Спецпроекты • 10 февраля 2023 • Партнерский материал

Академия стартапов: как Сколтех превращает студентов в предпринимателей

Академия стартапов: как Сколтех превращает студентов в предпринимателей

Текст: Дмитрий Ишков


Предпринимательство — это навык, который можно освоить, или талант, который либо есть, либо нет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что в обоих случаях это сумма неких способностей и предрасположенностей. Поэтому предпринимателем может стать человек с абсолютно разными талантами и навыками, а дать единое определение не выйдет.

Однако существует определенный набор умений, без которых сейчас вряд ли получится создать успешный бизнес. Вместе со Сколтехом мы разобрались, что нужно знать и уметь, чтобы запустить стартап, и как повысить свои шансы на успех.

Начало большой истории

Культура стартапов зародилась в США еще в 1930-х годах. Тогда два студента из Стэнфордского университета — Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард — фактически стали создателями Кремниевой долины.

С момента зарождения Кремниевой долины сформировалась особая культура со своими ценностями. Ее суть заключается в том, что любой человек, независимо от образования, социального и финансового положения, может воплотить свою идею и построить на этом бизнес.

С тех пор многое изменилось и стартапы стали одной из основных движущих сил современной экономики. Например, в странах ОЭСР стартапы создают от 22% до 53% новых рабочих мест. Они уже вышли из гаражей и воплощают свои идеи в акселераторах, а венчурные фонды конкурируют в поиске самых талантливых и перспективных продуктов. Но все ли дело в таланте или создавать стартапы и воплощать идеи — это навык, который можно освоить?

Навыки, талант или удача

Что же нужно человеку, чтобы запустить успешный стартап? Стартап-психолог Ярив Ганор, который специализируется на работе с основателями в технологическом секторе, выделяет несколько навыков для успешного запуска стартапа.

Проактивность. Предпринимателю нужно действовать на опережение и иметь четкое представление о том, каким он хочет видеть свой бизнес и что будет вдохновлять других.

Активный подход к обучению. Компания растет до тех пор, пока руководители открыты для обучения и получения информации по мере развития компании, отрасли или мира. Такое мышление помогает компаниям развиваться, расширяться и выходить на новые рынки и аудитории.

Правильное отношение к ошибкам. У предпринимателя должна быть способность признавать ошибки и использовать их как ценные уроки о себе и бизнесе. Это поможет увидеть пробелы в бизнесе, опираться на людей с большими знаниями или опытом и корректировать курс по мере продвижения вперед.

Гибкость. Гибкое мышление имеет важнейшее значение для принятия решений, особенно во времена неопределенности или кризисов, поскольку оно помогает вам быстро адаптироваться к меняющейся ситуации. Вместо того чтобы зацикливаться на существующих стратегиях, которые могут стать излишними или потенциально вредными для бизнеса, можно проявить творческий подход и найти новые решения.

Как мы видим, Ярив Ганор не сказал ничего об удаче или таланте. Перечисленные навыки, скорее, относятся к Soft Skills, которые можно освоить. Но на современном рынке мало владеть этими навыками, нужно также понимать, как разрабатывается ценность и реализуется продукт, как привлекать инвестиции, питчить проекты и многое другое. Знание этих процессов заметно увеличит шансы на успех.

Но если гибкость и проактивность мы можем развить сами, то как научиться практически создавать и развивать стартапы? Рассмотрим, как это происходит в Сколтехе.

Как учат создавать стартапы в Сколтехе

Одна из целей обучения в Сколтехе — дать студентам все необходимые инструменты для создания стартапа. Важно отметить, что студенты — это ученые и инженеры, чьим профилем является deeptech.

Конечно же, самый эффективный вариант — показать все на практике и дать будущим предпринимателям возможность самим создать свой стартап. Этот процесс происходит в три этапа.

  • На первом этапе студенты усваивают понятие и концепцию инноваций, а также определяют мотивацию, которая заключается не в деньгах, а в решении проблем людей. Магистры с первого дня обучения участвуют в Innovation Workshop, учатся формулировать гипотезы, свойства продукта, а затем разделяются на междисциплинарные команды.

Интенсивная программа, которая объединяет весь первый курс магистратуры Сколтеха. В течение месяца студенты получают навыки инновационной культуры, изучают современную теорию инноваций, а также развивают уверенность в себе и позитивное мышление.

  • На втором этапе студенты дорабатывают свою идею и создают бизнес-план. Уже на этом этапе из идеи, которая появилась в рамках образовательного курса, будет создана компания. Здесь же предприниматели попробуют «продать» свой продукт и найти потенциальных пользователей.

На этом этапе студенты могут принять участие в интенсивном курсе Startup Workshop, результатом которого станет заявка на резидентство в фонд «Сколково» или в Фонд содействия инновациям.

  • На третьем этапе проект получает поддержку и менторство для развития бизнеса. Студенты могут пройти курс по business-development и стать участниками программы Skoltech Triple Point, которая разработана совместно с Massachusetts Institute of Technology (MIT), где по результатам каждого конкурса лучшим командам вручаются денежные призы на развитие проектов.

Кроме этого, студенты станут участниками большого мероприятия Startup Village, в рамках которого предприниматели знакомятся с инвесторами, презентуют свои проекты менторам в Сколтехе и внешним экспертам.

После прохождения трех основных этапов студенты как минимум имеют в своем портфолио проработанный проект и много полезных связей, а как максимум — действующий стартап и финансирование.

«Сколтех — это уникальный источник возможностей и ресурсов. Нет никаких сомнений, что мою технологию и компанию невозможно было бы развивать нигде в России, кроме как в Сколтехе».

Евгений Шилов, выпускник магистратуры и аспирантуры Сколтеха по специальности «Нефтегазовое дело». В партнерстве со своим научным руководителем, Алексеем Черемисиным, основал компанию LABADVANCE — поставщика нефтесервисных услуг, оптимизирующего методы добычи нефти при помощи микрофлюидной технологии. Компания является финалистом акселерационной программы «Газпром нефти» INDUSTRIX, в рамках которой провела успешное пилотное тестирование технологии. И за время своего существования получила несколько грантов от фонда «Сколково» и ФСИ.

ЦИФРЫ


125+

стартапов запустили профессора, исследователи, студенты и выпускники Сколтеха.

76

компаний интегрированы в экосистему «Сколково».

2,2+ млрд

руб. — объем финансирования по грантам и контрактам на 2022 год.

1,6 тыс.+

выпускников в России и за рубежом.

250 млн

руб. инвестиций привлечены в стартапы Сколтеха в 2021 году.

Сколковский институт науки и технологий был основан в 2011 году в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом как один из ведущих международных научно-технологических институтов. Сколтех добился международного признания: дважды оказался в числе топ-100 лучших молодых университетов мира в престижном рейтинге Nature Index.

Динамичная университетская среда способствует успешной подготовке нового поколения лидеров в науке, технологиях и бизнесе. Более 1,6 тыс. талантливых и амбициозных выпускников работают в высокотехнологичных компаниях, стали предпринимателями или продолжают академическую карьеру.

Если у вас уже есть идеи и компетенции в своем деле, но вы не знаете, как создать из этого продукт, который будет нужен рынку, — оставьте заявку на обучение в магистратуре Сколтеха.