Спецпроекты • 16 декабря 2022 • Партнерский материал

Как не сесть в лужу и выйти из сложной ситуации путем импровизации

Текст: Наталия Владимирова

Иллюстрации: Любовь Дронова


Во время публичного выступления могут произойти миллион разных незапланированных событий: в аудитории появляется ваш конкурент и задает неприятные вопросы, отказывается запускаться презентация, публика решает аплодировать невпопад. Справиться с такими ситуациями поможет искусство импровизации. Разбираем самые распространенные ситуации, в которых оно может пригодиться.

Слепящие прожектора на сцене, неудобное пустое пространство


Если вы хотите быть полностью готовыми к выступлению, стоит обязательно посетить место заранее — посмотреть, как выглядит сцена, есть ли на ней стулья, кафедра, куда направлен свет, как далеко сидит публика, видны ли лица. Увы, это не всегда возможно и часто работать приходится с тем, что есть по факту.

Если вы оказались на сцене в крайне некомфортных условиях — на вас направлен очень яркий свет, дует сквозняк или сама сцена такая огромная и пустая, что вы на ней просто теряетесь, есть вариант спуститься в зрительный зал и выступать оттуда. Подобный экспромт не только позволит вам почувствовать себя комфортнее, но и растворит четвертую стену, психологическую границу между вами и аудиторией. Контакт будет теснее, и доверие к вам повысится.

Внезапный страх публичного выступления


Если выступление уже началось, а вас сковал внезапный приступ страха, можно искренне рассказать о своих чувствах аудитории. Объясните, что это ваш первый (или сто первый, неважно) раз, что вы волнуетесь, попросите публику вас поддержать, дать понять, что она настроена к вам положительно. Само проговаривание чувств вслух снижает их накал. Кроме того, такая искренность очень обезоруживает и располагает к себе, так что аудитория после такой импровизации простит вам волнение и даже ошибки.

Публика оказалась более продвинутой, чем планировались


Бывает, что аудитория оказывается слишком продвинутой, образованной. Вам кажется, что уровень вашего выступления ей не соответствует. Такой вывод можно сделать из задаваемых вопросов, а также по скучающему виду слушателей. Он не всегда верный — скучать и зевать люди могут по совершенно другим причинам (например, ранним утром понедельника), а каверзные вопросы может задавать один слишком подкованный слушатель.

Предварительная подготовка уменьшит этот страх. Спросите у организаторов об аудитории, ее образовании, возрасте, гендерном составе. Но если сомнения одолели вас уже во время выступления, задайте слушателям прямые вопросы: «Знакома ли вам эта тема? Кому знакома? Кому нет?» Если и правда окажется, что все всё знают, попросите нескольких человек поделиться опытом, а также задать вам интересующие их вопросы. Или даже устройте живую дискуссию среди зрителей, выступая ее модератором.

Внезапно покрасневшее лицо, тремор конечностей и другие проявления физиологии


Смех — худший враг страха. Если вам удастся переключить свое внимание на что-то забавное, физиологическая реакция отступит. Поэтому используйте самоиронию — признайте то, что ваше лицо красное, как помидор. Например, пообещайте публике, что даже если внезапно отключат электричество или отопление, ваше лицо спасет всех от замерзания.

Сложные вопросы из публики


Если слушатель задает вам какой-то сложный или неприятный вопрос, прежде всего попросите повторить или переформулировать его, потом обязательно поблагодарите за столь важную тему. Все это позволит вам выгадать время и собраться с мыслями. Ответы на вопросы дают вам возможность подчеркнуть основные выводы вашего выступления, поэтому они не должны быть расплывчатыми и уводящими от темы.

Важно не показывать ваше раздражение, враждебность, даже если вопрос вам неприятен. Избегайте также сарказма. Однако юмор — ваш помощник, он в сочетании с доброжелательностью вытащит вас из неудобной ситуации.

