Спецпроекты • Партнерский материал • 25 апреля 2023
Илья Русяев,
управляющий партнер «Илюмжинов, Русяев и партнеры»
Представьте, что у вас есть склад и вам нужно его охранять. Если вы сэкономите на заключении договора с ЧОПом, то в дальнейшем очень много времени и сил потратите на наем охранников и координацию их работы, — кто-то заболеет, кто-то проспит. Некоторые вопросы лучше отдать на аутсорсинг, чтобы спокойно заниматься развитием бизнеса, — и вопрос взаимоотношений с налоговой как раз такой.
Налоговый чекап — это проверка налогового «здоровья» компании, и, как любая проверка здоровья, он должен быть регулярным. Ваш бухгалтер или финансовый директор, возможно, спросит: «Зачем нужен такой чекап, ведь есть я?» Но, как правило, обычный сотрудник сталкивается с налоговой проверкой раз в три года, а новые вопросы в налогообложении, новая судебная практика появляются каждый квартал или даже месяц. Невозможно иметь в штате специалиста, который все время на острие атаки. Мы как налоговые юристы сопровождаем 50–70 проверок в год, так что находимся в эпицентре событий.
Налоговый чекап можно назвать экспресс-аудитом или скорингом по контрольным точкам. Компании с активами более 400 млн руб. подпадают под обязательный ежегодный аудит. Если его не пройти, компанию могут привлечь к ответственности. Но налоговый аудит не заменяет чекапа, так как проверяет только документы, то есть, по сути, правильность методологического применения бухгалтерского учета.
Мой путь к проведению налоговых чекапов начался еще в студенчестве, 17 лет назад. У меня первое образование инженерное. Будучи студентом Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, я попал в тусовку к юристам и уже ко второму курсу понял, что это моя стезя. Позднее я получил юридическое образование. В то время очень актуальна была ликвидация компаний, этим занимались многие студенты-юристы. Я тоже стал специалистом в этой области, через мои руки прошло множество компаний, я увидел множество человеческих судеб. Позже судьба забросила меня в республику Марий-Эл, где я руководил Агентством инвестиционного и экспортного развития, потом переехал в Москву.
Постепенно ликвидация компаний стала более проблемной. Перед ликвидацией компанию стала ожидать — с высокой долей вероятности — выездная налоговая проверка. Перед такой процедурой налоговый чекап просто необходим. Я с командой начал анализировать, насколько проблемный клиент, перед тем как уводить его на ликвидацию. Так появилась услуга налогового чекапа.
В процессе чекапа компания оценивается по разным параметрам, которые могут быть важны для налоговой. Например, мы смотрим на контрольные соотношения. Контрольные соотношения — это формулы, равенства и неравенства показателей внутри отчета и между разными отчетами, с помощью которых налоговая проверяет правильность заполнения деклараций и других документов. Если соотношения не выполнены, это означает, что в отчете, возможно, есть ошибки.
Например, у вас было на балансе здание, его передали другой компании в счет долга и не отразили выбытие основного средства в реализации. У налоговой рано или поздно возникнет вопрос: почему передача здания не отражена в отчетности и по сделке не оплачены налоги? Мы увидим это нарушение и укажем на него.
Налоговая также обращает повышенное внимание на сомнительных контрагентов. Например, она может заподозрить, что вы организовали с их помощью схему ухода от налогов. Даже если у вас не было такого умысла, потом придется доказывать обратное в судебном порядке. Для выявления сомнительных контрагентов нужен определенный творческий подход, опыт погружения в проблемные компании. Мы уже при первом взгляде на отчетность, например на базу «Контур», видим, требуется ли дополнительная проверка контрагента. Квинтэссенция опыта и набор инструментов позволяют посмотреть на клиента взглядом налоговой.
Недавно, например, к нам обратилась компания и мы выявили налоговые расхождения у их контрагента на 8 млн руб.
Также клиент сам рассказал, что у него есть еще одна проблема: риск по налогу на прибыль, на который налоговая пока не обратила внимания. Мы указали на расхождения у контрагента, тот заплатил 8 млн руб. НДС. В итоге налоговая не пришла в эту компанию с комплексной проверкой, которая была бы чревата большим количеством проблем.
Бухгалтерия компании не знала о серьезности проблемы с контрагентом и считала, что по этому вопросу у них все в порядке. Но мы как налоговые юристы всегда держим в голове судебную практику по этому вопросу. Потому что налоговая опиралась бы на сложившуюся практику, а не на мнение бухгалтерии.
Возможно, вам или вашему финдиректору/бухгалтеру кажется, что особых проблем в компании нет. По моему опыту, с вероятностью 90% это не так. В прошлом году у нас было более 15 клиентов — компаний с оборотом от 300 млн руб. в год. Во всех этих компаниях были проблемы, которые потенциально несли риски — от штрафа до уголовной ответственности. Пять из них мы подхватили уже в рамках налоговой проверки и буквально спасли от «пожара», трем подсказали, как исправить ситуацию к лучшему.
Если в вашей компании каждый квартал меняются контрагенты, если ваш оборот свыше 10 млн руб. в квартал, то ежегодный чекап точно необходим. Среди наших клиентов есть компании с оборотом свыше 5 млрд руб., которые заказывают чекап регулярно. А некоторые нанимают нас для постоянного сопровождения их деятельности.
По сложившейся юридической практике мы вначале разговариваем с клиентом, бесплатно диагностируем компанию, чтобы понять, нужны мы или нет. Многие выбирают договор постоянного абонентского обслуживания: в его рамках мы отвечаем на все вопросы клиентов по налогам в течение всего срока обслуживания.
Если в каких-то спорных случаях требуется доступ в систему, то, разумеется, все происходит под NDA.
По итогам налогового чекапа клиент получает отчет, небольшой документ на три-пять страниц, список гипотетических проблем и обязательную устную консультацию. Хотя, конечно, лучший отчет по налоговому чекапу — это пустой файл.