Спецпроект • 1 Июня 2021

Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро

Автор: Дмитрий Ишков

Иллюстрации: Мария Костевич


Возможно, вы уже давно вынашиваете идею для создания своего IT-продукта, но вас останавливает то, что у вас нет необходимого опыта. В совместном материале с технологической компанией Selectel рассказываем, как запустить свой продукт тем, кто хочет сделать это просто и быстро.

Идея, которая решает

Не каждая хорошая идея становится успешным продуктом.

Разработка любого продукта или сервиса начинается с идеи, которая решает проблему или закрывает потребность. Навыки программирования для этого не понадобятся: пока вычислительной мощности машин не хватает, чтобы оценить идею так, как это сделал бы человек, используя интуицию и жизненный опыт.

Воспользуйтесь методом дизайн-мышления, согласно которому в центре внимания всегда должен быть человек. Пример дизайн-мышления можно увидеть у Airbnb — когда основатели просто сделали качество фотографий квартир на сайте лучше, что удвоило выручку с $200 до $400 в неделю.

По данным Startup Genome, девять из десяти стартапов оказываются провальными. Идеального алгоритма для создания успешного продукта нет, но есть опыт других компаний, переняв который можно повысить вероятность успеха.


Чек-лист:

Придумайте идею, которая будет ориентирована на человека

Протестируйте идею в разных задачах и попробуйте найти неожиданный способ её применения

Используйте техники дизайн-мышления и ставьте человека в центр внимания

Дорабатывайте и переосмысливайте идею на каждом этапе разработки

Вернитесь к пункту 2 и повторите

Идея,
которая решает

Не каждая хорошая идея становится успешным продуктом.

По данным Startup Genome, девять из десяти стартапов оказываются провальными. Идеального алгоритма для создания успешного продукта нет, но есть опыт других компаний, переняв который можно повысить вероятность успеха.

Разработка любого продукта или сервиса начинается с идеи, которая решает проблему или закрывает потребность. Навыки программирования для этого не понадобятся: пока вычислительной мощности машин не хватает, чтобы оценить идею так, как это сделал бы человек, используя интуицию и жизненный опыт.

Воспользуйтесь методом дизайн-мышления, согласно которому в центре внимания всегда должен быть человек. Пример дизайн-мышления можно увидеть у Airbnb — когда основатели просто сделали качество фотографий квартир на сайте лучше, что удвоило выручку с $200 до $400 в неделю.


Чек-лист:

Придумайте идею, которая будет ориентирована на человека

Протестируйте идею в разных задачах и попробуйте найти неожиданный способ её применения

Используйте техники дизайн-мышления и сформулируйте несколько POV

Дорабатывайте и переосмысливайте идею на каждом этапе разработки

Вернитесь к пункту 2 и повторите

Делайте не идеально, а лучше остальных

Ваша цель — определить, как сделать лучше конкурентов, поэтому постарайтесь добыть максимум полезной информации о величине рынка, о том, удастся ли вам здесь заработать, и о конкурентах. Например, с помощью сервиса SimilarWeb можно определить лидеров рынка в вашей нише и их каналы онлайн-продвижения.

До того как вы перейдете к разработке продукта, проведите анализ рынка, используя публичные, коммерческие или внутренние источники, выстройте маркетинговую стратегию и решите, как будете продвигаться на рынке и монетизировать продукт.

Отсутствие спроса на рынке — главная причина провалов, и 42% стартапов с этим сталкиваются. Например, компания по производству наборов здорового питания Kettlebell Kitchen закрылась, потому что рынок был переполнен подобными сервисами.


Чек-лист:

Изучите конкурентов и найдите, чем вы отличаетесь от них и что нового можете предложить

Узнайте, как устроен ваш рынок, кто на нем лидер и почему, — не стесняйтесь использовать удачные ходы конкурентов

Определите свою целевую аудиторию и изучите, что важно для неё и как с ней говорить

Выстройте стратегию выхода на рынок и найдите пути продвижения и монетизации своего продукта

Делайте не идеально, а лучше остальных

Ваша цель — определить, как сделать лучше конкурентов, поэтому постарайтесь добыть максимум полезной информации о величине рынка, о том, удастся ли вам здесь заработать, и о конкурентах. Например, с помощью сервиса SimilarWeb можно определить лидеров рынка в вашей нише и их каналы онлайн-продвижения.

