Спецпроекты • 15 декабря 2022 • Партнерский материал

Tinder для бизнесов: как компания RIS group помогает расти клиентам и растет сама

Текст: Наталия Владимирова


Компания RIS group появилась совсем недавно, в апреле 2021 года, но за первый год работы успела выйти на оборот в 70 млн руб. Для основателей RIS group, Андрея Казанцева и Дмитрия Капустина, этот бизнес стал очередным выстрелом в череде попыток стать предпринимателями. И он попал в цель! Компания занимается кросс-промо, среди ее партнеров — практически все онлайн-кинотеатры России, сети «Пятерочка», «Магнит», «Лента», «Леруа Мерлен», BurgerKing, «Яндекс», ВКонтакте и другие. Разбираемся, как двум друзьям с помощью талантливой команды удается «мэтчить» бизнесы и делать кросс-промо максимально эффективным.

Цифры RIS group:


100+

клиентов-бизнесов.

~ 700 тыс.

новых подписчиков удалось привлечь для различных онлайн-сервисов за крупнейшую новогоднюю акцию.

~ 5 млн

подписчиков удалось привлечь за 2022 год.

70 млн руб.

выручка за 2021 год.

300 млн руб.

выручка за 2022 год.

Попытки — не пытки

В 2020 году Казанцев работал в компании «Трансмашхолдинг», руководил группой инвестиционных проектов. Капустин работал в IVI, где занимался дистрибуцией промо-подписок. Оба основателя RIS group имели за плечами опыт разнообразного бизнеса. Казанцев начал свою предпринимательскую деятельность с организации рекламного агентства — клеил листовки по этажам жилых домов. Потом открыл агентство, занимавшееся карьерным консультированием. Потом был сервис, на аутсорсинге контролировавший качество контактных центров, — перед этим Казанцев около пяти лет проработал на руководящих должностях в контактных центрах. Был даже интернет-магазин электронных сигарет, когда они только появились, и бизнес по сдаче гаражей в аренду. Капустин тоже прошел свой путь в бизнесе — например, продавал модные когда-то бинбэги, мягкие кресла.

Познакомились они через жен: завязалась дружба, что во взрослом возрасте бывает крайне редко. Оба хотели изменений на работе. Казанцев собирался устраиваться в «Сбермаркет» на управление продуктом. Капустин хотел попасть в Netflix и заниматься там развитием бизнеса в РФ.

Но обстоятельства подтолкнули их к еще одной попытке открытия бизнеса, на этот раз совместного: появилась уникальная возможность встать в сеть «Магнит» (22 тыс. магазинов) на прикассовую зону со стендом с сертификатами онлайн-сервисов и сим-картами мобильных операторов.

«По договору мы бы целиком компенсировали производство, но заработали бы на продажах, причем объемы были сумасшедшими, — вспоминает Казанцев. — Мы решили рискнуть и вложиться. Начали работать дистанционно, продавали размещение на стенде, знакомились с онлайн-сервисами, потом переехали в „коморкинг“ на Кудринском переулке в Москве площадью 30 кв м».

Общаясь с сервисами, увидели несколько болей, которые можно недорого решить и заработать. Таким образом партнеры начали заниматься смежными проектами: мерчендайзингом и кросс-маркетингом.

Через пару месяцев стало понятно, что основной проект не взлетел, а в мерчендайзинге не сходилась экономика, поэтому партнеры приняли решение отказаться от этих двух направлений и сосредоточиться на том, что получается лучше всего — на кросс-промо. «Предыдущий опыт научил „резать по живому“. Есть проекты, которые не полетят, как бы они тебе ни нравились. Было важно проявлять гибкость — быстро тестировать и отказываться от неэффективных направлений, сосредотачивая усилия на том, где мы сильны и что приносит профит».

Подарок на день рождения ВКонтакте

Первым взлетевшим проектом оказалось промо с ВКонтакте — Казанцев и Капустин предоставили более 30 млн промокодов партнеров в качестве подарков пользователям на день рождения соцсети. Партнёрами были: онлайн-кинотеатры, сервисы прослушивания аудиокниг, курсы английского, онлайн-игры и другие вендоры. ВКонтакте удивились такой щедрости, но согласились.

«Это была очередная наша рискованная идея, — говорит Казанцев. — Мы в нее верили, поэтому взяли на себя эти риски — зашли на все свои и на заемные деньги. Проект вышел успешным и эффективным для нас, ВКонтакте и остальных клиентов. Все заработанное через слезы и внутреннюю борьбу решили инвестировать в развитие бизнеса, а не спустить на вино и машины». Так началась RIS group.

За несколько месяцев компания договорилась почти со всем онлайн-кинотеатрами об оплате за приведенного нового пользователя. Помимо этого, их клиентами стали такие крупные игроки, как «Магнит», «Пятерочка», «Яндекс», игры World of Tanks и War Thunder и другие.

Вдвоем справляться становилось все сложнее, поэтому партнеры начали нанимать сотрудников, постоянно ошибаясь и увольняя тех, кто не подходил. Проблема поиска людей становилась все серьезнее.

«Мне запомнилась своим профессионализмом HR, которая меня собеседовала в „Сбере“. Я пригласил ее к нам, и она помогла выстроить процессы найма, адаптации, сделала их бесшовными. HR, по моему убеждению, — чуть ли не первый человек в компании, потому что людям нужна причина, по которой они едут в дождливый день на работу. Особенно это важно, если у тебя много нерегламентированных творческих процессов. Многие способны на короткие спринтерские забеги, но чтобы бежать марафон — нужна культура, которую мы формируем командой „под присмотром“ опытного HR-директора. Наша задача — такой „рассол“, в котором все сотрудники, как огурчики, становятся близкими по вкусу», — говорит Казанцев.

