Спецпроекты • Партнерский материал • 31 июля 2025

Текст: Наталия Владимирова
Фото: Алена Кузьминова
Раньше на первых этажах домов мы чаще встречали продуктовые магазины или хозтовары. Сегодня коммерческие помещения в спальных районах занимают кофейни с авторским кофе, студии пилатеса, бьюти-коворкинги и детские школы программирования. Современные жилые комплексы не только меняют облик районов, но и открывают новые деловые возможности для бизнеса. Мы пообщались с предпринимателями, которые открыли свой бизнес на первом этаже жилого комплекса, и рассказываем их истории.
Современная жилая застройка — это не спальные районы в их привычном понимании. В новых ЖК девелоперы проектируют целую экосистему: дворы-парки, набережные, коворкинги под открытым небом, детские площадки, поликлиники, школы и детские сады — и, конечно, коммерческие помещения под самые разные бизнесы. Первые этажи в новых ЖК становятся логичным продолжением городской инфраструктуры. Для малого бизнеса это возможность оказаться в самом эпицентре повседневного спроса. А для его владельцев и сотрудников — работать там же, где и живешь, будучи частью этой среды и хорошо понимая ее потребности.
При этом концепция «город в городе» делает локальные проекты максимально жизнеспособными: аудитория рядом, поток стабилен, а аренда ниже, чем в центре.
Первую детскую школу программирования Владимир Афанасьев открыл в 2018 году. Сейчас это уже более десятка точек на первых этажах в новых ЖК в Московском, Солнцеве, Переделкине Ближнем, Рассказовке, Ново-Переделкине, Одинцове, Трехгорке, Кунцеве, Южном и Северном Бутове и Обручевском.
«Мы обучаем детей Python, Scratch, делаем мини-игры и проекты, чтобы было нескучно. За эти годы поработали с тысячами ребят. В пиковый сезон проходимость одной школы — 150–200 учеников в неделю», — рассказывает предприниматель.

Владимир Афанасьев
Директор #АйдаКодить
«Мы обучаем детей Python, Scratch, делаем мини-игры и проекты, чтобы было нескучно. За эти годы поработали с тысячами ребят. В пиковый сезон проходимость одной школы — 150–200 учеников в неделю».
Афанасьев считает, что добиться успеха ему помог честный маркетинг — «без инфоцыганства и ориентации на “ребенка-гения”». В качестве целевой аудитории были выбраны не дети, а родители, а именно женщины от 35 до 45 лет. Второй секрет успеха — правильный выбор локации.
«Первый этаж современного ЖК — это точка притяжения клиентов. Когда родителям удобно, они заходят, смотрят, что предлагает школа. А когда ценность занятий становится понятна — остаются. Сомнения в формате школы на первом этаже у меня были ровно до того момента, когда я увидел, что мамы, гуляя с колясками, читают наши вывески, а потом возвращаются и спрашивают, а что у вас тут за занятия», — комментирует Афанасьев.



Сегодня в 70% случаев клиенты школы программирования «#АйДаКодить» — жильцы ЖК, еще 30% приезжают из соседних районов. Многие приводят детей после школы, по пути домой.
«Особенно хорошо филиал себя чувствует, если рядом есть детский сад или спортивная секция. Так мы встраиваемся в ежедневный маршрут родителей, — говорит Афанасьев. — Если ЖК живой, с чатами, мероприятиями, инициативами жильцов, это сразу чувствуется. Таких районов сейчас становится все больше. Мы с ними растем органически. Если это “спальный” ЖК без сообществ — клиенты есть, но их чуть меньше».
Школа участвует в праздниках в местном ТЦ, дарит бесплатные мастер-классы. С другими арендаторами, например с кофейнями и пекарнями, делает кросс-акции. Например, «Покажи флаер с занятия — получи бесплатный капучино». В точках с кофе на вынос «#АйДаКодить» размещает свои брендированные шоколадки.
«Мой совет будущим предпринимателям: при выборе помещения для бизнеса не смотрите на цену аренды. Главное — это трафик жильцов. Поговорите с соседями, зайдите в чаты ЖК. Проверьте, есть ли поблизости конкуренты. И будьте готовы дружить с районом, а не просто брать с него деньги».
Открытие новых точек в ЖК — это основная модель масштабирования школы «#АйДаКодить».

Владимир Афанасьев
Директор #АйдаКодить
«Мы видим, что формат “школа в шаговой доступности” — это будущее, а офлайн — новый люкс. Современные жилые районы играют огромную роль в развитии малого бизнеса. Это новые микроэкосистемы. Если раньше все было “в центре”, то теперь “центр” — это подъезд и первый этаж. Люди выбирают комфорт, сервис рядом с домом, узнаваемые лица, своих экспертов».
Бьюти-коворкинг Beauty Bar 20A появился чуть больше года назад — в апреле 2024 года. Команда проекта во главе с основательницей Александрой Ворониной увидела возможность открыть интересный бизнес — бьюти-коворкинг в ЖК. Здесь живет множество бьюти-мастеров и блогеров — в одном доме находится более 10 салонов красоты. Это стимулирует высокий трафик мастеров и их клиентов.
Бьюти-коворкинг — это пространство, где любой мастер может арендовать готовое рабочее место со всей необходимой мебелью и оборудованием: зеркалом, раковиной, удобным креслом для клиента.
«Мы решили открыть бьюти-коворкинг, потому что увидели, что в этом районе он актуален для аудитории, — говорит Александра Воронина. — Сейчас ежемесячно нас посещает более 250 различных бьюти-мастеров, и около 180 из них — постоянные клиенты».



