СПЕЦПРОЕКТЫ 19 мая

Лекарство для бизнеса: развитие робототехники во время пандемии

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Ксения Форбендер

СПЕЦПРОЕКТЫ 19 мая

Лекарство для бизнеса: развитие робототехники во время пандемии

Текст

Андрей Велесюк

Иллюстрации

Ксения Форбендер

Из-за пандемии автоматизация и роботизация производства стали как никогда актуальны: люди вынуждены соблюдать социальную дистанцию, а компании, которые не успели вовремя внедрить роботов или дистанционное управление, либо закрываются, либо теряют прибыль. Вместе с «Роснано» мы выяснили, как менялся российский рынок роботов в последние годы, что он может предложить во время пандемии и на какое будущее рассчитывают отечественные производители решений для роботизации и автоматизации.

Из-за пандемии автоматизация и роботизация производства стали как никогда актуальны: люди вынуждены соблюдать социальную дистанцию, а компании, которые не успели вовремя внедрить роботов или дистанционное управление, либо закрываются, либо теряют прибыль. Вместе с «Роснано» мы выяснили, как менялся российский рынок роботов в последние годы, что он может предложить во время пандемии и на какое будущее рассчитывают отечественные производители решений для роботизации и автоматизации.

Последние годы спрос на роботов растёт

«Еще четыре года назад к роботизации всерьёз не относились, — говорит генеральный директор Ronavi Robotics Иван Бородин. — Потенциальные клиенты знали, что такая опция есть, но никто не задумывался о том, что свой бизнес нужно роботизировать. По моим ощущениям, всё изменилось примерно год назад, когда бизнес стал активнее тестировать роботов».

Объём рынка RPA-систем (Robotic process automation — роботизированная автоматизация процессов) в России в последние пару лет стабильно рос — по словам опрошенных TAdviser экспертов, со скоростью 30—50% ежегодно. В первую очередь роботизация интересовала компании, которым нужно было заменить монотонный человеческий труд (например машиностроение и производственную логистику) или существенно увеличить скорость работы (сварки, пайки, резки, погрузочно-разгрузочных операций).

Коронавирус серьёзно ускорил автоматизацию всех отраслей. В опросе, который провела компания Ernst & Young, более 40% респондентов сказали, что они прямо сейчас активно вкладывают средства в роботизацию и автоматизацию своего бизнеса, потому что «готовятся к посткризисному миру». Как следствие, роботизация и автоматизация бизнеса, которые и так набирали обороты в последние годы, в пандемию только ускорились.


Ronavi Robotics входит в группу компаний «ТехноСпарк» инвестиционной сети Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «Роснано»


Коронавирус серьёзно ускорил автоматизацию всех отраслей.

Логистика: роботизация — единственный выход

Уже скоро увидеть человека на складе будет непросто — именно там активнее всего внедряют логистических роботов. PwC в «Обзоре тенденций развития транспорта и логистики» утверждает, что роботизацию бизнес-процессов можно использовать как инструмент автоматизации и поддержки компаний, работающих в различных секторах транспортно-логистической отрасли.

Использование роботов позволяет оптимизировать пространство склада и существенно повысить его производительность. Пока не все это понимают — директор Ronavi Robotics приводит пример, как бизнес начал терять деньги из-за того, что не перешёл на роботизацию вовремя.

«В апреле прошлого года одна компания по доставке товаров заинтересовалась нашими логистическими роботами, но спустя серию переговоров решила, что им это не нужно. Хотя мы предлагали провести пилоты, протестировать и всё отладить. Спустя год я узнал, что они, несмотря на резкий рост спроса, не могут взять больше заказов, потому что их бизнес-процессы не отлажены соответствующим образом. Они теряют часть выручки, потому что не стали вовремя проводить роботизацию. И не получится просто решить проблему, наняв дополнительно складских работников, — складские объёмы не безграничны, и в какой-то момент люди элементарно начинают друг другу мешать», — говорит Иван Бородин.

ResearchAndMarkets в своём исследовании мирового рынка RPA отметили, что продуктивному использованию роботов мешает кадровый вопрос: в компаниях не хватает квалифицированных специалистов, владеющих данными технологиями.

Один из способов решения — внедрение роботов по принципу zero touch, когда клиенту отправляют полностью настроенных роботов, как это делают в Ronavi Robotics, после чего специалисту остаётся только установить их и нажать нужные кнопки в правильном порядке. И когда робот появляется в сети, его наладкой и обслуживанием занимаются специалисты производителя.

Директор Ronavi Robotics приводит следующие цифры: если раньше компания рассматривала один запрос на роботизацию в неделю, то теперь к ним ежедневно поступают одно или два обращения. Основные источники роста: продуктовый ретейл, складская логистика и производство.

