СПЕЦПРОЕКТЫ 8 мая 2020
Текст
Дмитрий Шаров
Увеличить прибыль и спасти проект от срыва. Как ещё фрилансеры помогают бизнесу и что нужно знать перед сотрудничеством
Текст
Дмитрий Шаров
Основной драйвер бизнеса — штатные сотрудники. Они лояльны компании, планируют совместное будущее и знают все процессы изнутри, но иногда их бывает недостаточно. В этом случае часть задач можно передать фрилансерам. Это исполнители, которые работают удалённо и могут взять на себя конкретную задачу или стать частью команды на короткое время. Такая практика пока ещё не успела прижиться в России и многих пугает. Вместе с QIWI разобрались со всеми страхами предпринимателей и рассказываем, как это работает.
Налог на профессиональный доход, который называют налогом на самозанятых, — это специальный режим налогообложения. Он действует в 23 регионах, и его могут платить физлица и ИП. Для этого они должны работать сами, не нанимать сотрудников по трудовому договору и не зарабатывать больше 2,4 млн руб. в год. А ещё данный режим не применяется к доходам, получаемым от работодателей. Льготная ставка на новом режиме — 4% от доходов с физлиц и 6% от дохода с ИП и юрлиц, а страховые взносы можно не платить.
Чтобы стать самозанятым, фрилансер подает заявление в ФНС по месту ведения деятельности с помощью приложения «Мой налог» в личном кабинете налогоплательщика или через банк, который подключён к этому сервису.
Помочь пройти регистрацию, зарегистрировать доход, уплатить налог, предоставить чек и управлять своими доходами могут сервисы QIWI для самозанятых на базе Рокетбанка. Предприниматель же может организовать удобную работу с помощью сервисов по выплатам самозанятым. QIWI поможет убедиться, что нанимаемый действительно самозанятый, а доход регистрируется, моментально перечислит вознаграждение за товары, работы или услуги самозанятых, а также передаст чек.
Если вы открываете новый филиал или начинаете работу с крупным клиентом, ресурсов штатных сотрудников может не хватить, а нанять новых специалистов за пару дней и погрузить их в работу не так-то просто. В этой ситуации часть задач можно поручить фрилансерам, чтобы выиграть время на решение кадровых вопросов.
В ситуации, когда многие бизнесы переориентируются на онлайн — как в случае с доставкой из ресторанов во время пандемии коронавируса, — фрилансеры также могут помочь, взяв на себя дополнительные заботы, вызванные сменой бизнес-модели.
Иногда клиентам нужно чуть больше, чем могут ваши сотрудники. Например, у веб-студии могут дополнительно заказать фотосессию для страницы «О компании», а у кондитерской — реалистичные портреты руководителей на торте. Нанимать фотографа и художника на полную ставку в этих ситуациях нет смысла, а отказываться от выгодного заказа неприятно.
Логичное решение — отдать эти заказы на аутсорс самозанятым. Так задачу будет выполнять профессионал в узкой области, а бюджет компании не уйдёт на оклад сотруднику, который необходим только в редких проектах.
Бывает так, что один из сотрудников заболел или в работе возник форс-мажор. Переносить дедлайн и рассказывать о проблемах заказчику — непрофессионально и вредно для имиджа. А вот оперативно исправить ситуацию при помощи дополнительных рук — отличное решение. Тут и пригодится помощь фрилансеров.
Удалённым сотрудникам не нужно рабочее место в офисе. А ещё они получают деньги только за выполненную задачу, а не за время простоя, которое у штатных специалистов нет-нет да случается даже при лучшей организации внутренних процессов.
Классический рабочий день — 8 часов, но иногда требуются овертаймы. Если штатных сотрудников просить задерживаться или выходить на выходных слишком часто, они могут задуматься о смене работы. Этого можно избежать, если привлекать фрилансеров. Они могут работать в разных часовых поясах или в непривычное время.
