Спецпроекты • Партнерский материал • 31 июля 2024

5 шагов, чтобы стать экспортером и зарабатывать на внешней торговле: гид для российских компаний

Владимир Смирнов, вице-президент Российского экспортного центра по информационным технологиям, в своей колонке для Inc. Russia объясняет, как российские компании сегодня расширяют для себя горизонты торговли, а также показывает, каким образом государственная цифровая платформа «Мой экспорт» помогает выстраивать бизнес с зарубежными партнерами.

Владимир Смирнов,

вице-президент Российского экспортного центра по информационным технологиям

Для России экспорт таких энергетических товаров, как нефть и газ, на протяжении современной истории всегда был существенной частью внешней торговли. Поэтому структура отечественного экспорта в течение многих лет была объектом регулярной критики — и просто говорили о ее несбалансированности, и шли дальше — пугали «голландской болезнью». Некоторые упреки во многом были справедливы, и на этом фоне одной из главных задач экономических властей было сбалансировать все таким образом, чтобы несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) наращивал долю в совокупном объеме внешнеторговых операций. Прямым текстом говорилось, что устойчивость и стабильность российской экономики будет определяться позицией РФ на рынках несырьевых товаров. Именно им сулили роль драйвера роста российской экономики.

В 2022 году «помощь» пришла, откуда не ждали. В один из самых драматичных периодов в истории российской экономики структура экспорта стала стремительно меняться — зато в нужную сторону. После начала СВО началось стремительное сокращение взаимодействия с РФ многих стран Запада, десятилетиями выступавших важными торговыми партнерами России. А крупные российские экспортеры и даже сама система денежных расчетов с Россией оказались под санкциями. Результат оказался, мягко говоря, не очень приятным — объем несырьевого неэнергетического экспорта РФ в 2023 году упал на 23%. Но одновременно стало понятно: нет худа без добра. Структура российского экспорта радикально оздоровилась: доля ННЭ в общем объеме выросла с 28% в 2014 до 35% в 2023 году.

Если задуматься, что произошло, то ответ будет такой: российские экспортеры просто увидели большой потенциал развития отношений с дружественными странами (это не только СНГ, но прежде всего крупнейшие экономики Азии и арабского мира, Латинской Америки и Африки), и стали активно развиваться в эту сторону. А компании, которые в прошлом развивались преимущественно на внутреннем рынке и, возможно, не мыслили себя экспортерами, стали двигаться в этом направлении и открывать для себя новые рынки. В результате спустя два года с начала СВО потенциал у торговли с дружественными странами уже таков, что в будущем она может перекрыть потери, понесенные от сокращения торговли со странами Запада.

Помогает российским компаниям разобраться в теме внешней торговли и стать экспортерами государственная цифровая платформа «Мой экспорт». Она оказывает помощь и в базовых вопросах, которые невозможно обойти стороной, если компания только собирается торговать на внешних рынках, и в более продвинутых и сложных моментах. Расскажу на примере, как работает платформа и как с помощью ее сервисов компания, которая прежде не торговала вовне, может стать экспортером.

Как стать экспортером

Де-факто платформа «Мой экспорт» не новая. Еще в 2020 году ее запустили для помощи российскому экспортному бизнесу, а также чтобы стимулировать выход на внешние рынки тех, кто раньше торговали только на внутреннем. Четыре года назад все началось со скромных 14 сервисов. Сегодня их число достигло 126, и с тех пор мы оказали больше 700 тыс. услуг. И цифры будут только расти. С ноября 2020 года на платформе «Мой экспорт» зарегистрировались более 33 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а начинали с нескольких тысяч. Это и крупный бизнес, и малые и средние предприятия. Причем компании МСП активнее пользуются платформой — на них приходятся около 60% всех оформленных на платформе услуг. Во многом платформе удалось расти такими темпами благодаря тому, что она не просто содействует экспортерам в выходе за рубеж, но и может сопроводить компанию с нуля и вывести на внешние рынки, оказывая поддержку в пяти базовых шагах.

5 шагов, чтобы стать экспортером


1. Исследование рынка.

Если компания только планирует стать экспортером, то первое, что нужно сделать, — определить, какие товары или услуги будут востребованы за рубежом, исходя из текущих трендов и нужд международных потребителей. Если компания приходит с желанием торговать вовне условными валенками, то уже на этапе первого взаимодействия с платформой ей скажут, что это не самая удачная идея. А потом предоставят список более перспективных направлений. Важно при этом изучить конкурентную среду, таможенные и налоговые регуляции в целевых странах, что мы и делаем для бизнеса. А еще платформа дает доступ к бесплатному обучению с нуля для успешного старта в торговле на зарубежных рынках.

2. Выбор рынка экспорта.

Этап после определения перспективной ниши — выбор рынка для экспорта. Чтобы сделать это было проще, для компаний на платформе доступно множество вариантов — от аналитических отчетов и исследований до поиска потенциального покупателя, в том числе через участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Также существует услуга с господдержкой для малого и среднего предпринимательства (МСП) от региональных центров поддержки экспорта, которые есть практически в каждом регионе страны, по содействию в поиске и подборе иностранного покупателя.