Иван Бородин считает, что спрос на роботов увеличился также благодаря новой бизнес-модели использования автономных мобильных платформ для перемещения товаров на складах, которую Ronavi Robotics предложила рынку, — «робот как сервис» или «робот по подписке». Член правления «ТехноСпарка» Борис Галкин объясняет логику введения такой модели работы: «Мы снимаем с клиента головную боль по поводу обслуживания роботов и можем быстро получить решение о покупке (роботы как операционные, а не капитальные затраты). Ключ к успеху на быстрорастущем рынке складской робототехники — это максимальный охват рынка. Компаний, готовых потратить 100 тыс. руб. на 1 робота в месяц гораздо больше, чем тех, кто вложит несколько млн руб. в покупку».

Ronavi Robotics — первая российская компания, которая не только полностью завершила собственную разработку логистического робота с нуля, но и начала его серийное производство и продажи. В конце марта Ronavi Robotics привлек инвестиции для наращивания производства. При этом Иван Бородин утверждает, что компания будет и дальше производить только роботов для внутрискладской логистики: «Мы не планируем размывать фокус и хотим остаться компанией, производящей узконаправленные решения».


Ключ к успеху на быстрорастущем рынке складской робототехники — это максимальный охват рынка.

Плотность промышленной роботизации

на 10 тыс. рабочих


Сингапур:

831 робот


Южная Корея:

774 робота


Германия:

338 роботов


Япония:

327 роботов


США:

217 роботов


Китай:

140 роботов


Россия:

5 роботов


Средний показатель по миру:

99 роботов

Источник: отчет Минкомсвязи и Национальной Ассоциации участников рынка робототехники «Перспективные применения робототехники в бизнесе»

Производство: перспективы лучше реальности

Несмотря на то что рынок RPA развивается достаточно бурно, сегмент промышленных роботов в стране представлен очень слабо, — по данным Международной федерации робототехники, на промышленные предприятия России в 2018 году установили всего 1007 роботов.

Небольшое количество установок говорит о большом потенциале рынка, считает заместитель генерального директора «Дальневосточного фонда высоких технологий» Алёна Осипова. Но для реализации потенциала необходимо выполнять ряд условий: предлагаемое роботизированное решение должно быть экономически эффективными не только для крупных производственных площадок, но и для мелкосерийного производства; также необходима мощная информационная поддержка, нужно, чтобы рынок знал, что такие решения есть.


Дальневосточный фонд высоких технологий совместно создан «Роснано», РВК и Фондом развития Дальнего Востока, в инвестпортфеле фонда есть такие проекты в области роботизации и автоматизации, как Promobot и Visitech

Пандемия коронавируса наверняка подхлестнёт промышленность к ускорению роботизации и автоматизации процессов, уверен генеральный директор «РСТ Инвент» Александр Гребенник. «Сейчас рынку не хватает смелости понять, что кризис — это перспективы. И те, кто сейчас находят в себе смелость внедрять инновационные решения, покупать их „на дне предложения“, уже в ближайшее время получат солидное конкурентное преимущество».

«РСТ-Инвент» (портфельная компания «Роснано») — российский производитель RFID-меток и оборудования, базовых решений для автоматизации производственных предприятий. Продукцию и решения компании можно использовать практически во всех сферах: торговле, перевозках, безопасности и строительстве.

Спрос на RFID-решения в стране нестабильный: в один период их активно закупают представители fashion-индустрии, на следующий год в лидерах может оказаться добывающая промышленность, строительство или логистические компании. «Спрос на нашу продукцию инерционный, поэтому сейчас среди основных покупателей предприятия, которые никак не связаны с пандемией, — объясняет Александр Гребенник. — Но я уверен, что уже через 2—3 месяца появятся соответствующие запросы от предприятий фармацевтической и медицинской отраслей, поскольку наше решение позволяет защитить лекарства от подделок».


Тренды промышленной робототехники в России

  • Активное применение технологий машинного зрения
  • Востребованность технологий адаптивного управления роботом
  • Безопасность совместной работы человека и робота
  • Интеграция промышленных роботов с другими решениями
  • Обеспечение безопасности промышленных роботов
  • Использование технологий машинного обучения
  • Применение открытого программного кода для расширения целевой аудитории
  • Развитие контроллеров промышленных роботов

Источник: обзор TAdviser и Национальной Ассоциации участников рынка робототехники «Российский рынок промышленной робототехники 2019»

Оперативно отреагировала на перемены другая российская компания — Visitech. Разработчик и производитель программного обеспечения для промышленной безопасности, она предложила рынку решение, которое позволит оптимизировать процессы и не останавливать работу в условиях распространения коронавируса.

«В частности, компания предложит продукт, который позволит перевести весь документооборот предприятия в электронный вид, — объясняют в Дальневосточном фонде высоких технологий. — Кроме того, прямо сейчас Visitech разрабатывает аппаратный комплекс, который будет отслеживать движение персонала и предотвращать лишние контакты между сменами».


Пандемия коронавируса наверняка подхлестнёт промышленность к ускорению роботизации и автоматизации процессов.

Сервисные роботы: большой потенциал роста

По данным Международной федерации робототехники, в 2018 году сектор роботов для работы в общественных местах составил 4% от продаж всех профессиональных сервисных роботов. Было продано на 16% больше роботов, чем в 2017 году (11 тыс. единиц), объём рынка вырос на треть (28%) и составил $158 млн.

Алена Осипова уверена, что продажи сервисных роботов будут расти, — в новой реальности они могут стать важной частью новых стандартов безопасности. К примеру, компания Chowbotics в ближайшее время установит в американских больницах 50 роботов, которые будут готовить свежие салаты для медицинского персонала.

Задача сервисных роботов сводится к тому, чтобы снизить количество прямых контактов между людьми. Самый яркий игрок российского рынка — Promobot, который в апреле привлек 200 млн руб. инвестиций Дальневосточного фонда высоких технологий. Их роботы работают администраторами, хостес, музейными гидами, консультантами и консьержами.

Среди новых разработок компании Promobot есть особенно актуальные: робот-термоконтроль, способный с большой точностью измерять температуру человека, распознавать лицо и сверять его с базой данных, передавать информацию о посетителе ответственному сотруднику, выдавать карты доступа, открывать турникеты — все без участия человека; робот-дезинфектор, который может проводить дезинфекцию территорий промышленных предприятий, торговых центров, учебных заведений и т.д., а также разработка 2019 года – сервисный робот Promobot V.4. Последний может самостоятельно собирать данные о состоянии здоровья пациента в поликлинике и пересылать их врачу. «Робот поступил в продажу в конце прошлого года и уже тогда к нему был большой интерес со стороны региональных министерств здравоохранения. Я думаю, что в ближайшее время этот интерес будет расти», — говорит Алена Осипова.


Одна из самых актуальных разработок — Promobot V.4, который может самостоятельно собрать данные о состоянии здоровья пациента в поликлинике, переслать их врачу.

Что будет дальше

Эксперты сходятся на том, что общество ещё долго будет ощущать на себе влияние коронавируса. Социальное дистанцирование останется частью жизни даже после того, как вирус отступит, а следовательно, мы будем взаимодействовать в повседневной жизни со всё большим количеством роботов. Дальше прогнозы немного расходятся.

Исполнительный директор Центра цифровой трансформации «Сколково» Николай Верховский говорит, что одна из сложностей цифровой трансформации бизнеса в России — дешевизна рабочей силы. Однако Алена Осипова утверждает: дешёвая рабочая сила — важный, но не основной фактор в медленной роботизации. Гораздо важнее, чтобы было готовое экономически эффективное решение, которое можно внедрять на различных типах производства.

Александр Гребенник уверен, что кризис сильно ударит по бюджетам на инновации и прогнозирует спад заказов, за исключением фармацевтики и медицинской отрасли, — они в ближайшее время наверняка будут расти. Иван Бородин настроен более оптимистично: «Сейчас остро не хватает роботов на производстве и складах. Кто-то сразу это понимает и обращается к нам для создания экономической модели роботизированного склада и начала пилотных проектов по подписке, кто-то поймёт позже. Я прогнозирую, что Ronavi Robotics, как компания, почувствует скачок интереса к логистическим роботам уже в конце этого — начале следующего года, когда компании разгребут первый ворох проблем, вызванный пандемией, и начнут менять свои бизнес-процессы под новые эпидемиологические нормы. Уверен, что в целом рынок будет только расти»

Борис Галкин считает, что в ближайшие несколько лет будут развиваться технологии, направленные на социальное дистанцирование и минимизацию (а лучше полное исключение) прямых контактов между людьми. И роботизация — одно из ключевых направлений. Он прогнозирует, что в ближайшее время появится много новых роботов: от привычных дронов-доставщиков до роботов-стерилизаторов общественных пространств. Скорость внедрения будет зависеть от запаса прочности — если бизнес будет думать только о выживании, то ни о какой роботизации не может идти и речи. В свою очередь, если компания устойчива и уже экспериментировала с роботами, скорее всего, она будет наращивать вложения в RPA.


В ближайшее время появится много новых роботов: от привычных дронов-доставщиков до роботов-стерилизаторов общественных пространств.