Фрилансер, с которым уже работал кто-то из знакомых, — отличный вариант, но и он не даёт стопроцентной гарантии. Вы можете узнать об уровне исполнителя от независимого заказчика, но не предугадаете, получится ли у вас сработаться, насколько ему близко задание и какая у него занятость на других проектах.
Такие сервисы собирают специалистов по профессиям. Бывают страницы для поиска копирайтеров, программистов, разнорабочих и других. Это может быть группа в соцсетях, телеграм-канал или профильный сайт.
Хороший агрегатор самозанятых проверяет уровень специалистов при регистрации и закрывает доступ к сайту в случае жалоб заказчиков. Например, по такому принципу работает партнер QIWI — сервис «Рабочие руки», где 80 тыс. разнорабочих готовы предложить помощь. «Рабочие руки» сотрудничают только с самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, а партнерство с QIWI помогает переводить деньги наёмным специалистам в течение одного дня.
Штатного сотрудника долго проверяют эйчары. Они смотрят портфолио, дают тестовые задания, проводят серию интервью. Удалённого исполнителя тоже можно так проверить, но обычно договор заключают по ускоренной схеме.
Однако риск, что специалист не оправдает ожиданий, есть всегда. И его физическое присутствие в офисе не панацея.
Самозанятого исполнителя могут переманить конкуренты, а он — передать корпоративную информацию. К тому же, если, например, дизайнер нарушит авторские права или закон о рекламе, разбираться с юридическими последствия придется вам.
Неприятных ситуаций можно избежать, подписав стандартный договор: стороны обмениваются сканами подписанных документов и отправляют оригиналы по почте. К тому же, лояльность и порядочность не определяется удалённостью от офиса.
Со штатным сотрудником всегда можно поговорить лично или обсудить состояние проекта на совещании. С фрилансером так общаться не получится, но существует масса других способов.
Для коммуникации есть мессенджеры и видеосвязь, с контролем работы помогут таск-менеджеры и трекер, а для работы с файлами есть облачные сервисы и удалённый доступ к компьютеру.
Некоторые опасаются, что в день сдачи проекта фрилансер перестанет отвечать, заберёт предоплату и пропадёт. Заключённый договор поможет и тут. Плюс на многих биржах есть инструменты защиты обеих сторон: они блокируют стоимость заказа до выполнения задачи и проверяют её качество, если заказчик недоволен.
В данном случае есть риски, что ответственность переложат на компанию-подрядчика. Чтобы так не получилось, можно выдать фрилансерам карты и предоставить удобные сервисы для уплаты налога. Такая возможность есть в сервисе для самозанятых QIWI на базе Рокетбанка. Это решение удобно и для фрилансеров. Если они ещё не зарегистрированы в ФНС, регистрацию можно пройти при активации карты Рокетбанка, а налог уплатить в бюджет.
Найм нового сотрудника — это день на создание учетных записей и подготовку рабочего места, день на знакомство с коллективом и инструктажи, погружение во внутренние процессы и первые тестовые задачи. В итоге полноценная работа начинается только через неделю, даже если новичок — профессионал своего дела. У фрилансеров уже отточен навык включения в новые проекты. Они получают задачу и тут же ее выполняют.
Офисные сотрудники часто совмещают функции. Штатный маркетолог может отвечать и за заказ сувенирной продукции, и за создание рекламных креативов, и за переговоры с подрядчиками. Фрилансеры более узкопрофильны. Если вам нужен копирайтер по конкретной тематике, можно выбрать того, кто пишет именно про банки, если HR-специалист — того, кто подбирает IT-специалистов и уже имеет свою базу, если бухгалтер — того, кто знает, как устроен товарооборот ресторана.
Фрилансеры, в отличие от офисных сотрудников, чаще получают вознаграждение за результат, а не за процесс. Их заработок за месяц зависит от того, сколько задач они успеют закрыть, и это делает их голодными до работы, в то время как рвение офисного сотрудника ограничено 8 часами рабочего времени.