Отсутствие спроса на рынке — главная причина провалов, и 42% стартапов с этим сталкиваются. Например, компания по производству наборов здорового питания Kettlebell Kitchen закрылась, потому что рынок был переполнен подобными сервисами.

До того как вы перейдете к разработке продукта, проведите анализ рынка, используя публичные, коммерческие или внутренние источники, выстройте маркетинговую стратегию и решите, как будете продвигаться на рынке и монетизировать продукт.


Чек-лист:

Изучите конкурентов и найдите, чем вы отличаетесь от них и что нового можете предложить

Узнайте, как устроен ваш рынок, кто на нем лидер и почему, — не стесняйтесь использовать удачные ходы конкурентов

Определите свою целевую аудиторию и изучите, что важно для неё и как с ней говорить

Выстройте стратегию выхода на рынок и найдите пути продвижения и монетизации своего продукта

Экономьте на ресурсах, но не на команде

Есть два пути для привлечения команды. Первый — найти команду, которая уже работала с похожим продуктом, второй — собрать собственную. Некоторые функции команды вы можете отдать на аутсорс — это позволит сэкономить немало денег и времени.

Например, системный администратор обойдётся вам в 60–70 тысяч рублей в месяц — независимо от того, сколько работы он будет делать. В Selectel вы можете подобрать условия по администрированию в зависимости от ваших нужд — это выйдет дешевле, чем нанять сисадмина. На начальном этапе услуги платформенных сервисов гораздо выгоднее, чем наём специалиста, но в будущем, когда вы будете расширяться, полезнее будет совмещать такие сервисы с ресурсами своей команды.


Чек-лист:

Определитесь с составом команды: кто будет незаменим, а от каких позиций можно отказаться или заменить

Используйте платформенные решения там, где это возможно, и максимально делегируйте обслуживание инфраструктуры и рутинные задачи

Отдайте на аутсорс то, что релевантно отдать. Развивайтесь и ищите баланс между аутсорсом и ресурсами собственной команды. Спустя время будет понятнее, нужны ли вам свои серверы или можно остаться в облаке

Экономьте на ресурсах, но не на команде

Есть два пути для привлечения команды. Первый — найти команду, которая уже работала с похожим продуктом, второй — собрать собственную. Некоторые функции команды вы можете отдать на аутсорс — это позволит сэкономить немало денег и времени.

Например, системный администратор обойдётся вам в 60–70 тысяч рублей в месяц — независимо от того, сколько работы он будет делать. В Selectel вы можете подобрать условия по администрированию в зависимости от ваших нужд — это выйдет дешевле, чем нанять сисадмина. На начальном этапе услуги платформенных сервисов гораздо выгоднее, чем наём специалиста, но в будущем, когда вы будете расширяться, полезнее будет совмещать такие сервисы с ресурсами своей команды.


Чек-лист:

Определитесь с составом команды: кто будет незаменим, а от каких позиций можно отказаться или заменить

Используйте платформенные решения там, где это возможно, и максимально делегируйте обслуживание инфраструктуры и рутинные задачи

Отдайте на аутсорс то, что релевантно отдать. Развивайтесь и ищите баланс между аутсорсом и ресурсами собственной команды. Спустя время будет понятнее, нужны ли вам свои серверы или можно остаться в облаке

Пиши, удаляй

Создайте MVP и сконцентрируйтесь на базовых функциях продукта, чтобы получить обратную связь от аудитории. Для проверки MVP воспользуйтесь инструментом AEIOU, который рекомендует разработчик программного обеспечения Rionic:

A

Accessible, доступный. Если вы делаете продукт для Android, а ваша аудитория пользуется iOS, то вы упустите часть аудитории. Уберите все препятствия для доступа к продукту. У молодых команд не всегда есть достаточно ресурсов на закупку необходимой техники для разработки, поэтому можно взять сервер с macOS® на M1 в аренду.

E

Effective, эффективный. По мере запуска MVP у вас будут появляться накладные расходы и дополнительные задачи. Ваша цель — сэкономить время, если понадобится что-то исправить или изменить.

