Спецпроекты • Партнерский материал • 29 сентября 2023

«Проектория»

Как устроен проект, в котором подростки могут найти себя, а бизнес — будущих сотрудников

Текст: Наталия Владимирова


Как выглядит современная профориентация? Дети узнают обо всем спектре доступных профессий из первых рук, от экспертов отрасли, и сразу пробуют себя в деле, решая реальные кейсы компаний и попадая на стажировки. Это беспроигрышная ситуация и для компаний: они могут получить свежие идеи для бизнеса и найти будущих заинтересованных сотрудников. Строить профессиональную траекторию с детства помогают проектная школа «Высота» «Движения Первых» и форум «Проектория». Рассказываем, как устроены эти проекты.

Как школьники попадают в проект

«Проектория» появилась еще в 2013 году как профориентационная онлайн-платформа для школьников. Современный мир требует новых подходов к профориентации, поэтому со временем «Проектория» органично вписалась и стала неотъемлемым элементом целой экосистемы профориентационных программ, в частности — проектной школы «Высота».

Двухдневный офлайн-форум профориентации «Проектория» стал одной из точек, в которых встречаются ребята, заинтересованные проектной работой, чтобы рассказать о себе, своих достижениях и найти поддержку своим начинаниям.

В 2023 году он проходил 6–7 сентября в Ярославле. В этом году на него принимались ребята, которые никогда не участвовали в мероприятиях экосистемы «Высота», не подавали заявки на акселератор, то есть с нулевым опытом проектной работы.

Всего организаторам пришли около 3 тыс. заявок от детей и подростков с идеями различных проектов. Второй этап включал решение кейсов в командах.

Мария Захарова,

руководитель дирекции акселерации «Движения Первых»

«Изначально мы принимали в экосистему детей с 14 лет. Но как-то у нас была команда, которая занималась разработкой бренда одежды, и к ней хотел присоединиться очень деловой семилетний мальчик. Мы поняли, что возраст надо снижать. Размер команды — три-пять человек, и мы это жестко регламентируем, чтобы приучить детей работать в команде. Лидер команды обязательно должен быть как минимум 14-летним, чтобы дети могли зарегистрировать ИП для реализации проекта и были грамотными в отношении налогов и бухгалтерии».

Команды, успешно решившие кейсы, смогли приехать на форум в Ярославль. Всего в форуме приняли участие 517 детей из 45 регионов. Они участвовали в тренингах и мастер-классах и защищали свои проекты.

Мария Захарова,

руководитель дирекции акселерации «Движения Первых»

«Победителей „Проектории“ мы пригласили в проектную школу „Высота“. Их ждет большая программа онлайн и офлайн. Но стажировки школы проходят в Москве, потому что тут концентрат самых лучших практик. Это важно с точки зрения насмотренности и эффективности передачи знаний детям. Необходимо отметить, что свои проекты после окончания акселератора ребята реализуют у себя в регионах. Кроме того, в „Высоту“ можно попасть и не через форум, а напрямую, подав заявку на сайте».

Как «Проектория» сотрудничает с бизнесом

Бизнес с сильной профориентационной повесткой участвует в форуме достаточно давно, размещая стенды и разговаривая со школьниками. Но в этом году компании получили возможность для нового формата взаимодействия. Они самостоятельно подготовили кейсы по своей проблематике, а дети предложили потенциальные решения. Кейсы предоставили бизнесы разных направлений: технопарк «Сколково», «РЖД», HeadHunter, «МирПромТорг», «Игры будущего», Банк России, МТС, «Эконива», представители легкой промышленности, различных ведомств.

Также на «Проектории» была дискуссионная площадка, на которой руководители производственных компаний — корпораций, заводов, фабрик — рассказали о возможностях для школьников на предприятиях. «Движение Первых» предложило пакетные решения — и первые коллаборации с компаниями уже в процессе проработки.

Партнеры «Проектории» и проектной школы «Высота» «Движения Первых»:

«РЖД», «Роскосмос», «Роснефть», «Почта России», «Сибур ПолиЛаб», Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Комитет по туризму города Москвы, Gulliver Group, SuperJob, технопарк «Сколково», «Авито», VK, «Яндекс», «Школа 21» («Сбер»).

В проектной школе «Высота» бизнес участвует на нескольких уровнях. Некоторые компании предлагают кейсы, другие — предоставляют экспертов для обучения детей.

В октябре стартует новая активность — стажировки в компаниях. На них ребята из «Высоты» узнают, как устроена продуктовая команда. Задача стажировок — показать, что в одиночку проект реализовать нельзя, что в компаниях существуют разные департаменты: бухгалтерия, финансы, юристы, и т. д., а также показать специфику бизнеса: строительная компания колоссально отличается от производителей одежды.

Мария Захарова,

руководитель дирекции акселерации «Движения Первых»

«Мы разделили ребят по направлениям. Они поедут на стажировку в семь разных компаний, в их числе „Дом.РФ“, SuperJob, Комитет по туризму города Москвы. С утра они будут проходить брифинг с командой одного из департаментов (каждый день — нового). Команда поставит задачи, а в конце короткого рабочего дня даст обратную связь. Во второй половине дня ребята либо участвуют в тренингах, где их учат коммерческой части — монетизации проектов, либо ездят на интересные экскурсии — на промышленные предприятия, в офисы, куда просто так не попасть: в ВК, „Яндекс“, „Сбер“. Такие стажировки мы планируем повторять раз в квартал».

Сотрудничество с вузами

Среди партнеров «Проектории» также есть крупные вузы. Они заинтересованы в сильных абитуриентах и работают с экосистемой в двух направлениях.

Мария Захарова,

руководитель дирекции акселерации «Движения Первых»

«Зачастую дети выбирают не специальность, а место учебы — по подходящей атмосфере. Поэтому мы проводим экскурсии, на которых ребятам показывают, как устроен вуз: там есть не только аудитории, но и лаборатории, технопарки.

Также мы организуем сотрудничество с компаниями на базе вузов. Некоторые компании, такие как «Роснефть», в связи с правилами техники безопасности не могут предоставить детям прямой доступ к технологически сложному оборудованию. Однако компания приглашает детей познакомиться с моделями технологических процессов в контролируемой среде, созданной на базе подшефных НИИ, где дети могут безопасно попробовать себя в профессии».

Как и компании, вузы предоставляют экспертов — сегодня там преподают не только теоретики, но практики с огромным опытом, который они готовы передавать молодежи. Также вузы с помощью «Проектории» вовлекают детей в свою экосистему напрямую. Например, автодорожный институт (МАДИ) установил свой стенд на форуме «Проектории» и знакомил школьников со своим возможностями.

Какие кейсы способны решать дети

Среди успешных кейсов «Проектории» и «Высоты» есть примеры решений совершенно разного профиля. Конечно, в целом дети склонны предлагать социальные проекты, потому что пока им сложно мыслить коммерческими категориями.

Примеры таких проектов — чат-бот для психологической поддержки школьников, программа по популяризации рабочих профессий среди школьников, а также сообщество для подростков с предпринимательской жилкой, тех, кому интересно продвижение по карьерной лестнице. Через такие мероприятия заинтересованных ребят можно устраивать в различные сектора: в молодежную политику, в «РЖД», и так далее.

Но есть также и вполне коммерческие решения. Например, дети придумали отличные идеи для развития сети квест-румов «Клаустрофобия», которой нужны были свежие креативные решения. А прямо сейчас участники экосистемы разрабатывают для компании «Гулливер» капсулу детской одежды, которая появится в магазинах в 2024 году. Дети смогли придумать систему по борьбе с производственной пылью для «РЖД».

Мария Захарова,

руководитель дирекции акселерации «Движения Первых»

«Для бизнеса это отличная возможность попробовать работать со школьниками. Многие опасаются это делать, потому что знают, что есть жесткий регламент, требуются разнообразные согласования. Мы же предлагаем уже готовую концепцию — решение, упрощающее весь процесс и коммуникацию с ребенком. Если ваша команда застряла в рутине и не генерит свежие идеи, можно просто скинуть нам кейс (да, это бесплатно), а мы вместе с детьми найдем решение. И, конечно, с нашей помощью можно напрямую решить HR-задачи. Рабочие профессии не популярны среди молодежи. Благодаря „Проектории“ можно поднять их популярность, показать свой бизнес в действии и рассказать, что работать на предприятии — это престижно и современно. Можно даже воспитывать готовые продуктовые команды. И, наконец, это классная история с точки зрения медийности — реализация социальной миссии, поддержка молодых начинаний».

Реклама. ИП КАЛЫМБАЕВ КУБАН ИЛЬЯСОВИЧ, ИНН 772827622598, erid: 25H8d7vbP8dKEmAdJLrWEx