Спецпроект 11 Ноября 2020

Трансформация мышления.

Как увеличить вовлечённость сотрудников компании с помощью нового корпоративного портала

Текст: Дмитрий Левин

Фото: Александр Карнюхин

Спецпроект 11 Ноября 2020

Трансформация мышления. Как увеличить вовлечённость сотрудников компании с помощью нового корпоративного портала

Текст: Дмитрий Левин

Фото: Александр Карнюхин

Когда в Газпромбанке осознали, насколько быстро растёт штат компании, руководители задумались о необходимости активнее вовлекать сотрудников в жизнь банка: утратившие связь с компанией и ощущение собственной важности сотрудники следом теряют и мотивацию работать. Чтобы этого избежать, требовался сервис, который позволил бы работникам обмениваться проблемами и опытом, предлагать идеи по совершенствованию рабочего процесса и следить за их воплощением в жизнь. Эту задачу компания предложила решить участникам конкурса «Цифровой прорыв». Победу по итогам хакатона одержал прототип корпоративного портала московской команды Digital Cats.

Inc. поговорил с продакт-менеджером победителей Егором Кузнецовым о цифровой трансформации и переменах в головах, особенностях работы в сжатые сроки, важности геймификации и ключевой роли экспертизы со стороны заказчика.

Цифровая трансформация — это необходимость

Может показаться, что, когда мы говорим про трансформацию и цифровизацию корпоративной жизни, речь идёт о внедрении каких-то IT-систем. Это не так. Главную роль играет изменение мышления и процессов. Раньше сотрудники шли к руководителю и писали служебную записку — теперь можно опубликовать идею на портале. Не нужно спрашивать разрешения. У сотрудника полный карт-бланш в пределах разумного. Это новый порядок вещей. Привыкнуть к нему — это и есть трансформация.

Речь уже не идёт о выгодах или о том, почему круто трансформироваться и внедрять такие решения. Это просто необходимость. Перед компаниями стоит выбор: эволюционировать или стоять на месте. Если стоять на месте, то рано или поздно придут конкуренты, которые заберут рынок и оставят компанию не у дел.

Цифровая трансформация более актуальна для крупных компаний. Малый бизнес рождается с пониманием, как быстро строить процессы и избегать бюрократии, и приходит на рынок с современными инструментами. На масштабе большой компании эффект от цифровой трансформации будет гораздо более заметен.

Егор Кузнецов, член команды-победителя конкурса «Цифровой прорыв»

В Газпромбанке проводится огромное количество корпоративных программ и мероприятий, развивается IТ-комьюнити и культура инноваций. Основными инструментами внутренней коммуникации являются: корпоративный информационный портал, Telegram-чаты и каналы, Instagram для сотрудников, почтовые рассылки, корпоративный учебный портал, проведение прямых трансляций внутрибанковских мероприятий. Также в цифровизации корпоративной жизни помогают сервисные порталы, где можно оперативно решить абсолютно любой вопрос, заказать необходимые материалы и продукцию. В дополнение ко всему портал, созданный командой Digital Cats, позволит сотрудникам делиться идеями, объединяться в команды для развития этих идей, обмениваться лучшими практиками и развивать инновационные продукты.

Ковалева Юлия Николаевна,
руководитель проектов Газпромбанка

Руководство должно быть готово к изменениям и идти им навстречу. Это «Шаг 0» — первое дуновение ветра, с которого все начинается. За примером далеко ходить не будем: Газпромбанк был спонсором трека в рамках хакатона. Это не случайность, это — движение в рамках глобальной стратегии digital-трансформации.

Команда Digital Cats

Гревисс Кенгурука,

frontend-разработчик

Андрей Черных,
дизайнер

Евгений Смыков,  технический руководитель

Егор Кузнецов,
продакт-менеджер

Команда Digital Cats

Реализовать человеческий капитал

С самого начала нашей целью было начать общение с Газпромбанком. Мы посчитали, что наш опыт релевантен этой истории. Команда занималась достаточно разнообразными проектами, кругозор и экспертиза у нас глубокие. Например, у меня есть опыт в EdTech, онлайн-образовании. Все digital-трансформации необходимо внедрять через изменение мышления, а это происходит благодаря различным обучающим механикам и механикам вовлечения.

Корпоративный портал даёт людям возможность двигать вперёд свои идеи и видеть результаты их внедрения. Сотрудники работают и приносят бизнесу выгоду. Однако, не откликаясь на их инициативы, мы в полной мере не реализуем человеческий капитал.

Самым трудным было всё успеть: в голове было много идей и понимание, как их реализовать, была хорошая команда — но мало времени. Мы должны были выбирать, что делаем для демонстрации, а что откладываем на потом. Например, функционал администрирования в конечном решении будет, но в рамках хакатона мы его опустили. Команда добавила самое критичное: публикацию идей и внесение комментариев.

Я не представляю работы без экспертов: не будь в банке внутренней экспертизы, не было бы и проекта. Мы разрабатываем решение, но его владельцами всё равно будут сотрудники банка. Если экспертиза отсутствует, никакое решение не приживётся. В этом смысле очень хорошо, что мы с ними работаем. Коллеги погружены в проблематику банка, понимают процессы внутри и знают точки, куда можно приложить усилия. Мы получаем уже агрегированную в головах информацию. Это позволяет ускоряться — что на хакатоне, что сейчас, когда мы делаем полноценное решение.

У менеджеров и рядовых сотрудников может быть разный взгляд на вещи — как раз поэтому нужен пилот. Он даст первую обкатку продукта. В рамках нашего взаимодействия с банком мы будем изучать работу сотрудников: как они подают идеи и в каком формате. