СПЕЦПРОЕКТЫ     2 сентября

Удобство, выгода и подводные

камни: компании рассказывают

о работе с самозанятыми

Текст: Надежда Орлова

СПЕЦПРОЕКТЫ     2 сентября

Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми

Текст: Надежда Орлова

Тренд на самозанятость неуклонно растёт. Этому во многом поспособствовал период карантина, когда миллионы сотрудников частично опробовали такой формат, а руководители поняли, что подчинённые способны справляться с обязанностями, работая удалённо. Вместе с QIWI мы поговорили с руководителями различных компаний и выяснили, как работать с самозанятыми специалистами и что нужно знать, нанимая таких сотрудников на работу.

Лидия Багирова

операционный директор агентства Vinci

Как только законодательно утвердили специальный налоговый режим для самозанятых, мы стали более активно привлекать их к работе. В нашем случае такая форма сотрудничества особенно эффективна с копирайтерами, дизайнерами, ивент-менеджерами, некоторыми специалистами бэк-офиса. Таких специалистов удобно привлекать на временные проекты, когда ресурсов штатных работников недостаточно. Однако точно не следует переводить в этот статус тех сотрудников, которые являются основной «силой» в компании.

Если заключаете договор с самозанятым, не нужно прописывать те условия и нюансы, которые есть в трудовых договорах, такая перестраховка чревата признанием договора трудовым. Нужно чётко понимать, что самозанятый — не сотрудник. Это наёмный подрядчик, который выполняет определённую работу в определённый срок за определённые деньги. Не заключайте формальные договоры — прописывайте в них все те показатели, объёмы и сроки, за которые платите, тогда все будет хорошо.

Ещё один важный нюанс: обязательно нужно, чтобы самозанятый прислал чек при получении денег. В противном случае эта оплата будет приравнена к выплате физическому лицу со всеми вытекающими отсюда налогами — НДФЛ и отчислениями взносов в различные фонды. Поэтому важно наладить систему — кто отвечает за это в компании. Мы, например, сделали подробную памятку для самозанятых, где ёмко расписали этапы работы и контактные данные ответственных лиц по работе с ними.

Наём — это сложный процесс коммуникации и взаимоотношений в рамках определённых задач и иерархии. Чаще всего в тех сферах, где нет необходимости «стоять у станка», люди могут позволить себе стать самостоятельными — самим выбирать проекты, работу, заказчиков. В нашей сфере мы постоянно сталкиваемся с такими примерами — в основном это люди творческих профессий и сильные специалисты в сфере IT. Если человек действительно хороший специалист, уверен в себе и не боится конкуренции — а она достаточно высокая сейчас на рынке, — то он чаще всего принимает решение быть свободным и работать на себя, что не так-то просто.

Ирина Святицкая

руководитель молодежного

направления hh.ru

Недавно мы проводили опрос, планируют ли люди быть самозанятыми, — задавали общие вопросы по рынку. Мы опросили почти 4 тыс. соискателей — там были и наемные сотрудники, и фрилансеры, и владельцы собственного бизнеса, и те, кто в поиске работы. По результатам опроса на фриланс в 2020 году планировали выйти 19% людей. На самом деле это очень большая цифра.

Самоизоляция создала очевидный тренд. В последние же месяцы самозанятость стала ещё более привлекательным способом работы — на это повлияло распоряжение правительства по упрощению налоговых процессов. Многим людям вернули налоги за прошлый год, у многих это были достаточно ощутимые суммы, и привлекательность быть самозанятым ещё больше усилилась.

Дмитрий Пешнев-Подольский

председатель правления БКС Банка

Сейчас на рынке самозанятых не так много представителей творческих или digital-ориентированных специальностей. Единственный более или менее заметный сегмент — маркетинг, в котором, согласно исследованиям, трудится около 3% самозанятых. В то же время мы видим, что такой формат сотрудничества именно с представителями IT и креативных профессий обладает огромным потенциалом.

Компаниям выгодно подключать самозанятых, когда не хватает своих рук, например во время запуска крупных проектов. Часто нужны узкопрофильные специалисты, которые обладают высоким уровнем компетенций, но в какой-то одной области, например в сфере IT, в частности, продуктового и веб-дизайна. В то же время и самозанятому выгодно сотрудничать с компаниями в таком формате, так как он может работать сразу с несколькими заказчиками, при этом будучи в статусе занятого человека, соответственно, оставаясь социально защищённым.

Ирина Святицкая

руководитель молодежного

направления hh.ru

Самозанятыми чаще всего становятся специалисты из PR, маркетинга, IT, журналистики и юриспруденции. Но уже сегодня много и других сфер, где сотрудники всё чаще задумываются о том, чтобы стать самозанятыми. Это очевидно, потому что люди хотят больше времени проводить с семьёй, сами строить свой график не только по времени, но и по нагрузке. С другой стороны, работая на себя, нужно всё время самому искать новых клиентов. При таком формате меньше ощущения стабильности, но больше ощущения свободы.

Пандемия и затянувшийся кризис внесли корректировки в рынок труда, и мы ожидаем, что в будущем появится больше специалистов, предлагающих свои услуги работодателю, при этом оставаясь самостоятельными. Особенно сейчас, когда основная часть офисных сотрудников работали удалённо и успели привыкнуть к собственному рабочему графику. Вообще, на мой взгляд, самозанятость отлично подойдёт для специалистов творческих профессий, которым рамки в виде регламентированных процессов, установленного режима работы или обязательной отчётности только мешают.

Мы работаем в финансовой сфере, которая, с одной стороны, активно цифровизируется, поэтому нуждается в сотрудниках с IT-бэкграундом, с другой — всё ещё достаточно консервативна в части подхода к управлению и организации процессов. В банках до сих пор достаточно много формальностей и бюрократии по сравнению с технологическими компаниями, поэтому для ряда сотрудников формат отношений в качестве подрядчика мог бы быть комфортнее в части организации рабочего процесса.

При работе с самозанятыми важно максимально подробно прописывать в договоре все детали выполнения задач и сроки реализации проекта, чтобы избежать споров по факту приёма работы. Также самостоятельные сотрудники могут негативно воспринимать излишнее внимание к процессу выполнения задачи, увидеть в этом проявление микроменеджмента, излишнего контроля, поэтому проще обо всём договориться на берегу.

Банки и любые другие организации, которые хранят информацию о клиентских счетах и любые чувствительные данные, опасаются допускать к ним тех, кто не является их сотрудником. Разумеется, это сужает круг задач, для решения которых можно привлечь самозанятых. Есть ряд компаний, в частности госсектор, которые вообще не привлекают сторонних специалистов именно из-за внутренних политик безопасности.

Ирина Святицкая

руководитель молодежного

направления hh.ru

Для поиска самозанятых я бы посоветовала руководителям тестировать различные каналы и площадки. Можно разместить резюме на каком-то бесплатном ресурсе и получить 150 откликов, только на собеседование придет 2 человека, которые окажутся неподходящими. В то же время на другом ресурсе откликов может быть в разы меньше, но придут люди, которые идеально подойдут под задачи компании.

О чём не стоит забывать при работе с самозанятыми

Самозанятые специалисты становятся всё более востребованными для крупных компаний. Их выгодно привлекать на временные проекты, если в штате нет соответствующего специалиста или когда не хватает своих рук в период сильной нагрузки.

Тем не менее важно соблюдать некоторые формальности.

1.     Правильно заключать договор, прописав в нём все детали по выполнению работ.

2.     Просить предоставить чек после оплаты выполненной работы.

3.     Сделать памятку для самозанятых с расписанными этапами работы и контактными данными ответственных лиц по проекту.

4.     Договориться «на берегу» о том, в какой степени сотрудники компании будут контролировать процесс выполнения задачи.

5.     Подписать с самостоятельным специалистом NDA во избежание проблем, связанных с утечкой информации и других данных.

При грамотной работе с самозанятыми компания может укрепить свои позиции и сэкономить бюджет, используя легальное привлечение зарегистрированного специалиста. Такой формат сотрудничества с представителями IT и многих креативных профессий обладает большим потенциалом, потому что отвечает интересам как работодателей, так и самозанятых.