Спецпроекты • 12 ноября 2024
«Сделано в России — 2024»: жидкая броня, подушки и средства личной гигиены — три успешных экспортных кейса
«Сделано в России — 2024»: жидкая броня, подушки и средства личной гигиены — три успешных экспортных кейса
Текст: Анастасия Стаханова
Фото: forum.exportcenter.ru
В России завершился форум «Сделано в России», который за годы существования зарекомендовал себя как ключевая площадка для обсуждения актуальных вопросов и задач внешнеэкономической деятельности. Хотя форум проводился в двенадцатый раз, этот год стал особенным — по факту он подвел итоги работы нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», длившегося шесть лет и рассчитанного до 2024 года. Inc. рассказывает о главных цифрах и интересных кейсах форума «Сделано в России».
Российский экспорт по состоянию на 2024 год чувствует себя относительно неплохо — даже с учетом геополитической ситуации отечественным компаниям за последние два года удалось переориентироваться на дружественные рынки. Во многом не уронить торговлю помогла поддержка, оказанная бизнесу по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». За время его работы количество отечественных компаний на мировом рынке выросло на 57%, несмотря на внешние обстоятельства. Но в 2024 году нацпроект заканчивается, а вот внешние вызовы — нет.
В связи с этим «Международную кооперацию и экспорт» обновили и продлили еще на шесть лет. Задача — сделать упор на несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) и к 2030 году увеличить его как минимум на две трети по сравнению с 2023-м. Это амбициозная задача — для сравнения, за весь период с 2001 по 2023 год, когда в отношении России не вводились такие жесткие международные санкции и все рынки были открыты ее продукции, объем ННЭ увеличился примерно в четыре раза.
«Такая работа (несырьевой внеэнергетический экспорт. — Прим. ред.), помимо очевидных доходов для бизнеса, для федерального бюджета, создает очень мощные стимулы для наших предприятий. Если хотите, подталкивает их к развитию собственных компетенций в индустриях среднего и высокого передела, чтобы добавленная стоимость как можно больше создавалась внутри страны. К наращиванию объемов промышленного производства, освоению передовых технологий, цифровизации, внедрению робототехники, формированию рынков вокруг инновационных решений», — пояснил премьер Михаил Мишустин, выступая на форуме «Сделано в России».
Чтобы достичь цели, российским малым и средним предпринимателям нужно повышать свою узнаваемость. Именно на этом поле работает проект «Сделано в России». Это страновой бренд от Российского экспортного центра (РЭЦ), который помогает продвигать отечественные товары за рубежом. Те, кто вступают в программу Made in Russia, проходят бесплатную добровольную сертификацию продукции или услуг. Это позволяет гарантировать надежность производителя и безопасность продукта. Участники получают информационную и маркетинговую поддержку. А еще сертификация дает право наклеить на свою продукцию логотип («птичку») «Сделано в России», которая является узнаваемым знаком качества за рубежом.
В рамках бренда уже 12 лет проводится форум «Сделано в России». А в последние шесть лет вручается всероссийская премия «Экспортер года», учрежденная правительством по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». За это время в конкурсе приняли участие более 5 тыс. уникальных компаний.
На форуме «Сделано в России — 2024», который прошел в Москве 14 октября, состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса «Экспортер года». Победителей и призеров в этом году определили в 20 номинациях: шести основных (отдельно для малого и среднего бизнеса и отдельно для крупного бизнеса, всего 12) и пяти дополнительных номинациях (в зависимости от размера компании, всего восемь). В этом году на участие в конкурсе подали почти 1,7 тыс. заявок. За звание лучших экспортеров России боролись победители окружного этапа из восьми округов — всего 142 номинанта из 43 регионов.
Первое место среди победителей заняла Новосибирская область, чьи компании получили семь призов. Московская область и Краснодарский край разделили второе место, получив по пять призов, а Алтайский край занял третье место с четырьмя наградами. Особенность этого года — девять из 10 компаний-участниц конкурса представляли сегмент МСП, а около половины подавших заявки участвуют в конкурсе впервые.
Самыми активными в конкурсе стали представители промышленности с 844 заявками на номинацию «Экспортер года в сфере промышленности». Второй по популярности была номинация «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» с 214 заявками, а третьей — «Экспортер года в сфере готового продовольствия (высокие переделы)» с 200 заявками.
Полный список победителей можно посмотреть на сайте РЭЦ.
В 2024 году победителем в категории «Ответственный экспортер ESG» стала волгоградская компания «Броня», которая производит защиту от пожара для зданий по всему миру. Предприятие создали в 2008 году. Сегодня оно экспортирует свою продукцию в 50 стран мира, в том числе государства Европы. Также волгоградская компания — одна из первых, которая еще в 2022 году получила сертификат Made in Russia по новой процедуре. Ее товар — «жидкая броня», которая, как краска, наносится на стены слоем в 1 мм, но работает в качестве полноценной изоляции и защиты. Вещество заменяет 5 см минеральной ваты.