Конечно, «рассол» RIS group состоит из множества ингредиентов. Это тренинги, выездные мероприятия, обучение и забота о сотрудниках — от ДМС до регулярной индексации зарплат и премий, которые зависят от чистой прибыли компании. Есть и нематериальная компенсация, например «зал славы», в который навсегда попадают те, кто успешно провели какую-то крупную акцию.

Как поменять рынок за год

Одним из инструментов, с помощью которого RIS group удается менять правила игры на рынке кросс-промо, стал Account-based marketing.

«Мы понимаем, как стимулировать клиентскую лояльность через геймификационные механики. Научились достигать увеличения среднего чека, проводимого времени в мобильных приложениях клиентов, средней выручки на клиента, оборачиваемости полки. И все это за счет неценовых промо-кампаний.

Для того чтобы получить возможность «причинить пользу» клиентам, нужно было стать для них экспертами. И, кажется, мы нашли рецепт. Для этого задолго до встречи мы изучаем отрасль клиента, ключевые показатели, последние новости, покупаем исследования, узнаем о принимающих решение людях. После этого готовим конкретное точечное предложение, иногда уже с разработанной креативной рамкой, и предлагаем встретиться. Люди чаще всего уважают такой труд и слушают твое предложение, скажем так, в нужном расположении духа», — поясняет Казанцев

Конечно, всегда есть риск, что концепцию отвергнут или предлагаемая акция сработает значительно хуже плана, однако сегодня RIS group прогнозирует эффекты акций с точностью 80% еще до знакомства с клиентом.

Как сделать миллион активаций

Большего объема привлеченных пользователей удается достичь за счет экспертизы в создании Client Journey Map. В RIS group знают, как должен выглядеть каждый этап взаимодействия клиента с акцией. Значительных результатов удается достигать за счет методичного картирования клиентского пути перед каждой акцией, поиска барьеров на их пути и их устранения.

Это дает свои плоды. «Пятерочка» теперь проводит неценовые промоактивности только через RIS. Онлайн-кинотеатр «Старт» полностью отдал им дистрибуцию. «Яндекс Плюс» внутри себя строит инфраструктуру, чтобы было удобнее работать с RIS group, а некоторые кинотеатры меняют продукт в соответствии с рекомендациями компании по улучшению пользовательского пути.

Сейчас в RIS group уже 35 человек, в том числе 10 сотрудников калининградской команды разработки. У каждого отдела или команды есть свои описанные ценные конечные продукты (ЦКП), по которым они сами могут оценивать свою работу. Так, ЦКП менеджера спецпроектов — вовремя запущенные проекты, а ЦКП директора по персоналу — полная укомплектованность продуктивными сотрудниками, хорошо знающими, как выполнять свою работу.

«Все процессы прозрачны для сотрудников, это важно, чтобы чувствовать себя комфортно в коллективе и быть уверенным в завтрашнем дне», — добавляет Казанцев.

Перемены к лучшему

Сейчас 95% в выручке RIS group занимают онлайн-кинотеатры: у компании глубокая экспертиза в этой области, они понимают, как устроена воронка, ценообразование, работа с получением авторских прав. Но останавливаться на этом команда не планирует и постоянно ищет новых партнеров и оптимизирует механики, пробует новые модели: начинает зарабатывать и на revenue share, и на увеличении ключевых показателей, даже создает геймификационные модули, которые встраиваются в приложения клиентов.

В качестве вендоров привлекаются различные образовательные проекты, а также нишевые проекты, например сервис «Где мои дети» и шахматная школа «Крылья».

«Это пока не про заработок, но мы многое пробуем. Скрещиваем бренды с той и с другой стороны, где эффективно — туда и идем, — говорит Казанцев. — R& D идет очень активно. Мы покупаем исследования по поведенческой активности, предпочтениям, объемам рынков, динамике роста рынков. Подсматриваем и используем опыт других стран.

Что касается поиска новых площадок, то тут мы тоже не стоим на месте. Компания постепенно уходит от работы с монопромо, где в одной акции участвует одна площадка и один вендор. В Новый год мы проведем крупное промо на собственной площадке, где объединим несколько крупных партнеров вокруг одной креативной концепции. Мы скрещиваем что-то вроде многим известной «Монополии» «Макдоналдса» и Адвент-календаря. Первые тесты показали, что подобные акции могут быть действительно многообещающими.

Постепенно команда стала выходить на рынки СНГ: там можно просто повторить то, что уже сработало в России, с помощью все тех же партнеров.

Еще одно направление работы — выход на рынки Латинской Америки, в частности Бразилии, — там менталитет близкий к российскому: люди готовы тратить сегодня, потому что неизвестно, что будет с деньгами завтра, а еще они любят подарки и таймкиллеры.

Основные онлайн-кинотеатры там — гиганты из США: HBO, Netflix. С ними договориться сложнее, особенно российской компании. Но RIS group открыли неаффилированное юрлицо в Дубае, через которое проходит вся коммуникация.

Отдельно создается команда онлайн разработки мобильных казуальных игр, которая учится делать продукт именно для российского пользователя, без прицела на Запад, — а потом эти механики интегрировать в промо-кампании.

Это действительно так работает: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», — резюмирует Казанцев.