I

Intuitive, интуитивно понятный. Основная функция MVP должна быть понятна и очевидна для пользователя. Сделайте MVP простым, выведите на рынок, соберите обратную связь и исправьте.

O

Optimized, оптимизированный. Избавьтесь от всего, от чего можно избавиться. С помощью MVP вы проверяете спрос на рынке, и, скорее всего, придётся не раз все изменить.

U

Useful, полезный. Это очевидно, но продукт должен иметь пользу для потребителя. Проблема в том, что, кроме вас, эту пользу пока никто не видит, и только рынок покажет, есть ли она на самом деле.

Вы можете значительно сэкономить на этапе разработки MVP и отказаться от системного администратора, если воспользуетесь облачными функциями Selectel Serverless и развернёте на платформе свой бэкэнд. Сервис позаботится об инфраструктуре, пока вы будете работать над созданием продукта.

Почти все успешные продукты начинаются с MVP — и это далеко не всегда что-то рабочее. Основатели файлового хостинга Dropbox, чтобы проверить жизнеспособность идеи, выложили на YouTube презентацию, чтобы получить отклик аудитории. Сейчас рыночная капитализация Dropbox приближается к $10 млрд


Чек-лист:

Уберите из MVP всё, что можете убрать, кроме основной функции

Проверьте отсутствие барьеров для пользователей, чтобы MVP был доступен на всех платформах и для всех пользователей

Оптимизируйте MVP и следите за расходами, которые растут с каждым этапом запуска

Дайте первым пользователям привилегии в виде бесплатной подписки или подарка, чтобы мотивировать их воспользоваться MVP и дать обратную связь

Соберите обратную связь и изучите всю информацию с бета-теста: как люди пришли к продукту, откуда узнали, что им понравилось, а что нет

Исправьте все баги и проанализируйте отзывы первых пользователей

Вернитесь к пункту 2 и повторите

Пиши, удаляй

Создайте MVP и сконцентрируйтесь на базовых функциях продукта, чтобы получить обратную связь от аудитории. Для проверки MVP воспользуйтесь инструментом AEIOU, который рекомендует разработчик программного обеспечения Rionic:

A

Accessible, доступный. Если вы делаете продукт для Android, а ваша аудитория пользуется iOS, то вы упустите часть аудитории. Уберите все препятствия для доступа к продукту. У молодых команд не всегда есть достаточно ресурсов на закупку необходимой техники для разработки, поэтому можно взять сервер с macOS® на M1 в аренду.

E

Effective, эффективный. По мере запуска MVP у вас будут появляться накладные расходы и дополнительные задачи. Ваша цель — сэкономить время, если понадобится что-то исправить или изменить.

I

Intuitive, интуитивно понятный. Основная функция MVP должна быть понятна и очевидна для пользователя. Сделайте MVP простым, выведите на рынок, соберите обратную связь и исправьте.

O

Optimized, оптимизированный. Избавьтесь от всего, от чего можно избавиться. С помощью MVP вы проверяете спрос на рынке, и, скорее всего, придётся не раз все изменить.

U

Useful, полезный. Это очевидно, но продукт должен иметь пользу для потребителя. Проблема в том, что, кроме вас, эту пользу пока никто не видит, и только рынок покажет, есть ли она на самом деле.

Почти все успешные продукты начинаются с MVP — и это далеко не всегда что-то рабочее. Основатели файлового хостинга Dropbox, чтобы проверить жизнеспособность идеи, выложили на YouTube презентацию, чтобы получить отклик аудитории. Сейчас рыночная капитализация Dropbox приближается к $10 млрд

Вы можете значительно сэкономить на этапе разработки MVP и отказаться от системного администратора, если воспользуетесь облачными функциями Selectel Serverless и развернёте на платформе свой бэкэнд. Сервис позаботится об инфраструктуре, пока вы будете работать над созданием продукта.