3. Подготовка продукта к экспорту.

Рынок выбран, определен товар, и нужно его подготовить к запуску в другой стране. Возможно, потребуется адаптация под специфику выбранного региона, например, изменение упаковки, комплектации или даже самого продукта, — ведь нужно соответствовать местным стандартам и предпочтениям. Для этого компания может воспользоваться бесплатной консультацией на платформе. Специалисты расскажут об обязательных требованиях законодательства в конкретной стране, представят примеры и помогут оценить юридические риски по заключаемому контракту.

4. Организация логистики.

Дальше нужно выбрать способы доставки товаров. На платформе «Мой экспорт» есть консультации по этому вопросу, помогающие оптимизировать доставку груза в нужную страну, подобрать партнеров для перевозки, сопровождения и хранения товаров, а также оформить почтовое отправление. Помимо этого, есть услуга по таможенному представительству.

5. Финансовая помощь.

На платформе также доступны различные сервисы финансовой поддержки, которые покрывают потребности компании на всех стадиях жизненного цикла экспорта. Если компания работает на условиях отсрочки платежа, обезопасить себя от риска неоплаты от иностранного покупателя и неисполнения требований по репатриации валютной выручки можно, оформив страхование отсрочки платежа. Для пополнения оборотных средств и наращивания объемов производства платформа предлагает кредиты и гарантию возврата НДС, которая позволяет компании возместить НДС в минимальные сроки, не дожидаясь итогов камеральной проверки. Это один их самых быстрых, простых и малозатратных способов пополнить оборотные средства компании.

NB. При этом сразу нужно понимать: для каждого бизнеса могут быть свои пять шагов. Ведь все зависит от специфики работы конкретной компании и даже конкретной сферы. Например, у нас очень популярны сервисы по оформлению фитосанитарных и ветеринарных сертификатов для агропромышленного комплекса (АПК). При этом они не требуются, например, в e-com. Чтобы узнать, какие услуги подходят конкретной компании-экспортеру, на платформе есть онлайн-помощники по подбору услуг. Все зависит от задач. Ознакомиться со всеми доступными услугами для экспортеров можно в Едином каталоге услуг. Сейчас в нем представлены почти 600 видов услуг и мер поддержки от 100 федеральных и региональных органов власти, институтов развития и финансовых организаций, а также более чем от 580 коммерческих организаций. Ключевые из них доступны для оформления на платформе «Мой экспорт».

Что мешает наращиванию экспорта из России

Хотя российские власти сегодня активно помогают бизнесу, отечественные компании, выходящие на внешние рынки, все равно сталкиваются с определенными сложностями. И главная из них — конечно, отсутствие доступа к международной платежной инфраструктуре. Это действительно значительно усложняет жизнь, и идет работа над решением этой задачи. Но есть другие вопросы, ответы на которые сегодня не менее важны, поскольку именно они позволяют наращивать внешнюю торговлю, удерживать партнеров и расширять присутствие за рубежом.

Первая сложность — это доверие потребителя. Сегодня российские экспортеры успешно поставляют свою продукцию во многие страны. Но в текущей геополитической ситуации ждать хорошей рекламы от недружественных стран не приходится, каким бы качественным ни был товар. Тем не менее доверие действующих партнеров, хорошая рекомендация и положительный опыт многое значат в деловом мире и позволяют расширять географию сотрудничества. Поэтому в этом направлении совершенно точно нужно работать. И здесь Российский экспортный центр глубоко вовлечен.

Вторая сложность — вопрос таможенных пошлин. Можно быть другом России и действительно ценить качество поставляемых из РФ товаров. Однако есть реалии внутренних рынков, и у многих перспективных для России стран-партнеров, например, Индии и ОАЭ, действуют заградительные пошлины, усложняющие жизнь нашим экспортерам. Здесь важно не отчаиваться и просто изучать предмет до конца. Например, воспользоваться платформой «Мой экспорт» и быстро узнать, что, например, в промышленности эти государства реализуют программы локализации. А также вы погрузитесь в другие интересные нюансы внутренней кухни рынков этих стран.

Третья история — доступ к товаропроводящей инфраструктуре. Это транспортные, складские и распределительные мощности, логистические сервисы, новые маршруты, финансовое обслуживание, и т. д. Здесь в текущих реалиях власти государств-партнеров и бизнес должны оказывать друг другу посильную поддержку на своих уровнях. Правительствам и компаниям нужно научиться работать в формате совместных проектов, промышленных зон, международных логистических коридоров, самим создать новую инфраструктуру. Напомню, платформа «Мой экспорт» со своей стороны помогает экспортерам находить партнеров среди участников рынка транспортно-логистических услуг через цифровые сервисы. В целом, сегодня экспортеру надо запомнить только одно: бояться сложностей не стоит, ведь там, где вызов, есть возможности и рост.

Социальная реклама. АО «Российский Экспортный Центр», ИНН 7703376553, erid: MvGzQC9JbRLvoNJsXRGhFoRz