Спецпроект • 11 Декабря 2020

Алексей Южаков, основатель Promobot: «Будущее — за универсальной робототехнической платформой»

Крупнейший в Европе производитель сервисных роботов, российская компания Promobot (портфельная компания Дальневосточного Фонда высоких технологий, созданного при участии РОСНАНО) была основана в 2015 году в Перми. Их роботов можно встретить в музеях, МФЦ, аэропортах, торговых центрах, образовательных учреждениях, банках. Продукция компании представлена в 40 странах мира. С основателем и главой Promobot Алексеем Южаковым мы поговорили о том, что происходит на рынке сервисных роботов и за счёт чего молодой компании из Перми удается конкурировать в такой инновационной отрасли с сильными зарубежными игроками.

Можно ли сказать, что сервисная робототехника активно развивается именно в последнее десятилетие? Почему России удалось выйти на лидирующие позиции в этом сегменте?

Сейчас это, действительно, одно из самых быстрорастущих инновационных направлений, активная статистика и аналитика по нему ведётся примерно с 2012 года. И специалисты подчеркивают, что этот сегмент развивается намного быстрее, чем промышленная робототехника. Но важно понимать, что на этом рынке много разного: промоботы, роботы для частного использования, роботы для медицины и агросектора, для МЧС. Условно, всё, что не входит в промышленную робототехнику, относят к сервисной.


$14,1 млрд

объём мирового рынка сервисной робототехники в 2020 году.

$50,9 млрд

прогнозируемый объём мирового рынка сервисной робототехники в 2027 году.

32%

увеличение мирового объёма продаж сервисных роботов за 2019 год.

47%

доля медицинской робототехники в продажах сервисной робототехники.

Я ещё в 2015 году говорил, что у нас есть всё, чтобы занять лидирующие позиции в этом сегменте, но тогда в это никто не верил. Посмотрите на «Яндекс», «Лабораторию Касперского», Mail.ru — они смогли стать заметными на международной арене, потому что появились тогда, когда рынок IT зарождался. Такая же ситуация здесь, и у нас уже есть чем гордиться. Мы проводим конференции, на которые приезжают эксперты из Бразилии, Японии, Южной Кореи, Германии, Канады, США. Открыли свою лабораторию на базе пермского политеха, где учатся не только российские ребята, — это тоже говорит об определённом уровне.

Алексей Южаков, основатель Promobot

Промышленные и бытовые роботы — это совсем другие технологии? Вы на этот рынок выходить не собираетесь?

Всё больше экспертов считает, что грань между промышленной и сервисной робототехникой будет дальше стираться. На мой взгляд, будущее за универсальной робототехнической платформой, которую можно использовать дома, в сервисных историях, в промышленности. Будет некий магазин приложений, которые можно скачать, кастомизировать под свои нужды. Пока такой платформы нет, идти в нишу промышленных роботов не имеет смысла, она поделена компаниями с колоссальными бюджетами на R& D. Поэтому мы сконцентрировались на сервисной — и у нас здесь всё получается.

В 2019 году Россия заняла второе место в мировом рейтинге производителей сервисных роботов по версии Международной федерации робототехники (IFR). Первое место удерживают США с 223 компаниями-производителями. В России производством сервисных роботов занимаются 73 компании. Следом в рейтинге идут Германия (69 компаний), Китай (64 компании), Франция (52 компании) и Япония (50 компаний).

Какие у вас преимущества перед азиатскими и американскими конкурентами? За счёт чего удалось вырваться в лидеры?

Во-первых, мы сторонники быстрой проверки гипотез. Но быстро производить и проверять можно только в том случае, если весь цикл замкнут на твоей компании, не надо ждать комплектующих или производителя из Китая. Порядка 90% нашего производства локализовано в Перми. Мы сами собираем и пластик, и механику, и приводы, и нижнее и высокое управление двигателями, и верхнеуровневый софт распознавания речи.

Второй фактор — мы растём не из какой-то исследовательской лаборатории. Мы — изначально про бизнес. Главная наша цель — автоматизировать конкретную часть бизнес-процесса. Для любого клиента мы делаем индивидуальное решение под его бизнес-задачи, которое при этом экономически выгодно. А наши основные конкуренты ориентированы на wow-эффект.

Третье — это наш уровень цен по сравнению с Европой и США. А четвёртый и, возможно, даже самый важный момент — в том, что роботы — это про поломки и поддержку. Многие клиенты говорят, что наш саппорт — лучший из тех, что они видели.

Компания Promobot — крупнейший производитель автономных сервисных роботов в России и Европе. В 2019 году выручка компании составила 192 млн. руб., чистая прибыль — 6,5 млн. руб. В 2018 году компания увеличила площадь производства в 4 раза. За 5 лет Promobot выпустила 7 моделей роботов. Среди клиентов компании — Сбербанк, Vodafone, Правительство Москвы, Национальный банк Омана, аэропорт Балтимор-Вашингтон. Дальневосточный Фонд высоких технологий, созданный при участии РОСНАНО, инвестировал в 2020 году в Promobot 200 млн рублей.