Чек-лист:

Уберите из MVP всё, что можете убрать, кроме основной функции

Проверьте отсутствие барьеров для пользователей, чтобы MVP был доступен на всех платформах и для всех пользователей

Оптимизируйте MVP и следите за расходами, которые растут с каждым этапом запуска

Дайте первым пользователям привилегии в виде бесплатной подписки или подарка, чтобы мотивировать их воспользоваться MVP и дать обратную связь

Соберите обратную связь и изучите всю информацию с бета-теста: как люди пришли к продукту, откуда узнали, что им понравилось, а что нет

Исправьте все баги и проанализируйте отзывы первых пользователей

Вернитесь к пункту 2 и повторите

Отдайте продукт пользователям

После того как вы собрали обратную связь пользователей на этапе MVP и выбрали самый рабочий вариант, можно запускать продукт и отдавать его рынку. После запуска отслеживайте показатели, возможно, придется скорректировать и переосмыслить свою стратегию или вовсе отложить запуск.

Процесс запуска должен быть быстрым и по возможности дешёвым. Есть два основных способа увеличения скорости разработки: устранить узкие места или увеличить производственные мощности. В первом случае можно получить 30–40% прироста скорости разработки, во втором — 70–80%. Например, вместо того, чтобы тратить ограниченные ресурсы на закупку оборудования, настройку и поддержку инфраструктуры баз данных, можно воспользоваться облачными решениями Selectel, которые позволят за пару кликов развернуть базу данных MySQL™ и PostgreSQL.

После запуска собирайте и продолжайте анализировать данные о вашем продукте: из какого источника пользователь узнал о нём, что стало мотивацией для покупки, как совершил её и т.д. Всё это поможет улучшить ваш продукт, найти его слабые места и устранить их.

Стартап по разработке беспилотников для спасательных операций Aria Insight привлёк $39 млн, но был вынужден закрыться, так как компания опередила рынок и решала проблему, которой ещё не было.


Чек-лист:

Следите за показателями после запуска и наблюдайте, откуда приходят люди, сколько времени проводят, и стройте гипотезы о том, как на это повлиять

Сверяйтесь с планом и отслеживайте отклонения, выясняйте, с чем они связаны и как их избежать

Не останавливайтесь и работайте над продуктом, улучшайте его, создавайте новые MVP и проводите A/B-тестирования

Отслеживайте расходы и оптимизируйте их с помощью облачных решений

Отдайте продукт пользователям

После того как вы собрали обратную связь пользователей на этапе MVP и выбрали самый рабочий вариант, можно запускать продукт и отдавать его рынку. После запуска отслеживайте показатели, возможно, придется скорректировать и переосмыслить свою стратегию или вовсе отложить запуск.

Стартап по разработке беспилотников для спасательных операций Aria Insight привлёк $39 млн, но был вынужден закрыться, так как компания опередила рынок и решала проблему, которой ещё не было.

Процесс запуска должен быть быстрым и по возможности дешёвым. Есть два основных способа увеличения скорости разработки: устранить узкие места или увеличить производственные мощности. В первом случае можно получить 30–40% прироста скорости разработки, во втором — 70–80%. Например, вместо того, чтобы тратить ограниченные ресурсы на закупку оборудования, настройку и поддержку инфраструктуры баз данных, можно воспользоваться облачными решениями Selectel, которые позволят за пару кликов развернуть базу данных MySQL™ и PostgreSQL.

После запуска собирайте и продолжайте анализировать данные о вашем продукте: из какого источника пользователь узнал о нём, что стало мотивацией для покупки, как совершил её и т.д. Всё это поможет улучшить ваш продукт, найти его слабые места и устранить их.


Чек-лист:

Следите за показателями после запуска и наблюдайте, откуда приходят люди, сколько времени проводят, и стройте гипотезы о том, как на это повлиять

Сверяйтесь с планом и отслеживайте отклонения, выясняйте, с чем они связаны и как их избежать

Не останавливайтесь и работайте над продуктом, улучшайте его, создавайте новые MVP и проводите A/B-тестирования

Отслеживайте расходы и оптимизируйте их с помощью облачных решений

Запуск продукта — не пошаговая инструкция, а цикличный процесс, который требует вновь и вновь повторять пройденные шаги и искать новые решения. Учитесь на собственных ошибках и на ошибках коллег, придумывайте новые идеи и запускайте новые продукты.

На каком бы этапе разработки вы ни были, всегда можно оптимизировать ресурсы и затраты с помощью специальных платформ и сервисов. На этапе запуска нового продукта это поможет не выбиваться из бюджета, а в уже работающем проекте — грамотно распределять ресурсы для роста и масштабирования продукта.