Навыки по запросу, взаимообучение и репетиторы-роботы: куда движется рынок образования в новом мире

25 июня • TOMORROW’21 • Спецпроекты • Партнерский материал

Текст: Анастасия Магрицкая

Фото: Иван Гущин



Образование — это всегда вклад в будущее. Оно вооружает нас знаниями и навыками, которые помогут преуспеть в завтрашнем дне. Как и везде, свои коррективы в сферу внесла пандемия. Рынок онлайн-образования за прошлый год вырос на 30%. Появилось огромное количество новых курсов и платформ, соперничающих с классическими вузами.

В этом образовательном хаосе попытались разобраться Ирина Ермолаева, директор по персоналу и инклюзивности «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь, Аркадий Сандлер, независимый эксперт в области искусственного интеллекта, и Владилен Ситников, бренд-директор Skillbox. Собрали ключевые моменты дискуссии.


Обучение сотрудников — потребность компаний?

Сандлер: Страна в демографической яме. Главный вызов для бизнеса сегодня — снова научиться работать со специалистами 40+. Для большинства российских компаний это единственный шанс закрыть потребность в специалистах, которые нужны сейчас. Они здоровы, активны, профессиональны, опытны и могут сделать то, на что молодежь пока не способна.

Ермолаева: В «БАТ» мы еще в прошлом году взяли курс на лучшее будущее и согласно новой стратегии A Better Tomorrow по созданию лучшего будущего стремимся снижать воздействие своего бизнеса на здоровье потребителя и окружающую среду. То, чему людей учили вчера, сегодня уже неактуально: невозможно производить инновационный продукт с устаревшими знаниями. Мы ищем нужные компетенции на рынке труда. Фактически покупаем необходимые навыки вместе со специалистами. Но параллельно обучаем и уже работающих сотрудников.

Когда культуру непрерывного образования внедряешь в компании, люди активно начинают обучать друг друга. В пандемию у нас вызвалось огромное количество добровольцев среди сотрудников, которые захотели проводить вебинары для коллег в любых областях: от Google Analytics до PowerPoint.

Владилен Ситников, бренд-директор Skillbox
Ирина Ермолаева, директор по персоналу и инклюзивности «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь

Ситников: Это вообще такой интересный тренд в онлайн-образовании — peer-to-peer, когда студенты, имея какой-то образовательный контент, начинают обучать друг друга. Преподаватель не следит за процессом непрерывно, но может периодически контролировать и направлять.

Это нормально, когда человек после 40 лет позволяет себе поменять сферу деятельности. Продолжительность жизни растет. Еще 20 лет назад образование считалось конечным: доучился — и вперёд. Сегодня нам приходится периодически возвращаться к процессу получения новых знаний и навыков.

И ещё — ускорился темп жизни, технологии меняются слишком быстро. Если ты не научился сегодня чему-то, то завтра можешь оказаться вне контекста. Люди волнуются за своё будущее, и в пандемию уровень тревожности поднялся. Приходится нагружать себя новыми знаниями, чтобы только остаться в профессии.

Владилен Ситников, бренд-директор Skillbox

Сейчас 70% студентов Skillbox — выпускники вузов, которые не работают по специальности. Это кризис нынешней системы образования, которая выпускает троечников. Не отчислили на первом курсе — дойдёшь до конца, но на выходе не понимаешь, что делать дальше. Мы же работаем в концепции доказательного образования: на каждом этапе есть практическая работа. Наш выпускник — это человек, который решил реальный кейс от реального клиента. Он готов к рынку.

«Каменные университеты» умрут?

Сандлер: Не согласен с тем, что классическое образование сейчас не актуально. Не надо сравнивать навыки и знания со способностью мыслить. Понимание закономерностей часто освобождает от необходимости знать детали. Просто помимо способности мыслить логически и абстрактно для прикладной работы нужно обладать навыками, которые помогают решать конкретную задачу.

Ермолаева: Мы принимаем на работу очень много выпускников, и для нас не очень важно, какой вуз человек окончил. В любом случае он проходит основательный процесс отбора. Тем не менее есть вузы, выпускники которых чаще попадают к нам в финальные кандидаты и становятся нашими будущими директорами.

Ситников: «Каменные университеты» никогда не умрут, просто их станет меньше. Потому что у нас огромное количество вузов, названий которых мы даже не знаем. Останутся конкурентоспособные, которые будут готовить управленцев. Горизонты мышления, формирования связей и понятий важны для 5% населения, которые управляют другими 95%. Но это совершенно не прикладная история.

Екатерина Кинякина, главный редактор Inc.

Как технологии меняют образование?

Ситников: Через пять—семь лет машины заменят на рабочих местах огромное количество людей. Что они будут делать? Их надо переобучить. Но нынешняя система образования на это не способна. Очевидно, EdTech — это огромный бизнес. Он растёт на 30% от года к году. Любой инвестор это понимает. Само собой, туда пойдут деньги.

Сандлер: Так появился бот «Эдвин», который помогает учить английский. Я о приложении Speakingpal, которое разработали в Израиле. По сути, преподаватели научили робота правильно произносить иностранные слова, а также слышать произношение студентов и поправлять их. Количество студентов, которых одновременно может обучить один такой преподаватель-робот, сразу расширяется. Потому что машине всё равно, она может обучать одновременно любое количество людей в любом темпе.

Классические подходы в образовании сейчас начинают проигрывать в востребованности. Очень быстро растёт спрос на skills-in-demand — какой-то навык, или знание по требованию, вот прямо сейчас. То есть важна мобильность процесса получения знаний или обретения навыков, и требования к ней растут.

Ирина Ермолаева, директор по персоналу и инклюзивности «БАТ» в регионе Россия, Центральная Азия, Беларусь
Аркадий Сандлер, независимый эксперт в области искусственного интеллекта

Ермолаева: В пандемический год невозможно проводить традиционные face-to-face-тренинги. 95% всех обучающих курсов мы перевели в онлайн. Но этого недостаточно, это тот же лектор с тем же материалом. Нам нужны новые формы. В «БАТ» очень много молодых сотрудников, и им уже неинтересно обучаться традиционно. Edutainment — вот во что компании должны окунуться сегодня. Education и entertainment, симбиоз образования и развлечения.

Аркадий Сандлер, независимый эксперт в области искусственного интеллекта

Ермолаева: Появятся новые профессии. Вместо эйчаров раньше были кадровики. Что они делали? Работу, с которой сегодня может справиться робот: принять — уволить. Сейчас обязанности другие. И уже появляются новые: например, в некоторых компаниях уже есть специалисты, которые заботятся о благополучии сотрудников. Кстати, хорошая идея для стартапа — школа менеджеров по счастью.

Роботы отберут у нас работу?

Сандлер: Мы находимся внутри четвёртой промышленной революции. Все предыдущие промышленные революции не убивали рабочие места, а порождали новые. Не думаю, что в этот раз будет повышаться безработица. Cтруктура занятости меняется.

На сегодняшний момент технологии помогают делать простые вещи — проверить домашнее задание, например. При этом ведущим остаётся именно человек, носитель знаний.

Ситников: Беспилотники в армии США обслуживают люди. Один дрон — это 20 рабочих мест.

Благодарим Plantate за сотрудничество.

18+