Вы работаете с внешними рынками, сколько выручки даёт экспорт?

Мы держим экспортную планку достаточно высоко, наша продукция поставляется в 40 стран мира, активно работаем с 5 — 7 странами. В 2018 году доля экспорта составила 65% от общей выручки — 136 млн руб. В этом году, несмотря на пандемию и закрытие границ, наша экспортная выручка составляет примерно 35% от общей. Конечно, она немного упала, но мы продолжаем в этой части постоянно добавлять.

С какими сложностями вам пришлось столкнуться на этом рынке?

Этот рынок только формируется, в этом есть как свои плюсы, так и минусы. Минусы в том, что нет понятных законов, стандартов. Нет такого: «сервисные роботы — это вот это, смотри сюда и делай так». Вторая боль, наоборот, очень конкретная — аккумуляторы, которые нельзя перевозить самолётом. Мы экспортоориентированная компания, и для нас это всегда определённый челлендж.

Был ли какой-то экспортный контракт, который вы не смогли выполнить?

Мы очень трезво смотрим на свои возможности. Например, был случай, когда компания из США хотела получить за один месяц 400 наших станций для измерения температуры. Наше производство такой объём не потянуло бы, и мы не стали брать на себя эти обязательства. Чаще бывает наоборот: заказчик не может реализовать план по закупкам. Рынок не сформирован, партнёр не всегда точно может предугадывать спрос на продукцию.

Сколько роботов вы сейчас можете производить?

Обычно производим от 10 до 25 роботов, максимум 35 роботов в месяц.

Каков общий объём инвестиций в компанию за все годы её существования?

Первые инвестиции мы взяли с рынка: разработали прототип, убедили покупателя, что это будет работать, получили аванс за пять роботов. Плюс у нас были бизнес-ангелы — Евгений Плужник и Григорий Бубнов, эксперты конкурса Generation S, в котором мы победили. Они вложили около 50 млн. руб. Затем, уже с 2015 года, к нам начали приходить фонды. Первым был ФРИИ, который проинвестировал около 150 млн. руб., причём мы даже перевыполнили KPI. Были условия, что мы можем выкупить обратно часть акций, что мы и сделали. Дальше в нас вложилась Корпорация МСП — 200 млн. руб. А в этом году мы закрыли сделку с «Роснано» в лице Дальневосточного фонда высоких технологий, тоже на 200 млн. руб.

В 2019 году Promobot и швейцарская компания Advanced Robotics заключили эксклюзивный контракт, по которому Promobot до 2024 года поставит в Европу около 1 тыс. роботов. Общая сумма контракта — €18,5 млн.

Что у вас за проект на Дальнем Востоке?

С этим проектом связаны наши главные планы на ближайшее будущее. Мы открываем во Владивостоке обособленное подразделение, которое займётся созданием элементов внешности для человекоподобных роботов Robo-C, например искусственной кожи и волос. Ещё там будет находиться наш R& D-центр, который будет проводить исследования в области моделирования внешности и продолжит наши эксперименты с полимерами для создания наиболее точной копии человеческой кожи.

Почему именно там?

На Дальнем Востоке есть определённые налоговые послабления, это особая экономическая зона. Всё это очень хорошо вписывается в нашу стратегию выхода в Азию: Дальний Восток станет своеобразным мостиком на пути к этим целям.

Почему вы стали разрабатывать собственную систему распознавания речи? Существующие не устраивают?

Все такие системы собраны из диалогов операторов в кол-центрах. А нашим роботам приходиться работать в местах с высоким уровнем шума: в больницах, МФЦ, аэропортах, торговых центрах. Мы делаем систему, которая сможет качественнее отрабатывать в таких условиях. Запустили пока только на русском языке, но это большой проект и он развивается дальше.

В каких отраслях используются ваши роботы? Есть отличия в России и за рубежом?

Кейсов уже очень много: музейный гид, экскурсовод, робот для промо, робот-консьерж, робот-диагност, мультиязычный робот-консультант для аэропорта. В США больше востребованы роботы для безопасности. На Ближнем Востоке все хотят выделяться в промо-направлении, хотят фичи и функции, которых ни у кого больше нет. В Азии можно удивить хорошо работающим человекоподобным роботом.

Вообще, у нас есть набор библиотек, чтобы любой желающий мог разработать софт для нашего робота самостоятельно так же, как написать приложение для смартфона. Возможно, в будущем будем продавать франшизу. Например, к нам обращались коллеги из Канады, хотят производить наших роботов у себя. Такое производство мы можем выстроить, в принципе, в любой стране. Это интересная идея, и мы её сейчас оцениваем.