Спецпроекты • Партнерский материал • 25 апреля 2023

Налоговый чекап:
почему он важен и нужен для каждой компании

Илья Русяев,
управляющий партнер «Илюмжинов, Русяев и партнеры»

Представьте, что у вас есть склад и вам нужно его охранять. Если вы сэкономите на заключении договора с ЧОПом, то в дальнейшем очень много времени и сил потратите на наем охранников и координацию их работы, — кто-то заболеет, кто-то проспит. Некоторые вопросы лучше отдать на аутсорсинг, чтобы спокойно заниматься развитием бизнеса, — и вопрос взаимоотношений с налоговой как раз такой.

Налоговый чекап — это проверка налогового «здоровья» компании, и, как любая проверка здоровья, он должен быть регулярным. Ваш бухгалтер или финансовый директор, возможно, спросит: «Зачем нужен такой чекап, ведь есть я?» Но, как правило, обычный сотрудник сталкивается с налоговой проверкой раз в три года, а новые вопросы в налогообложении, новая судебная практика появляются каждый квартал или даже месяц. Невозможно иметь в штате специалиста, который все время на острие атаки. Мы как налоговые юристы сопровождаем 50–70 проверок в год, так что находимся в эпицентре событий.

Налоговый чекап можно назвать экспресс-аудитом или скорингом по контрольным точкам. Компании с активами более 400 млн руб. подпадают под обязательный ежегодный аудит. Если его не пройти, компанию могут привлечь к ответственности. Но налоговый аудит не заменяет чекапа, так как проверяет только документы, то есть, по сути, правильность методологического применения бухгалтерского учета.

Чекап же — комплексная проверка, которая позволяет «заглянуть под капот» компании и посмотреть на нее взглядом налоговой, чтобы понять, какие возможные риски зреют. Пожар лучше предотвратить, чем тушить и разбираться потом с его последствиями.

Мой путь к проведению налоговых чекапов начался еще в студенчестве, 17 лет назад. У меня первое образование инженерное. Будучи студентом Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, я попал в тусовку к юристам и уже ко второму курсу понял, что это моя стезя. Позднее я получил юридическое образование. В то время очень актуальна была ликвидация компаний, этим занимались многие студенты-юристы. Я тоже стал специалистом в этой области, через мои руки прошло множество компаний, я увидел множество человеческих судеб. Позже судьба забросила меня в республику Марий-Эл, где я руководил Агентством инвестиционного и экспортного развития, потом переехал в Москву.

Постепенно ликвидация компаний стала более проблемной. Перед ликвидацией компанию стала ожидать — с высокой долей вероятности — выездная налоговая проверка. Перед такой процедурой налоговый чекап просто необходим. Я с командой начал анализировать, насколько проблемный клиент, перед тем как уводить его на ликвидацию. Так появилась услуга налогового чекапа.

В процессе чекапа компания оценивается по разным параметрам, которые могут быть важны для налоговой. Например, мы смотрим на контрольные соотношения. Контрольные соотношения — это формулы, равенства и неравенства показателей внутри отчета и между разными отчетами, с помощью которых налоговая проверяет правильность заполнения деклараций и других документов. Если соотношения не выполнены, это означает, что в отчете, возможно, есть ошибки.

Например, у вас было на балансе здание, его передали другой компании в счет долга и не отразили выбытие основного средства в реализации. У налоговой рано или поздно возникнет вопрос: почему передача здания не отражена в отчетности и по сделке не оплачены налоги? Мы увидим это нарушение и укажем на него.

Налоговая также обращает повышенное внимание на сомнительных контрагентов. Например, она может заподозрить, что вы организовали с их помощью схему ухода от налогов. Даже если у вас не было такого умысла, потом придется доказывать обратное в судебном порядке. Для выявления сомнительных контрагентов нужен определенный творческий подход, опыт погружения в проблемные компании. Мы уже при первом взгляде на отчетность, например на базу «Контур», видим, требуется ли дополнительная проверка контрагента. Квинтэссенция опыта и набор инструментов позволяют посмотреть на клиента взглядом налоговой.

Чекап за разумные деньги помогает предотвратить огромное количество крупных финансовых (и не только) проблем.

Недавно, например, к нам обратилась компания и мы выявили налоговые расхождения у их контрагента на 8 млн руб.

Также клиент сам рассказал, что у него есть еще одна проблема: риск по налогу на прибыль, на который налоговая пока не обратила внимания. Мы указали на расхождения у контрагента, тот заплатил 8 млн руб. НДС. В итоге налоговая не пришла в эту компанию с комплексной проверкой, которая была бы чревата большим количеством проблем.

Бухгалтерия компании не знала о серьезности проблемы с контрагентом и считала, что по этому вопросу у них все в порядке. Но мы как налоговые юристы всегда держим в голове судебную практику по этому вопросу. Потому что налоговая опиралась бы на сложившуюся практику, а не на мнение бухгалтерии.

Возможно, вам или вашему финдиректору/бухгалтеру кажется, что особых проблем в компании нет. По моему опыту, с вероятностью 90% это не так. В прошлом году у нас было более 15 клиентов — компаний с оборотом от 300 млн руб. в год. Во всех этих компаниях были проблемы, которые потенциально несли риски — от штрафа до уголовной ответственности. Пять из них мы подхватили уже в рамках налоговой проверки и буквально спасли от «пожара», трем подсказали, как исправить ситуацию к лучшему.

Если в вашей компании каждый квартал меняются контрагенты, если ваш оборот свыше 10 млн руб. в квартал, то ежегодный чекап точно необходим. Среди наших клиентов есть компании с оборотом свыше 5 млрд руб., которые заказывают чекап регулярно. А некоторые нанимают нас для постоянного сопровождения их деятельности.

По сложившейся юридической практике мы вначале разговариваем с клиентом, бесплатно диагностируем компанию, чтобы понять, нужны мы или нет. Многие выбирают договор постоянного абонентского обслуживания: в его рамках мы отвечаем на все вопросы клиентов по налогам в течение всего срока обслуживания.

Налоговые чекапы проводят бухгалтеры, бывшие сотрудники налоговой службы. Обычно для них не требуется предоставление большого списка документов, большая часть анализа проводится вообще автономно, по информационным базам.

Если в каких-то спорных случаях требуется доступ в систему, то, разумеется, все происходит под NDA.

По итогам налогового чекапа клиент получает отчет, небольшой документ на три-пять страниц, список гипотетических проблем и обязательную устную консультацию. Хотя, конечно, лучший отчет по налоговому чекапу — это пустой файл.