Журнал

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнёров и 10 млн руб. Что было дальше?

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнеров и 10 млн рублей. Что было дальше?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

СПЕЦПРОЕКТ

Автор

Анастасия Стаханова

Фотограф

Арсений Несходимов


«Если не развивать его в России, оно вырастет где-то в другом месте».

Глава технопарка «Сколково» Ренат Батыров — о необходимости строить российское стартап-сообщество

05 Ноября 2020



Автор
Анастасия Стаханова
Фотограф
Арсений Несходимов


Спецпроект

05 Ноября 2020

«Если не развивать его в России, оно вырастет где-то в другом месте».

Глава технопарка «Сколково» Ренат Батыров — о необходимости строить российское стартап-сообщество

«Сколково», самый известный из нескольких десятков российских технопарков, помогает развиваться технологическим стартапам с 2017 года. Более трёх лет проект обеспечивает компании комфортными условиями для ведения бизнеса. Технопарк «Сколково» не только предоставляет стартапам доступ к своим сервисам, которые облегчают работу, но и даёт им возможность участвовать в мероприятиях, где можно познакомиться с инвесторами и привлечь деньги. Кроме того, Фонд «Сколково» обеспечивает всех резидентов налоговыми льготами, которые способствуют масштабированию бизнеса. Результатом стало то, что с 2017 года медианная выручка таких компаний выросла в 40 раз, а в 2019 году сколковские стартапы заработали в общей сложности 111,6 млрд руб. В интервью Inc. глава технопарка Ренат Батыров рассказал о том, зачем России стартап-сообщество, сколько можно заработать на инновациях и когда от «Сколково» ждать первого единорога.

Расскажите коротко о технопарке «Сколково»: что он делает и как вписан в инновационный центр в целом?

Инновационный центр «Сколково» — площадка, которая помогает технологическим стартапам расти и развиваться. В идеале — быстрее или существенно быстрее, чем в любом другом месте страны. В суперидеале — существенно быстрее, чем в любом другом месте мира. Технопарк является сердцем этого процесса. Он появился в 2017 году — за три года мы прошли эволюцию от просто объекта недвижимости до площадки для ведения бизнеса. Мы отличаемся от сотен других технопарков тем, что они так и остановились на стадии real estate и технического сетапа — стройки и установки лабораторного оборудования, промышленной вентиляции, протягивания интернета и так далее. Мы же благодаря исключительному статусу «Сколково», множеству талантливых людей и работе команды смогли избежать такой участи и быстро двинуться дальше.

Сколько сейчас стартапов в «Сколково», что это за компании и как к вам попасть?

Для начала нужно различать статус участника «Сколково» — то есть компании, которая получает доступ к налоговым льготам (налог на прибыль у нас ноль процентов) и при этом может находиться где угодно, — и физического резидента. Участников «Сколково» сейчас в общей сложности более 2,6 тыс., резидентов — 444 (из них 325 компаний сидят непосредственно в технопарке). Все наши компании разделены на четыре кластера: IT, энергоэффективные, биомедицинские и новые промышленные технологии.

Проект экстерриториальный — то есть стать участником и получить доступ к нашей экосистеме и сервисам может любая компания России и мира, зарегистрировав российское юрлицо. Наши физические резиденты вместо обычных офисных квадратных метров получают комплексный продукт со всей инфраструктурой Research & Development (R& D) — лабораториями, микроскопами, 3D-принтерами и так далее. Они имеют доступ к сервисам технопарка и десяткам сообществ, которые нужны для приобретения новых бизнес-контактов.

Вы упомянули экосистему «Сколково». Расскажите подробнее, что она из себя представляет.

Как я уже сказал, одна из составляющих нашей экосистемы — это сервисы, которые помогают снять «головные боли» с наших участников. У всех компаний помимо основной сферы деятельности есть стандартные задачи: ведение бухгалтерии, защита авторских прав, регистрация патентов на изобретения, отчётность, набор и управление персоналом. В «Сколково» мы создаем сервисную инфраструктуру, которая помогает компаниям закрывать эти вопросы.

Другая важная часть технопарка — это события, которые мы организуем на своей территории. С помощью мероприятий мы не только зарабатываем деньги (хотя это важная статья наших доходов), но в первую очередь помогаем превратить «Сколково» в место, где устанавливаются профессиональные контакты. На мероприятиях резидент может найти инвестора, заказчика, сотрудника, технологического партнёра. На нашей площадке в разное время побывали основатель Alibaba Джек Ма, глава «Яндекса» Аркадий Волож, создатель Ethereum Виталий Бутерин, путешественник Федор Конюхов, режиссер Тимур Бекмамбетов и многие другие. В прошлом, докарантинном году у нас прошло почти 600 мероприятий, которые посетили 350 тыс. гостей. При этом на любое событие на нашей площадке мы смотрим в первую очередь не с позиции заработанных денег, а с точки зрения пользы для резидентов. Мероприятия, которые не несут для них ценности, мы просто не проводим.

Ещё одна важная составляющая технопарка «Сколково» — это нетворкинг, совместный спорт, вечеринки. То есть люди встречаются в баре, рассказывают друг другу о своих проектах.

Один говорит: «У меня есть технологии». Второй говорит: «У меня есть 3D-принтер, чтобы реализовать твою идею». Третий говорит: «У меня есть батарейка, чтобы хранить и аккумулировать энергию».

Например, именно благодаря нетворкингу наши компании «Инновакс» и Watts Battery создали ветросолнечный генератор. У нас десятки примеров успешных коллабораций: EnCata и «Майнд технолоджи», которые разработали капсулу для сна PrivateNap; Sputnix и «Азмерит», которые создали кубсат со звёздной ориентацией. Запуск намечен на март 2021. «Аксель» и Samocat Sharing, которые занимаются прототипированием электросамокатов. Их можно увидеть на московских улицах с 2019 года.

Вы начали говорить о проблемах, с которыми сталкиваются стартапы в России. Как их помогает решить «Сколково»?

Давайте я больше расскажу про поддержку наших компаний через призму челленджей, которые перед ними стоят. В прошлом году мы спросили наших резидентов: «Что вам нужно, чтобы расти в 10 раз быстрее?» Они назвали четыре вещи: доступ к R& D-инфраструктуре, инвесторы, квалифицированные сотрудники и клиенты. Чтобы закрыть первую «боль», мы ещё на стадии идеи обеспечиваем стартапы R& D-инфраструктурой для проверки гипотез, создания опытной разработки. У нас более 300 менторов, которые помогут совершить идеальный старт, могут проконсультировать, поделиться своей мудростью и записной книжкой.

Стартапы с бизнес-планами получают в «Сколково» доступ к сообществу инвесторов и бизнес-ангелов. Такая возможность появилась менее двух лет назад, но в первый же год практика показала свою эффективность. Участники сообщества привлекли больше 100 млн руб. инвестиций, причем каждый пятый из них был получен с помощью питч-сессий в «Сколково». Компании, которые созрели для масштабирования на зарубежные рынки, могут с нашей помощью найти контакт через бизнес-миссии, международные программы «Сколково». Мы также помогаем резидентам искать сотрудников: за первое полугодие 2020 года мы способствовали закрытию 220 вакансий, по итогам года собираемся выйти на 600 вакансий. В будущем хотим достигнуть показателя в 1 тыс., но впереди ещё много работы. Наши резиденты очень быстро расширяют штат.

В завершение, мы помогаем стартапам с клиентами. На стадии промышленного образца можно воспользоваться контактами со 150 индустриальными партнёрами фонда «Сколково». В каждый момент есть как минимум два постоянно действующих корпоративных акселератора или конкурса, запущенных с нашими индустриальными партнёрами. По их результатам можно попасть в фокус интересов корпорации — российской или зарубежной. С победителями заключаются контракты.

Насколько коронавирус ударил по резидентам «Сколково»? Вы раньше говорили, что компании выстраиваются в очередь, чтобы получить арендные площади в технопарке. В 2020 году с началом коронавируса ситуация изменилась?

По моему мнению, коронавирус вообще слабо повлиял на наш рынок. Для многих технических стартапов пандемия даже открыла новые возможности. С начала эпидемии действующие участники «Сколково» запустили 192 новых проекта, прямо или косвенно связанных с пандемией: образовательные, медицинские проекты, тесты на коронавирус. Многих мы поддержали целевыми грантами, помогли с заказчиками с помощью своей записной книжки. Большинство резидентов, которые сидят у нас физически, получили бесплатную аренду или 50-процентную скидку на неё до конца года.

Очереди никуда не пропали. Я уже говорил, что у нас есть четыре кластера. В самом большом из них — IT — до коронавируса было более 1 тыс. компаний. Кластер, если можно так выразиться, выполнил собственный KPI по количеству стартапов. Но во время пандемии он стал передавать часть компаний смежным кластерам, чтобы просто освободить место и иметь возможность добрать новые, более профильные компании. С нашими физическими резидентами ситуация похожая: если в прошлом году у нас съехало десять компаний, то в этом году только две. То есть, очевидно, ситуация в 2020 году лучше, чем в докоронавирусном году. Я думаю, из любого бизнес-центра в течение года съезжает больше арендаторов в процентном соотношении, чем съехали от нас. При этом каждый день появляются десятки заявок на дополнительное размещение. Несколько дней назад из-за отсутствия свободного места я даже отказал большой компании со штатом в 350 человек. Два года назад мы не могли позволить себе такой роскоши.

Как компании масштабируются в «Сколково» и можно ли заработать на инновациях, особенно во время пандемии?

За три года с запуска технопарка медианная выручка резидента выросла в 40 раз. Это то, что я называю эффектом экосистемы «Сколково». Пандемия не помешала этому и даже ускорила многие процессы.

Приведу в пример конкретный кейс: в коронавирус мы устроили краудфандинг для компании RapidBio и за неделю собрали скромную сумму в 2,5 млн руб. Всего через 2,5 месяца она уже выпустила собственные тесты на коронавирус и сегодня продает 3,5 тыс. единиц продукции в день. Масштабирование прошло супергладко, но это идеальный кейс.

Подобные истории есть и среди некоронавирусных проектов. У нас есть компания ASD Technologies, которая является платформой облачного хранилища для мобильных операторов. Она пришла в «Сколково» в 2015 году, а сейчас среди её клиентов американский супергигант электронной коммерции Amazon, один из крупнейших сотовых операторов в мире — британская Vodafone, наши «Мегафон» и «Билайн», два крупнейших банка России — Сбербанк и ВТБ, и т. д. У компании 73 млн руб. выручки, из которых 46 млн руб. — экспортной. Для вчерашнего стартапа, мне кажется, очень неплохо. Таких примеров сотни в нашем технопарке, я рассказал только о нескольких. Предела заработка на инновациях нет.

Если говорить об общей выручке всех стартапов «Сколково», то в 2019 году она составила 111,6 млрд руб. Для сравнения, за год до этого она была на уровне 91,9 млрд руб. Это хорошо иллюстрирует темпы, с которыми растет «Сколково». С момента основания проект ежегодно прибавлял по 40 — 50% в год.

Россия — это страна больших и успешных государственных корпораций. Почему для экономики важно развивать стартап-сообщество?

Если не развивать его в России, оно вырастет где-то в другом месте. Талантливые люди будут продолжать уезжать из страны, творить, зарабатывать деньги, создавать интеллектуальную собственность и регистрировать патенты в Кремниевой долине, в Дубае, в Сингапуре или в Гонконге. Это значит, что кроме экспорта газа, нефтепродуктов, пшеницы нам, как и 100 лет назад, будет нечего предложить мировому рынку.

Наша задача, наоборот, сделать Россию и ее бизнес-сообщество настолько привлекательными, чтобы люди из-за рубежа приезжали сюда и запускали бизнес у нас. Даже если это сработает не со всем бизнесом, наша цель — добиться успеха по крайней мере в сфере R& D. Я уже знаю компании из Финляндии, Кореи, Индии и Казахстана, которые сделали выбор в пользу России, разместились у нас, и как минимум разработка их продукта идёт здесь. Одновременно мы поощряем выход наших компаний на международные рынки. Хотя это и сопряжено с открытием юрлиц в другой юрисдикции и перетоком в неё части рынка, это правильно. Хорошо, когда у одной и той же компании есть центр привлечения инвестиций в Сан-Франциско, центр техподдержки, например, на Украине и центр R& D-разработки в России. Плохо, если в России такого центра не будет вообще и R& D найдёт другое место.

