Спецпроекты • Партнерский материал • 21 ноября 2025

Только путь: как нацпроект «Новые материалы и химия» помогает автомобильной отрасли

Только путь: как как нацпроект «Новые материалы и химия» помогает автомобильной отрасли

Фото: 1. Unsplash, 2. Getty, 3. Unsplash, 4. Unsplash


Отечественный химпром помогает сделать наш путь из точки, А в точку Б безопаснее. Как?

Дорога — не только асфальт, а весь комплекс инженерных сооружений. Основание, где может использоваться геосинтетика, дорожное покрытие, системы водоотведения, теплоизоляционные материалы, мачты освещения, элементы мостов, шумозащитные экраны, арматура, дорожная разметка — для всего этого сегодня есть эффективные полимерные решения.

Развитие отрасли полимерных композиционных материалов — одно из направлений нацпроекта «Новые материалы и химия». Благодаря его реализации в России планируется разработать и внедрить около двух десятков перспективных продуктов, а также освоить производство новых видов связующих и полимерных композиционных материалов.

Рассказываем, как нацпроект «Новые материалы и химия» помогает строить мосты и дороги.

Отечественный химпром помогает сделать наш путь из точки, А в точку Б безопаснее. Как?

Дорога — не только асфальт, а весь комплекс инженерных сооружений. Основание, где может использоваться геосинтетика, дорожное покрытие, системы водоотведения, теплоизоляционные материалы, мачты освещения, элементы мостов, шумозащитные экраны, арматура, дорожная разметка — для всего этого сегодня есть эффективные полимерные решения.

Развитие отрасли полимерных композиционных материалов — одно из направлений нацпроекта «Новые материалы и химия». Благодаря его реализации в России планируется разработать и внедрить около двух десятков перспективных продуктов, а также освоить производство новых видов связующих и полимерных композиционных материалов.

Рассказываем, как нацпроект «Новые материалы и химия» помогает строить мосты и дороги.


Импортозамещение на дорогах

Полимеры сегодня активно применяются в автомобильной отрасли, в частности, для создания вантовых элементов мостов.

Что такое полимеры?

Полимеры — это вещества, которые состоят из множества мономеров (структурные звенья). Главная особенность полимеров — высокая молекулярная масса при уникальном строении. С каждым годом полимеры становятся все более популярными благодаря их свойствам: эластичности и минимальной хрупкости при кристаллизации.

Так, высокотехнологичные полимерные оболочки из материалов СИБУРа помогают создавать долговечные и надежные вантовые конструкции — те, в которых стальные тросы поддерживают целые мостовые сооружения.

Вантовые системы мостов включают несколько ключевых элементов: сам стальной трос, его крепление, антифрикционную смазку для защиты от коррозии и полимерные материалы оболочки пряди и ванты. И именно полимерные материалы для оболочки пряди вант играют ключевую роль в долговечности и безопасности всей системы, потому что они защищают тросы от износа и воздействия внешней среды.

Важную роль в замещении иностранных вантовых систем сыграл «Автодор» — уже в 2022 году компания создала рабочую группу для разработки собственного проекта. В августе 2024 года вантовые системы с полимерными оболочками успешно прошли испытания. Для отечественного строительства мостов это важная история: отрасль становится все более независимой от зарубежных решений.

Вантовые системы с полимерными оболочками имеют два главных преимущества. Во-первых, это надежность — полимерные материалы продлевают срок службы тросов. Во-вторых, экономическая эффективность: использование отечественных материалов снижает зависимость от импорта.

Полимеры на дорогах

Применение полимерных плит в регионах Крайнего Севера или вечной мерзлоты предотвращают оттаивание мерзлого грунта и позволяет экономить более 20% затрат при устройстве дорожных насыпей. Асфальтобетонне дороги с использованием полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) служат до 2 раз дольше. Кроме того, применение ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать.

Что такое ПВБ?

Это модифицированные битумы, в которые добавлены полимеры. За счет полимеров улучшаются свойства битумов: повышается эластичность, прочность и стойкость к температурным колебаниям, что продлевает срок службы дорожных покрытий и повышает безопасность движения.

В качестве модификатора битумов широко используется стирол-бутадиен-стирол (СБС) — полимера синтетического происхождения. Что он дает? Расширяется температурный диапазон эксплуатации дороги. В жаркие летние месяцы СБС предотвращает пластические деформации асфальта, а зимой помогает сохранять упругость и снижать риск образования трещин дорожного покрытия.

Такие технические решения уже применяются в дорожном покрытии в нашей стране. На дорогах их будет становится только больше — особенно за Уралом, где их использование необходимо из-за сурового климата.

Что касается других технологий — сегодня в распоряжении дорожных строителей есть полимерные водопропускные колодцы, системы сбора и отвода поверхностных стоков, локальные очистные сооружения.

Полимеры широко используются для нанесения горизонтальной и вертикальной дорожной разметок, для маркировки искусственных дорожных неровностей. Также они играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

Затронут даже экологический аспект: сокращение выбросов CO² в дорожном строительстве достигается за счет применения полимерных материалов, которые обладают меньшим углеродным следом по сравнению с традиционными решениями.

Фонд развития промышленности

Помогает бизнесу развивать импортозамещение в автомобильной отрасли Фонд развития промышленности (ФРП).

Фонд предоставляет долгосрочные целевые займы на суммы от 5 млн до 2 млрд рублей по ставкам 3% и 5% годовых, которые идут на создание новых продуктов, производств и технологий. Основной фокус работы ФРП строится на финансировании проектов по импортозамещению критически важной для страны продукции. Химпром занимает второе место по числу профинансированных промышленных проектов, уступая лидерство лишь машиностроению. ФРП предоставил компаниям химического сектора около 290 льготных займов.

Пример предприятия, которое воспользовалась услугами ФРП, — завод по производству микронизированных силикагелей и стабильных силиказолей «РусСилика». Проект запустили в июне этого года на территории особой экономической зоны «Кулибин» в Нижегородской области. Общие инвестиции в создание нового производства превысили 21 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей на приобретение высокотехнологичного оборудования предоставил ФРП.

Компания «РусСилика» производит микронизированные силикагели — это наполнители, загустители и различные добавки. Силикагели используются как наполнители для зубных паст, например, или для синтеза катализаторов и нефтехима — у них довольно широкий спектр применения.

Другой пример успешного импортозамещения в химпроме — «Стерлитамакский нефтехимический завод» (СНХЗ), который провел техническое перевооружение производства синтетического каучука. Он используется в качестве сырья для изготовления автомобильных шин и резинотехнических изделий. От 40% до 60% готовой резиновой смеси для шин — это именно каучук, разные марки которого отвечают за определенные свойства: прочность, морозостойкость, сцепление с дорогой. Их объединяют на этапе вулканизации, под давлением заготовка нагревается, запускаются химические реакции — изделие можно использовать. Так делают не только шины для легковых машин, но и для грузовиков, тракторов и самолетов.

Реклама: АНО «Национальные приоритеты». ИНН 9704007633. Erid: 2VtzqvTNkDF