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, «Броне» удалось заключать контракты и выполнять свои обязательства в Европе, в том числе в Италии по госпрограмме капитального ремонта исторических зданий. Среди городов и предприятий, которые воспользовались российской продукцией для защиты фасадов, — Сиена, Парма, завод Fiat в Турине. В целом дилерская сеть «Брони» насчитывает без малого три сотни представителей по всему миру, в том числе в таких сложных для России направлениях, как страны Балтии и Северная Америка. Также «Броня» поставляет товары на Ближний Восток, в Азию и в страны Латинской Америки.
Активно торгуя на зарубежных рынках, «Броня» пользуется мерами государственной поддержки, в том числе и от Российского экспортного центра. «Наша компания уже попробовала на себе многие механизмы поддержки экспортеров в России и будет продолжать пользоваться, потому что в совокупности все это работает, дает положительный эффект, развивает и деятельность, и узнаваемость бренда и региона в целом. Получение маркировки „Сделано в России“ прежде всего подтверждает добросовестность НПО „Броня“ как надежного поставщика качественной продукции и в России, и за ее пределами, а также тот факт, что компания производит отечественную качественную и конкурентоспособную продукцию», — сказал гендиректор ООО НПО «Броня» Александр Бояринцев. Компания, которая уже проявила себя на рынке Европы, ожидает, что «птичка» Made in Russia поможет продвигать продукцию и повышать ее узнаваемость, в том числе на новых рынках стран Персидского залива, Южной Америки, Восточной и Западной Африки, а также Азии.
Еще один успешный экспортный кейс — история Новосибирского бренда «Фамильный текстиль» (Familytex). В этом году компании исполнилось 25 лет, но экспортом она занимается только последние четыре года. «Фамильный текстиль» поставляет за рубеж ортопедические подушки, подушки для сна и отдыха по собственной уникальной технологии. Как рассказали в компании, процесс поиска новых форм подушки был сложным и долгим. Чтобы по-настоящему улучшить качество жизни потребителей, управляющий предприятием Сергей Загуляев потратил несколько лет на посещение больниц. Там он общался с медперсоналом и узнавал, с какими проблемами сталкиваются лежачие пациенты. Одновременно он изучал патенты на ортопедические подушки и активно участвовал в различных конференциях. Еще несколько лет ушло на то, чтобы найти концепцию производства, которая отвечала бы всем стоящим перед брендом целям и требованиям.
Итогом стала линейка продукции, которая включает 80 видов подушек с валиками и перегородками для различного способа лежания. Уникальность выведенной технологии заключается в специально разработанной последовательности сборки и обработки деталей наперника, а также в подборе компонентов набивки подушки по весу, плотности, типу волокон и свойствам наполнителя. Сегодня эти подушки активно поставляются за рубеж — в основном в страны Евразийского экономического союза.
По итогам 2023 года «Фамильный текстиль» заключил девять экспортных контрактов на общую сумму 69,1 млн руб. Компания видит экспорт как одно из основных перспективных направлений дальнейшего развития бизнеса и планирует расширять географию присутствия, активно используя услуги РЭЦ. «В наших ближайших планах мы заложили продвижение торговой марки Familytex на рынке Беларуси, а также расширение наших контактов в Казахстане и Киргизии с помощью услуги „Поиск потенциального покупателя“ на сервисе „Профессионалы экспорта“. В октябре мы также планируем принять участие в бизнес-миссии в Бишкеке», — рассказал Сергей Загуляев.
Третий интересный кейс на форуме «Сделано в России» — история компании «Коттон Клаб» (Cotton Club). Это российский производитель ватной продукции и средств личной гигиены, который владеет популярными на внутреннем рынке брендами — такими как «Aura», «Я самая» и «Olea». Компания появилась в 2000 году и на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в категориях ватной продукции, влажных салфеток и жидкого мыла России. Ее товары продают крупнейшие игроки — «Ашан», «Метро», «Лента», «Азбука вкуса», «Х5 Ритейл Групп», а также главные онлайн-ретейлеры — Wildberries и OZON.
Поставками на зарубежные рынки компания занялась практически с момента основания. Начав экспорт продукции с Казахстана, Cotton Club в скором времени стала одним из лидеров на рынке этой страны. Сегодня ее товары можно найти в магазинах еще 10 государств: Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Армении, Таджикистана, Грузии, Молдавии и Вьетнама. Активно ведутся переговоры с Ираном, Дубаем, Монголией и ОАЭ.
Развивая свою экспортную деятельность, Cotton Club пользуется услугами Российского экспортного центра. Как пояснили в компании, это позволяет решить одну из основных трудностей экспортера — поиск новых клиентов за рубежом. Кроме того, сейчас Cotton Club активно работает над присоединением к программе поддержки РЭЦ Made in Russia. Как ожидают в компании, это откроет перед ней новые перспективы.
«На одной из деловых встреч сотрудники РЭЦ порекомендовали нам присоединиться к программе Made in Russia. Взвесив все за и против, мы приняли решение пройти сертификацию. На наш взгляд, участие в программе ощутимо поможет компании в завоевании доверия потенциальных партнеров на зарубежных рынках, упростит заключение экспортных контрактов и повысит узнаваемость наших брендов за пределами России. В будущем мы планируем и дальше активно работать в этом направлении, а также продолжать участвовать в бизнес-миссиях РЭЦ и искать новых партнеров через „Мой экспорт“», — сказали Cotton Club.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULoa