29 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Шесть «что будет, если…?», на которые должен ответить стартап. И технологии, которые помогут ему в этом

Текст: Дмитрий Юрьев

Иллюстрации: Мария Костевич


Руководителя стартапа каждый день сопровождают десятки вопросов, которые требуют оперативного решения, но есть те, что требуют внимания ещё до запуска проекта. В этом материале мы собрали ответы на них вместе с Selectel и Intel. Выбирайте важные для вас вопросы, нажимайте на них — чтобы узнать, как их решить, используя технологичный подход.

вопрос 1

Что, если продукт «не зайдёт»?

Безусловно, это риск. Чтобы его минимизировать, до начала разработки проводят каст-дев для оценки востребованности продукта. Серия интервью с пользователями поможет понять, насколько актуальна проблема, которую решает продукт, как с ней справляются сейчас, скольким людям это важно и как много они готовы платить за продукт.

Чем больше гипотез тестирует бизнес, тем выше шанс найти ту самую и создать востребованный продукт. Чтобы выбрать, какие изменения в продукте стоит попробовать, есть несколько методологий. Самые популярные — HADI-циклы, фреймворк RICE и Lean Prioritization. Яркий пример кардинальной смены направления стартапа — корпоративный мессенджер Slack. Изначально команда создавала игру, но снискать популярность не удалось, а вот чат для общения игроков оказался очень даже ничего.

Несмотря на то что идея тестировать как можно больше гипотез звучит очевидно, за ней стоят огромные ресурсы. Кроме энергии команды нужна подходящая IT-инфраструктура, и ключевое слово здесь «подходящая». Собственноручно закупать оборудование и ставить его в соседнюю комнату — плохая идея. Стоит дорого, сложно в обслуживании, а надёжность и эффективность сомнительные.

Альтернативой для бизнеса могут стать облачные серверы, которые можно приобрести фактически по подписке. Их мощность легко подстраивается под текущие нагрузки — платить придётся только за потребленные ресурсы, а не за всё железо целиком.

вопрос 2

Что, если конкуренты выйдут на рынок раньше нас?

Наличие конкурента — не обязательно плохая новость. Это может означать подтверждение гипотезы о наличии проблемы у ЦА, которую можно и нужно решить с помощью новых продуктов. Также, если рынок находится на стадии голубого океана, ещё нет смысла конкурировать за существующую аудиторию. В этом случае конкуренты помогают развивать рынок и увеличивать спрос — такая ситуация сейчас происходит с рынком быстрой доставки продуктов на дом. Кроме этого с ними возможны партнёрские отношения, в том числе и покупка одной компанией другой. Так в 2017 году «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса такси в странах СНГ. И наконец, конкуренция держит стартап в тонусе и даёт возможность учиться на чужом опыте.

Рано или поздно конкурировать все-таки придется, и стоит быть готовым к противостоянию. Один из способов переиграть конкурентов — выводить новые решения быстрее них. Перед запуском продукта компании необходимо закупить железо, найти администраторов, пройти ряд согласований. Если потратить на это много времени, новинка может оказаться неактуальной после релиза.

Ускорить вывод продукта на рынок (или Time-to-Market) помогают облачные сервисы. Дело в том, что более подвижный бизнес, у которого не связаны руки самостоятельно закупленным оборудованием, намного активнее и быстрее выкатывает новинки и совершенствует уже существующие продукты. Его преимущество в возможности за несколько минут арендовать сервер для проверки любой идеи и так же быстро его свернуть, не платя за лишние ресурсы.

вопрос 3

Что, если закончатся деньги?

Деньги закончатся в любом случае, вопрос — в какой момент. Чтобы быть к этому готовым, у стартапа должен быть финансовый план, как пройти все стадии роста и пережить долину смерти. В зависимости от фазы есть разные способы поиска финансирования.

Молодому проекту могут помочь бизнес-инкубаторы. Самые известный из них — Y Combinator в США. В России бизнес-инкубаторы есть в ведущих вузах и крупных корпорациях. Там стартап получает помещение, консультации специалистов и помощь в юридических вопросах или с подачей заявки на гранты.

Перспективные проекты для ускорения роста могут прийти в акселераторы. Тут их ждет дополнительное финансирование, менторство, экспертная поддержка и новые связи. Если фаундеру уже ничего из этого не нужно, он может попробовать найти венчурного инвестора, который вложит так называемые умные деньги. В этом случае проект получит не только инвестиции, но и партнёра с опытом и пониманием рынка. Когда стартап окреп и готов превратиться в полноценную компанию, он проходит через A-D раунды инвестиций и готовится к выходу на IPO.

Расходы компании в целом можно поделить на капитальные (CAPEX) и операционные (OPEX). Первые идут на приобретение лицензий и патентов на выпуск продукции, регистрацию торговой марки, ремонт оборудования и покупку нового, строительство дополнительных помещений и вложения в ПО. Операционные затраты включают зарплаты сотрудников, деньги, потраченные на аутсорс каких-либо задач, покупку расходных материалов. Короче: CAPEX — это большие и очень большие вложения здесь и сейчас. OPEX — относительно небольшие регулярные платежи. Для стартапа, существующего в постоянной неопределённости, второй вариант дарит необходимую для быстрого развития гибкость. К тому же серьезные капитальные расходы могут быть неподъёмными на этом этапе развития.

Далеко не от всех расходов типа CAPEX можно отказаться, но этот список можно и нужно сокращать. Иногда намного удобнее, дешевле и быстрее отдать задачу на аутсорс, чем вкладывать большие деньги в её самостоятельно решение, поиск нужных специалистов и постоянные последующие корректировки. Не самый очевидный для многих пример такой задачи — покупка и обслуживание IT-инфраструктуры. Распространено мнение, что лучше сразу потратить побольше денег, купить всё необходимое и больше не думать об этом по крайней мере ближайшие пару лет. К сожалению, думать придётся, и много.

Сложности начнутся уже на этапе выбора оборудования: последние два года оно дороже обычного, а сроки поставок варьируются от одного до нескольких месяцев. Более того, в штат обязательно потребуется специалист, который сможет подобрать сборку под существующие задачи, а затем настроить её и обслуживать. Зарплаты таких сотрудников в условиях перегретого рынка IT-специалистов могут достигать нескольких сотен тысяч рублей в месяц.

Покупая оборудование самостоятельно, компания связывает себе руки — приходится выжимать из него максимум только бы оно окупило вложенные инвестиции (а на это, по подсчетам специалистов, требуется от двух до трёх лет). А когда проект вырастет — потребуется пройти все эти процессы заново. Аутсорсинг IT-инфраструктуры помогает сократить капитальные расходы и значительно повышает гибкость компании. На первых этапах можно сэкономить и арендовать что-то попроще, а затем наращивать мощности по мере роста проекта.

вопрос 4

Что, если нам не хватит компетенций?

Когда компания растет, ей постоянно нужны новые сотрудники. При их найме важно не потерять в качестве и не загнать себя в ситуацию, когда раздутому штату будет не хватать задач. Чтобы не сокращать персонал и не выплачивать им положенные в этом случае бонусы, можно изначально отдать часть задач на аутсорс.

В стартапах (да и в компаниях побольше) распространена практика, когда сторонним компаниям доверяют бухгалтерию, юридическое сопровождение, подбор новых кадров, выбор и масштабирование инфраструктуры, а также контроль за ней. Сделать это можно не просто без ущерба для бизнеса, но и с огромным плюсом, высвободив ресурсы для приоритетных задач.

вопрос 5

Что, если мы перестанем успевать за постоянно развивающимися технологиями?

В мире, особенно технологическом, постоянно происходят изменения, за которыми сложно угнаться даже крупным компаниям. Сегодня новейшие технологии — важное конкурентное преимущество, завтра — они устаревают и требуют обновлений. Да, бизнесу необходимо заранее планировать IT-инфраструктуру и готовить её к потенциальному росту нагрузок, но всё предугадать невозможно.

Гибкость — ключевое требование современного мира, и облачные сервисы — это то, что даёт бизнесу необходимую технологическую вариативность. Один из плюсов IT-аутсорсинга — возможность подобрать оптимальное индивидуальное решение, актуальное в текущий момент развития. Плюс к этому провайдеры первыми получают доступ к железу от ведущих вендоров — тестируют его и сразу же предлагают клиентам.

Таким образом, клиенты получают доступ к наиболее современному оборудованию и технологическим новинкам. В Selectel, например, для малого бизнеса доступно большое количество конфигураций облачных и выделенных серверов на базе процессоров Intel® Xeon® Scalable 3-го поколения. Решения выдержат резкий рост трафика и обеспечат бесперебойную работу сервисов в самые ответственные моменты. К тому же техподдержка работает круглосуточно и всегда поможет разобраться с любыми сложностями.

вопрос 6

Что, если наш проект окажется не готов к успеху?

Классическая история успешного стартапа — долгая подготовительная работа и стремительный рост. Но к успеху тоже нужно быть готовым. Резкий рост трафика из-за нового релиза, онлайн-распродажи на «черную пятницу» или рекламы у известного блогера, которая привлекла внимание аудитории, — важное испытание не только для компании, но и для её инфраструктуры. Если растущий бизнес не справится с наплывом посетителей и сервис какое-то время будет недоступен — клиенты не вернутся, а плохие отзывы закроют путь для новых.

Насколько компания готова к росту нагрузки, показывает стресс-тестирование. В этом случае её инфраструктуру намеренно подвергают высокой нагрузке, чтобы определить, какое количество одновременных запросов она может выдержать. Кроме подобных тестов необходимо проводить постоянный мониторинг нагрузок и стабильной работы инфраструктуры. Миграция в облако позволяет делегировать часть важных задач провайдеру: инфраструктуру обслуживают профессионалы, её можно быстро масштабировать по мере роста проекта и в любой момент дополнить необходимыми сервисами.