Расскажите, какую главную цель ставит перед собой «Сколково».

В идеале мы хотим, чтобы «Сколково» получило особый статус в умах людей. Когда человек думает о качественном развлекательном кино, он представляет Голливуд, когда он думает о высокой моде — он представляет Париж, о лучшем в мире образовании — Гарвард. Мы хотим создать такую же прочную ассоциацию «Сколково» с местом, где работают и зарабатывают на инновациях. Потому что, хотя и не каждый голливудский фильм стоит просмотра, не каждый выпускник Гарварда создает Facebook, люди продолжают нести в эти места деньги.

Мы хотим, чтобы инвесторы знали: в «Сколково» подрастает десяток будущих единорогов. Компании же должны понимать: даже если ты пока не входишь в число таких компаний, присоединившись к технопарку, ты всё равно увеличишь свою капитализацию.

Когда «Сколково» выпустит первого единорога?

Я думаю, что первые единороги появятся в Сколково в пределах трёх лет. Уже сегодня есть компании, чья оценка составляет сотни миллионов долларов и даже полмиллиарда долларов, — то есть они уже близки к единорогам.

Несмотря на успех стартапов, «Сколково» живёт на средства бюджета. Когда проект выйдет на самоокупаемость?

Давайте сначала разберёмся, как и в каком объёме «Сколково» финансируется. За все десять лет существования проекта субсидии Минфина на капитальное строительство составили 56 млрд руб. бюджетных средств. В основном деньги пошли на строительство первой очереди технопарка, гимназии и Сколтеха, инфраструктуры, дорог и благоустройство. Ещё 15,7 млрд руб. ушло на гранты. На первом этапе такое финансирование было необходимо — это позволило показать компаниям, что здесь «мёдом намазано», и привлечь инвесторов. Последнее удалось: инвесторы на собственные средства уже возвели на территории «Сколково» несколько жилых кварталов и сотни тыс. кв. м офисов и лабораторий. Речь идет, например, о «Татнефти», Boeing, «Ренова Лаб», четырёх зданиях офисного центра «Квартал Менделеева». Внебюджетные, в том числе частные инвестиции в инфраструктуру, за это время превысили 130 млрд руб. Всё дальнейшее строительство также будет осуществляться только на частные вложения. Этап стройки за бюджетные средства в 2020 году завершился.

Отдельно нужно отметить финансирование со стороны правительства Москвы, которое в 2020 году взяло на себя обслуживание дорожной сети, парковой инфраструктуры, и т. д. По моему мнению, это правильно, потому что де-факто мы являемся частью города. Также правительство Москвы выдаёт нам целевой грант на эксплуатацию и коммуналку по некоторым зданиям. Без этого подорожало бы обучение в гимназии, взлетела бы стоимость аренды в технопарке. С учётом этого, технопарк «Сколково» выходит на самоокупаемость в 2021 году. Мы бы вышли и в 2020 году, но по нашему карману ударила отмена сотен мероприятий и необходимость во время карантина предоставлять скидки на аренду. Мы лишились миллионов рублей выручки.

В целом, объем бюджетного финансирования ежегодно снижается (сегодня оно на десятки процентов ниже, чем, например, два года назад), а выручка компаний технопарка экспоненциально растет. Объем налоговых поступлений в бюджет и вклад в экономику России со стороны «Сколково» увеличивается.

Какой вы можете дать совет предпринимателю, который хочет запустить свой технологический стартап?

Успех начинается в голове с правильного фокуса мыслей и правильного отношения к тому, что вы собираетесь делать

Если думать о том, как трудно делать сегодня бизнес в России, как много проблем нужно решить на пути к первому заработанному миллиарду и выходу на IPO, то, скорее всего, так оно и будет. Если искать во всем происходящем хорошее, находить новые боли клиентов и придумывать технологии, которые помогают их предугадать и решить, то вероятность успеха велика. Как только у вас появилась хорошая идея, формулируйте гипотезу и тестируйте её. Как только нащупали работающую гипотезу — масштабируйтесь. Возможно, именно «Сколково» сможет вам в этом помочь.