Почти 90% клиентов возвращаются в коворкинг после первого посещения, а средний уровень удовлетворенности — 4,95. Оценка коворкинга на «Яндекс Картах» — 5.0, проект лидирует по трафику среди всех бьюти-коворкингов Москвы. Средняя загрузка кабинетов — около 70%, рабочих мест — свыше 55%. Также в Beauty Bar 20A проводят свои мероприятия крупные бренды и нишевые блогеры — например, тут регулярно проходят мастер-классы Натали Усмановой (известный стилист, проводит курсы для парикмахеров и работников индустрии красоты. — Прим. ред.).

Александра Воронина
Основательница проекта Beauty Bar 20A
«Я бы отметила три фактора, комбинация которых повлияла на успех проекта: правильная локация, внимание к деталям и любовь к людям. Мы не просто сдали помещение в аренду — мы выстроили атмосферу, где мастерам хочется работать. У нас теплая комьюнити-среда, клиентоориентированные администраторы, приятный фреш-бар, просторная оборудованная кухня с зоной отдыха для мастеров, профессиональная фотозона и даже pet-friendly политика».
Команда внимательно и быстро реагирует на обратную связь, оперативно докупает нужное оборудование. Еще до открытия по рекомендации косметологов в Beauty Bar 20A отказались от зеленых стен в пользу бежевых, а в первой половине июля в коворкинге был большой ремонт — перестраивали один из залов парикмахеров, чтобы в нем можно было комфортно работать с химическими процедурами (кератином, ботоксом), оборудовали новый косметический кабинет.
«Достаточно весомая часть наших клиентов — это жильцы ЖК, — рассказывает Воронина, — однако далеко не все. Бьюти-коворкинг — бизнес с достаточно узкой целевой аудиторией, поэтому мы работаем как на тех бьюти-мастеров, которые живут в ЖК, так и на тех, чьим клиентам удобен район. Этот ЖК, по сути, город в городе. Мы стали частью этого ритма и сформировали привычку: пройти пять минут пешком — и ты уже в профессиональном бьюти-пространстве. Это снижает порог входа и упрощает привлечение новых мастеров».
Beauty Bar 20A активно взаимодействует с локальным сообществом. Некоторые администраторы коворкинга подружились с жильцами, обмениваются подарками и даже вместе ходят в спортзал. Мастер-классы с участием блогеров и брендов привлекают внимание соседей и укрепляют присутствие в районе. Открывать новые точки команда Beauty Bar 20A пока не планирует: чтобы бьюти-коворкинг работал эффективно, важно найти баланс между доступной арендой и локацией, которая действительно будет удобной для целевой аудитории.
«С текущей средней ставкой аренды в Москве, особенно в современных ЖК, это сделать не так просто», — признает основательница компании. Поэтому сейчас Beauty Bar 20A планирует работать над товарным направлением и готовит к запуску бренд косметики.

Александра Воронина
Основательница проекта Beauty Bar 20A
«Современные ЖК не просто спальные кварталы, это полноценная городская среда, в которой появляются новые форматы жизни, работы, быта. В них малый бизнес не только обслуживает население, но и становится частью культурного и социального ландшафта. Мы помогаем людям не просто зарабатывать, но и строить карьеру, выстраивать личный бренд и при этом сохранять баланс с личной жизнью. Все рядом, все под рукой — такой формат делает город удобнее, человечнее».
Главный ориентир при выборе локации для бьюти-бара — это окружение, а именно наличие большого количества салонов красоты в радиусе пешей доступности. Это один из самых надежных индикаторов того, что в этом районе уже сформирована потенциальная клиентская база — мастера, которые арендуют рабочие места.
Следующий важный фактор — транспортная доступность:
Жилой комплекс бизнес-класса «Адмирал» от девелопера группы «ВТБ» «Галс-Девелопмент» — пример новой городской среды, где малый бизнес становится неотъемлемой частью жизни района. Проект расположен в перспективном районе Южный порт на юго-востоке Москвы в шаговой доступности от метро — до станции «Печатники» всего 300 м. Здесь будет все необходимое, чтобы запустить и развивать свое дело без лишних затрат.
Семейный комплекс на 4,7 тыс. квартир строится в концепции «город в городе»: в нем три жилых квартала бизнес-класса, между которыми проложат зеленый пешеходный бульвар с кафе и ресторанами, собственные школа и детский сад, а также бизнес-центр с отдельной инфраструктурой на первых этажах. Это формирует аудиторию, которая готова пользоваться услугами здесь и сейчас — без необходимости ехать в торговый центр или в центр города. «Адмирал» ориентирован на семьи и активных горожан — а значит, здесь востребованы и детские секции, и пекарни, и салоны красоты.
В первом квартале комплекса на 1489 квартир будет 33 коммерческих помещения на первых этажах — с отдельными входами, панорамными окнами и возможностью гибкой планировки. Здесь можно будет открыть заведения, рассчитанные как на жителей комплекса, так и на сотрудников бизнес-центра. Такая комбинация — редкость даже по меркам новых районов: жилой и деловой кластеры сосуществуют в одном пространстве, создавая стабильный пешеходный трафик, причем и в будни, и в выходные дни.
Все это делает проект отличной стартовой точкой для малого бизнеса — с минимальными барьерами входа и устойчивым спросом. И, конечно, идеальным местом для жизни в будущем третьем центре Москвы — именно так урбанисты называют сегодня кластер Южный порт в Печатниках.
Первые корпуса ЖК «Адмирал» сдаются уже в 2027 году.





Реклама. ООО «СЗ «Галс-Шоссейная», ИНН 7705930720, erid: 2Vtzqvnz8qW