Спецпроекты • 16 декабря 2022 • Партнерский материал
Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Любовь Дронова
Если вы хотите быть полностью готовыми к выступлению, стоит обязательно посетить место заранее — посмотреть, как выглядит сцена, есть ли на ней стулья, кафедра, куда направлен свет, как далеко сидит публика, видны ли лица. Увы, это не всегда возможно и часто работать приходится с тем, что есть по факту.
Если вы оказались на сцене в крайне некомфортных условиях — на вас направлен очень яркий свет, дует сквозняк или сама сцена такая огромная и пустая, что вы на ней просто теряетесь, есть вариант спуститься в зрительный зал и выступать оттуда. Подобный экспромт не только позволит вам почувствовать себя комфортнее, но и растворит четвертую стену, психологическую границу между вами и аудиторией. Контакт будет теснее, и доверие к вам повысится.
Если выступление уже началось, а вас сковал внезапный приступ страха, можно искренне рассказать о своих чувствах аудитории. Объясните, что это ваш первый (или сто первый, неважно) раз, что вы волнуетесь, попросите публику вас поддержать, дать понять, что она настроена к вам положительно. Само проговаривание чувств вслух снижает их накал. Кроме того, такая искренность очень обезоруживает и располагает к себе, так что аудитория после такой импровизации простит вам волнение и даже ошибки.
Бывает, что аудитория оказывается слишком продвинутой, образованной. Вам кажется, что уровень вашего выступления ей не соответствует. Такой вывод можно сделать из задаваемых вопросов, а также по скучающему виду слушателей. Он не всегда верный — скучать и зевать люди могут по совершенно другим причинам (например, ранним утром понедельника), а каверзные вопросы может задавать один слишком подкованный слушатель.
Предварительная подготовка уменьшит этот страх. Спросите у организаторов об аудитории, ее образовании, возрасте, гендерном составе. Но если сомнения одолели вас уже во время выступления, задайте слушателям прямые вопросы: «Знакома ли вам эта тема? Кому знакома? Кому нет?» Если и правда окажется, что все всё знают, попросите нескольких человек поделиться опытом, а также задать вам интересующие их вопросы. Или даже устройте живую дискуссию среди зрителей, выступая ее модератором.
Смех — худший враг страха. Если вам удастся переключить свое внимание на что-то забавное, физиологическая реакция отступит. Поэтому используйте самоиронию — признайте то, что ваше лицо красное, как помидор. Например, пообещайте публике, что даже если внезапно отключат электричество или отопление, ваше лицо спасет всех от замерзания.
Если слушатель задает вам какой-то сложный или неприятный вопрос, прежде всего попросите повторить или переформулировать его, потом обязательно поблагодарите за столь важную тему. Все это позволит вам выгадать время и собраться с мыслями. Ответы на вопросы дают вам возможность подчеркнуть основные выводы вашего выступления, поэтому они не должны быть расплывчатыми и уводящими от темы.
Важно не показывать ваше раздражение, враждебность, даже если вопрос вам неприятен. Избегайте также сарказма. Однако юмор — ваш помощник, он в сочетании с доброжелательностью вытащит вас из неудобной ситуации.
Любые непредвиденные события во время публичного выступления стоит воспринимать философски — вы не имеете контроля над подобными «стихийными бедствиями». Прежде всего не выдавайте, что вы растеряны или злы. Делайте вид, что все идет так, как запланировано, улыбайтесь, старайтесь обыграть обстоятельства в выгодном для вас ключе. Например, если в аудитории оказался ребенок и он заплакал во время вашей презентации, можно сказать: «Вот видите, даже дети ненавидят PowerPoint».
Иногда слушатели неправильно интерпретируют возникшую в речи паузу и начинают аплодировать не там, где вы хотели бы. В таких обстоятельствах важно дать публике «высказаться», то есть дождаться завершения оваций. Потом в зависимости от обстоятельств можно либо пошутить, либо просто начать следующую фразу как ни в чем не бывало в полной тишине. Бывает, что публика «захлопывает» оратора, — такого нельзя допускать. Старайтесь закончить до того, как аудитория устанет и начнет аплодировать, пытаясь выгнать вас со сцены.
Если у вас возникли технические сложности с визуальным материалом, постарайтесь вспомнить и словесно передать недостающую информацию. Важно, чтобы в процессе предварительной подготовки вы хорошо изучили свой материал и могли хотя бы в общих чертах воспроизвести его по памяти. Можно, как в школе, подготовить бумажную или телефонную шпаргалку с опорными пунктами вашего выступления.
Ближе к середине выступления внимание публики, как правило, рассеивается. Самое время для импровизации: задайте аудитории вопрос по теме выступления или близкой к ней, расскажите личную историю, например реальный кейс или случай из вашей жизни. Если на сцене есть доска или флипчарт, нарисуйте на ней что-то неожиданное и предложите публике высказать свое мнение на этот счет.
SberJazz, сервис видеоконференций от «Сбера», дает возможности для включения импровизации в ваше публичное онлайн-выступление: можно попросить слушателей выражать свое мнение в чате в виде реакций эмоджи, чтобы вы могли оценить, насколько выступление вызывает отклик у аудитории. Демонстрировать экран тоже можно — причем несколько людей могут делать это одновременно. В SberJazz есть возможность заменить фон и включить функцию шумоподавления, чтобы ничего не мешало спикеру. Так что, если у вас на заднем фоне оказались обои с диким принтом, решил пробежать ребенок или кошка требует ее покормить, эти неожиданности могут пройти незамеченными публикой и импровизация не понадобится.
Как корректно использовать юмор в публичных выступлениях
Не предупреждайте о будущей шутке — это исключает элемент неожиданности, а иногда и портит всю соль шутки.
Не используйте низкопробный материал. К нему можно отнести затянутые истории, шутки о людях с физическими недостатками, приколы о национальностях, гендерах, очень специфические темы, доступные единицам, а также набившие оскомину языковые каламбуры.
Адаптируйте юмор к вашей аудитории. Вы же не хотите прослыть снобом или оттолкнуть публику низкосортным шутками. Проанализируйте, кто перед вами: сфера деятельности, возраст, пол. Подбирайте шутки, которые будут актуальны для слушателей.
Как корректно использовать юмор в публичных выступлениях
Не предупреждайте о будущей шутке — это исключает элемент неожиданности, а иногда и портит всю соль шутки.
Не используйте низкопробный материал. К нему можно отнести затянутые истории, шутки о людях с физическими недостатками, приколы о национальностях, гендерах, очень специфические темы, доступные единицам, а также набившие оскомину языковые каламбуры.
Адаптируйте юмор к вашей аудитории. Вы же не хотите прослыть снобом или оттолкнуть публику низкосортным шутками. Проанализируйте, кто перед вами: сфера деятельности, возраст, пол. Подбирайте шутки, которые будут актуальны для слушателей.