17 марта 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал
Из группы VK в инфраструктурный проект: история компании Print Bar
Начав с группы VK, продающей футболки с принтами, Print Bar выросла и превратилась в довольно крупный российский e-commerce: сегодня компания обрабатывает десятки тысяч заказов в месяц, развивает e-commerce-инфраструктуру и помогает другим брендам выходить в онлайн и закрепиться на рынке. Компания рассказала Inc. о своём пути, перспективах, запуске платформы по развитию ретейла, а также о тренде в нише print on demand.
С чего всё началось и как выглядит компания сейчас
В 2014 году Print Bar стартовал с обычной группы VK по продаже футболок с уникальными принтами, которую создали Роман Сургучёв и Мартин Кюрегян. Партнёры придумывали интересные дизайны, создавали виртуальные изображения футболок с принтами и публиковали в группе VK. Отличительной чертой зарождающегося бизнеса была модель on demand: изделия полностью производились только после заказа. Реализация на внешнем производстве в те времена занимала пять–семь дней.
Подобный подход, позволявший создавать бесконечный ассортимент продукции и при этом снимавший с бизнеса проблему товарных остатков, зацепил Александра Володарского. Он инвестировал в проект собственные средства (около $200 000) и поддержал его в стратегическом развитии, став управляющим партнёром. Уже в сентябре 2014 года компания запустила сайт printbar.ru, открыла первый офис и наняла первых сотрудников.
В первые годы жизни компании, как это обычно бывает, многое приходилось делать самим и своими руками. Управлением компанией занимался Александр, маркетингом — Роман Сургучёв, партнёрскими продажами — Мартин Кюрегян, построением сервиса — Екатерина Володарская. Позднее в компании стали появляться квалифицированные менеджеры из ведущих российских e-commеrce, создаваться отдельные бизнес-юниты во главе с руководителями и привлекаться организации-партнёры экосистемы on demand Print Bar.
Бизнес-модель оn demand и уникальность
На момент создания компании в 2014 году на рынке fashion e-commerce России существовало две бизнес-модели. Первая — fast fashion, когда компании выявляют потребности аудитории и партиями выпускают коллекции, которые потом поставляют на склады онлайн-ретейлеров. Вторая — почти on demand, когда компании закупали ограниченный набор стандартных изделий (например, белых футболок), на которые потом наносились изображения уже после совершения клиентом заказа.
Компания Print Bar пошла по другому пути и с нуля создала модель 100% on demand, при которой изделие полностью производилось (от печати до пошива) только после совершения заказа клиентом. Таким образом достигался эффект all-over-printing, а клиент получал уникальный дизайн.
На создание экосистемы on demand ушли годы, и самым сложным было полностью перестроить, оцифровать и во многом автоматизировать существующие на рынке бизнес-процессы производства. Сегодня же от создания дизайна на сайте до его продажи, производства и отправки конечному клиенту может уходить всего 48 часов.
Удалёнка вчера и сегодня
Команда Print Bar ушла на удалёнку ещё за неделю до всеобщего локдауна — в это же время у неё закончилась аренда офиса в Москве. И это внесло свои коррективы: сохранять былой уровень общения становилось всё сложнее. Компания до сих пор ищет баланс, который позволил бы сотрудникам продолжать чувствовать себя частью большой семьи.
Чтобы упростить переход на удалёнку и поддержать коммуникацию, компания полностью перевела на Bitrix24 свои внутренние коммуникации и процессы, а также ввела практику еженедельных итогов руководителей бизнес-юнитов. В то же время с точки зрения активности пользователей пандемия сыграла Print Bar только на руку: доверие клиентов к площадке росло, а помимо розничного направления компания стала развивать новые бизнес-модели, позволяющие предпринимателям открывать на базе Print Bar собственные розничные интернет-магазины. Одновременно с этим укрепился тренд на рост популярности маркетплейсов, который в компании вовремя заметили и сумели обратить себе на пользу.
Сейчас Print Bar превращается в крупный инфраструктурный проект, которым уже пользуются сотни предпринимателей. Все они заинтересованы в продаже произведенных по запросу предметов одежды и аксессуаров без капитальных затрат и складских остатков. Время изготовления товаров не превышает 48 часов, а продавать их можно не только с витрины интернет-магазина, но и прямо на крупнейших российских маркетплейсах.
Клиентская поддержка и логистика
Изначально Print Bar выстраивал весь процесс взаимодействия с клиентами, опираясь на собственные ресурсы. Однако со временем эта схема уступила другой — основанной на привлечении сервисных партнёров, работающих в отлаженной системе, софте и бизнес-процессах Print Bar. Компания стала привлекать, обучать подрядчиков и сотрудничать с ними на разных этапах — от подтверждения заказа до производства.