Поломка микрофона/проектора, падение на пол стакана с водой, плач ребенка, звонок телефона


Любые непредвиденные события во время публичного выступления стоит воспринимать философски — вы не имеете контроля над подобными «стихийными бедствиями». Прежде всего не выдавайте, что вы растеряны или злы. Делайте вид, что все идет так, как запланировано, улыбайтесь, старайтесь обыграть обстоятельства в выгодном для вас ключе. Например, если в аудитории оказался ребенок и он заплакал во время вашей презентации, можно сказать: «Вот видите, даже дети ненавидят PowerPoint».

Речь прерывается незапланированными аплодисментами


Иногда слушатели неправильно интерпретируют возникшую в речи паузу и начинают аплодировать не там, где вы хотели бы. В таких обстоятельствах важно дать публике «высказаться», то есть дождаться завершения оваций. Потом в зависимости от обстоятельств можно либо пошутить, либо просто начать следующую фразу как ни в чем не бывало в полной тишине. Бывает, что публика «захлопывает» оратора, — такого нельзя допускать. Старайтесь закончить до того, как аудитория устанет и начнет аплодировать, пытаясь выгнать вас со сцены.

Не запускается презентация, отсутствуют нужные файлы


Если у вас возникли технические сложности с визуальным материалом, постарайтесь вспомнить и словесно передать недостающую информацию. Важно, чтобы в процессе предварительной подготовки вы хорошо изучили свой материал и могли хотя бы в общих чертах воспроизвести его по памяти. Можно, как в школе, подготовить бумажную или телефонную шпаргалку с опорными пунктами вашего выступления.

Публика скучает


Ближе к середине выступления внимание публики, как правило, рассеивается. Самое время для импровизации: задайте аудитории вопрос по теме выступления или близкой к ней, расскажите личную историю, например реальный кейс или случай из вашей жизни. Если на сцене есть доска или флипчарт, нарисуйте на ней что-то неожиданное и предложите публике высказать свое мнение на этот счет.

SberJazz, сервис видеоконференций от «Сбера», дает возможности для включения импровизации в ваше публичное онлайн-выступление: можно попросить слушателей выражать свое мнение в чате в виде реакций эмоджи, чтобы вы могли оценить, насколько выступление вызывает отклик у аудитории. Демонстрировать экран тоже можно — причем несколько людей могут делать это одновременно. В SberJazz есть возможность заменить фон и включить функцию шумоподавления, чтобы ничего не мешало спикеру. Так что, если у вас на заднем фоне оказались обои с диким принтом, решил пробежать ребенок или кошка требует ее покормить, эти неожиданности могут пройти незамеченными публикой и импровизация не понадобится.

Чек-лист


Как корректно использовать юмор в публичных выступлениях

Не предупреждайте о будущей шутке — это исключает элемент неожиданности, а иногда и портит всю соль шутки.

Не используйте низкопробный материал. К нему можно отнести затянутые истории, шутки о людях с физическими недостатками, приколы о национальностях, гендерах, очень специфические темы, доступные единицам, а также набившие оскомину языковые каламбуры.

Адаптируйте юмор к вашей аудитории. Вы же не хотите прослыть снобом или оттолкнуть публику низкосортным шутками. Проанализируйте, кто перед вами: сфера деятельности, возраст, пол. Подбирайте шутки, которые будут актуальны для слушателей.

Чек-лист


Как корректно использовать юмор в публичных выступлениях

Не предупреждайте о будущей шутке — это исключает элемент неожиданности, а иногда и портит всю соль шутки.

Не используйте низкопробный материал. К нему можно отнести затянутые истории, шутки о людях с физическими недостатками, приколы о национальностях, гендерах, очень специфические темы, доступные единицам, а также набившие оскомину языковые каламбуры.

Адаптируйте юмор к вашей аудитории. Вы же не хотите прослыть снобом или оттолкнуть публику низкосортным шутками. Проанализируйте, кто перед вами: сфера деятельности, возраст, пол. Подбирайте шутки, которые будут актуальны для слушателей.