель размещения
Модель “Фулфилмент” подходит для ходовых товаров. Например, зоомагазину выгодно привезти на склад популярные корма для животных, так как они часто продаются. Менее продаваемую продукцию — в нашем случае игрушки для питомцев, растения для аквариума, террариумы — стоит оставить у себя на складе и привозить по заказу. То же самое для крупногабаритных товаров — мебели и бытовой техники, которые будут занимать слишком много места на складе, — поэтому их хранение будет очень дорогим.
Выбор модели размещения — кропотливая работа, основанная на методе проб и ошибок. Решение всегда остаётся за бизнесом. Он просчитывает эффективность модели самостоятельно по двум основным вопросам: какие у него товары и как они продаются. Чем шире ассортимент у партнёра, тем больше вероятность, что схема сотрудничества будет комбинированной. Иногда на выбор модели влияют и другие факторы, например местоположение. Если склад партнёра находится рядом с сортировочным центром, то удобнее подключиться к модели “Витрина + доставка”.
Что нужно учитывать, работая с маркетплейсом
Качество товара и работы магазина
Маркет строит планы по развитию на основе отзывов партнёров — чтобы сотрудничество было комфортным. Маркетплейс своим брендом отвечает за то, чтобы заказ пришёл в нужном качестве, в хорошем состоянии и в срок. Поэтому к партнёрам есть определённые требования. Например, по модели “Витрина+доставка” магазин должен отгружать не менее 50 заказов в день либо столько, сколько запрошено (если меньше 50). Качество работы продавца (своевременность доставок, количество отменённых заказов и возвратов) указывается на карточках Яндекс.Маркета. Поэтому, прежде чем выйти на маркетплейс, изучите все требования и оцените свои возможности.
Управление размещением
Маркетплейсы — это такой же канал продаж, как офлайн и интернет-магазин. Он требует внимания и усилий. В идеале компания заводит отдельного человека, который занимается продажами на маркетплейсе. Он устанавливает цены товаров и сравнивает их с конкурентскими, следит за остатком на складе, принимает участие в акциях площадки, считает эффективность выбранной модели. Яндекс.Маркет, в свою очередь, помогает в выборе стратегии — информирует о рыночной цене того или иного товара. В таком формате сотрудничества новый канал продаж приносит реальные результаты.
Что нужно учитывать, работая с маркетплейсом
Качество товара и работы магазина
Маркет строит планы по развитию на основе отзывов партнёров — чтобы сотрудничество было комфортным. Маркетплейс своим брендом отвечает за то, чтобы заказ пришёл в нужном качестве, в хорошем состоянии и в срок. Поэтому к партнёрам есть определённые требования. Например, по модели “Витрина+доставка” магазин должен отгружать не менее 50 заказов в день либо столько, сколько запрошено (если меньше 50). Качество работы продавца (своевременность доставок, количество отменённых заказов и возвратов) указывается на карточках Яндекс.Маркета. Поэтому, прежде чем выйти на маркетплейс, изучите все требования и оцените свои возможности.
Управление размещением
Маркетплейсы — это такой же канал продаж, как офлайн и интернет-магазин. Он требует внимания и усилий. В идеале компания заводит отдельного человека, который занимается продажами на маркетплейсе. Он устанавливает цены товаров и сравнивает их с конкурентскими, следит за остатком на складе, принимает участие в акциях площадки, считает эффективность выбранной модели. Яндекс.Маркет, в свою очередь, помогает в выборе стратегии — информирует о рыночной цене того или иного товара. В таком формате сотрудничества новый канал продаж приносит реальные результаты.