Партнёрские производственные центры компании базируются в Подмосковье, что позволяет в считаные часы доставлять произведённые заказы до центральных хабов логистических партнёров и маркетплейсов. Сегодня примерно 75% всех заказов компании приходится на регионы.
Об инфраструктуре Print Bar и перспективах развития бизнеса
Если раньше Print Bar был нацелен на развитие розничной площадки printbar.ru, то сегодня он решил больше фокусироваться на развитии маркетплейсов, сервисе для предпринимателей и развитии экосистемы. Главную ставку Print Bar делает на помощь предпринимателям в выходе и управлении своими продажами в онлайне и на ведущих маркетплейсах в частности.
Суть продукта для владельцев брендов можно описать одним предложением — «Быстрый выход на маркетплейсы и торговля одеждой без товарных остатков».
Возможности print-on-demand позволяют мгновенно оптимизировать витрину, не заботясь о товарных остатках.
«К нам может прийти любой продавец, который хочет запустить свой магазин с принтами. И ему даже не нужно думать о закупках и технической стороне бизнеса — за него всё сделают платформа и маркетплейс», — объясняет Александр Володарский.
Все это положительно сказывается на прибыли. Print Bar позволяет быстро тестировать любые бизнес-гипотезы, моментально подстраиваться под тренды и постоянно наращивать обороты за счёт расширения ассортимента бренда на маркетплейсах.
Экосистема Print Bar берёт на себя:
автоматизированную загрузку карточек партнёра на маркетплейсы;
передачу заказов по API в платформу Print Bar;
предоставление услуг поддержки и колл-центра;
производство, упаковку, маркировку и отгрузку товара за 48 часов;
доставку до склада маркетплейса и/или до клиента уже от имени продавца;
предоставление доступа к аналитическим инструментам;
доставку до клиента силами маркетплейса и/или партнёра Print Bar.
Новая модель превращает Print Bar из интернет-магазина одежды и аксессуаров с принтами в сервис для эффективного выхода малого и среднего бизнеса на маркетплейсы.
О трендах в российском ретейле
Сейчас бум переживают маркетплейсы — их доля в e-commerce стремительно растёт. По данным Data Insight, в 2020 году в России было сделано 830 млн онлайн-заказов, из которых более 400 млн пришлось на маркетплейсы. В натуральном выражении их рост составил 78%, а в денежном — 108%. И это вполне естественное явление: люди ищут максимально широкий ассортимент и возможность сравнивать цены. Модель маркетплейсов может всё это предложить «в едином окне».
В России самые популярные маркетплейсы — Wildberries и Ozon. Так, Wildberries — лидер в категории одежды, поскольку изначально компания сосредотачивалась именно на этом. Но с точки зрения продавцов, площадка ограничена в плане инструментов оценки эффективности внешних рекламных кампаний. У Ozon же эти метрики развиты лучше, но категория одежды на этом маркетплейсе не является доминирующей.
Именно поэтому продавцам нужно присутствовать и на Ozon, и на Wildberries. И Print Bar как раз помогает начинающему бизнесу войти и закрепиться на обеих площадках. Платформа предлагает полный инструментарий: автоматическую загрузку товарных карточек на маркетплейсы, обработку заказов, производство по требованию без заморозки денег в товарные остатки, упаковку, маркировку и доставку товаров (до складов маркетплейсов и/или до клиентов). По факту продавец за несколько дней может с нуля запустить витрину со своим уникальным ассортиментом и начать торговать.
Почему будущее за экономикой on demand
Мода «по запросу» — действительно эффективная бизнес-модель, поскольку она не предполагает формирования складских запасов и товарных остатков. Помимо прочего on-demand, пожалуй, самый экологичный подход к производству одежды, поскольку он минимизирует вред текстильной промышленности окружающей среде.
Эта модель бизнеса даёт предпринимателям максимальную гибкость благодаря возможности производить изделия за один-два дня и быстро их доставлять. Крупные зарубежные компании, занимающиеся производством по запросу, уже смогли отладить свои процессы и стать эффективными, как, например, Amazon Merch Collab, Printful и т. д. Print Bar взял всё лучшее от их бизнес-моделей, совместив его в рамках единой платформы, одинаково удобной и для покупателей, и для предпринимателей.
Пока ещё штучное производство незначительно дороже массового. Однако отсутствие товарных остатков — огромное преимущество, которое помогает быстро тестировать спрос, избежать перепроизводства и экономить ресурсы.