Спецпроекты • Партнерский материал • 4 сентября 2025
«Сделано в Москве»:

Текст: Анастасия Стаханова
Фото: Наталия Гарцева
В сентябре 2022 года в столице запустили программу «Сделано в Москве». Ее цель — помочь московским предпринимателям повысить узнаваемость своих брендов. Спустя три года проект стал одним из главных драйверов развития столичного малого и среднего бизнеса. Сейчас в рамках программы предпринимателям активно предоставляются офлайн- и онлайн-инструменты для стимулирования продаж их продукции на локальном рынке.
Рассказываем, как изменился проект «Сделано в Москве» за это время и каких результатов с его помощью удалось добиться пяти московским компаниям.
Проект «Сделано в Москве» активно развивается вот уже три года — об этом в своем телеграм-канале рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. Все начиналось с двух простых идей: создать онлайн-портал сделановмоскве.рф — виртуальный шоурум, на базе которого московские производители могут разместить свою продукцию, а также дать возможность малому бизнесу бесплатно участвовать в отраслевых выставках и городских ярмарках. В результате сейчас на сайте проекта — более 36 тыс. товаров столичных брендов от 7,5 тыс. столичных предпринимателей. За первое полугодие 2025 года московские бренды дополнительно заработали 600 млн руб. благодаря проекту «Сделано в Москве», этот показатель превышает аналогичный период 2024 года в 4 раза.
Благодаря проекту «Сделано в Москве» предприниматели участвуют в крупнейших городских событиях, например, «Московской неделе моды» и «Московской неделе интерьера и дизайна», в проектах — «Лето в Москве» и «Зима в Москве». Бизнес получает бесплатный доступ к различным инструментам продвижения в рамках данных мероприятий, что помогает ему заявить о себе широкой публике.
В прошлом году в инновационном кластере «Ломоносов» открылся первый флагманский магазин «Сделано в Москве», а в декабре заработали еще четыре фирменных точки в спальных районах Москвы. Параллельно товары участников стали доступны на трех крупнейших российских маркетплейсах — это существенно расширило аудиторию столичных брендов. Еще в 2024 году московские бренды демонстрировали свою продукцию на крупных форумах и фестивалях — от Всемирного фестиваля молодежи в Сириусе и международной выставки-форума «России» до Московской недели моды. Это повысило узнаваемость брендов и напрямую отразилось на продажах. По итогам 2024 года участники программы реализовали товары более чем на 1 млрд руб.
столько компаний объединила программа за три года;
представлено на витрине онлайн-портала программы (от одежды и косметики до мебели, продуктов питания и даже автомобилей);
проведено с участием московских производителей за время работы проекта;
дополнительная суммарная выручка, которую получили участники благодаря городским мерам поддержки.
В этому году проект вышел на новый уровень. Во-первых, на фестивалях «Зима в Москве» и «Лето в Москве» для столичных предпринимателей появились pop-up-павильоны, которые охватили несколько популярных туристических локаций — от Болотной площади и Арбата до делового центра Москва-сити, их посетили уже более миллиона человек. Во-вторых, столичные предприниматели, участвовавшие в проекте «Сделано в Москве», представили свои товары на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) — на стенде Правительства Москвы работал фирменный магазин «Москва».
По итогам трех лет работы проект стал своего рода знаком качества столичного бизнеса. Как отмечает Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, программа «Сделано в Москве» демонстрирует, как можно эффективно развивать местный бизнес и выводить его на международную арену.
Предприниматель Наталья Ракоч
Основательница Russian Beauty Guru, бренда косметики, который создает продукты вместе с визажистами, российскими бьюти-гуру, с помощью российских технологов и на российских предприятиях

«Мы участвовали в маркетах, организованных благодаря проекту “Сделано в Москве“ — для нас это представленность в красивом месте, грамотные продавцы, для покупателей — возможность протестировать продукт, сделать покупки в приятной атмосфере. Отдельно хочется сказать о “Московской неделе красоты“, это очень интересный формат, в будущем он точно будет собирать вокруг себя лучших бьюти-мастеров. Классно, что есть такой проект как “Сделано в Москве“ — он помогает нам объединяться».
Какая была задача: рассказать аудитории о российской косметике, как о продукте, которому можно и нужно доверять.
Что из этого получилось:

Ирина Невейницына
Представитель «Шарик Дог» — бренда аксессуаров для собак, кошек и их владельцев

«“Сделано в Москве“ — отличный инструмент продвижения для молодых предпринимателей, который дает возможность красиво продавать товар в центре Москвы, увеличивать продажи и узнаваемость. Здорово, что Мэр создает такие возможности для малого бизнеса».
Итоги сотрудничества «Шарик Дог» со «Сделано в Москве».
Какая была задача: увеличить обороты бренда и завести связи для будущего сотрудничества.
Что из этого получилось:

Предприниматель Александра Калошина
Основательница бренда Radical Chic и фабрики печати на ткани Solstudio Industry
7 бутиков бренда, 30 точек продаж в мультибрендовых магазинах

«Участие в проекте “Сделано в Москве“ для Radical Chic — это возможность заявить о себе не только на всю страну, но и на весь мир, потому что Москву посещает много иностранных туристов. На нашу яркую запоминающуюся одежду откликнулись клиенты из Дубая, это оказалась небольшая компания, которая открывает там магазины. Они провели у нас первую закупку. Это хороший пример, как прямое взаимодействие с потенциальным клиентам дает результат.
Для нас “Сделано в Москве“ — это в какой-то степени знак качества, признание, что российская мода может быть смелой, яркой и востребованной. Мы гордимся быть частью этого движения».
Какая была задача: увеличить узнаваемость.
Что из этого получилось:

Андрей Изварин
Директор издательских проектов издательства Smart Reading, чья библиотека насчитывает 1000+ саммари-книг о саморазвитии, психологии, бизнесе, финансах, обществе, здоровье, спорте, а также несколько десятков наименований бумажных изданий, в числе которых популярные серии «Чему не учат в школе» и «Расскажи мне о себе»

«“Сделано в Москве“ — это реальная поддержка для малого и среднего бизнеса: город предоставляет инфраструктуру, помогает привлекать аудиторию и усиливает доверие к локальным брендам. Такие проекты создают более равные условия для компаний разного масштаба и ускоряют развитие предпринимательства».
Итоги сотрудничества Smart Reading со «Сделано в Москве».
Какая была задача: увеличить аудиторию и повысить узнаваемость бренда в Москве.
Что из этого получилось:

Предприниматель Ирина Забегина
Основательница Toucan for Kids — российского бренда комфортной одежды для детей от 0 до 7 лет, основанного в 2018 году

«Роль города в развитие бизнеса бесценна. Это здорово, что появляются такие проекты, как “Сделано в Москве“. Малый и средний бизнес — это самая уязвимая категория предпринимателей. Ты еще “not too big to fall“ (“не слишком большой, чтобы упасть“ или “не слишком большой, чтобы потерпеть неудачу“. — Прим. ред.) как мегакорпорации, но, по сути, все вывозишь на себе. Поэтому поддержка государства важна».
Итоги сотрудничества Toucan for Kids со «Сделано в Москве».
Какая была задача: популяризация бренда.
Что из этого получилось:

Реклама. АНО «МЭЦ», ИНН 7710012211, erid: 2VtzqwwN3U7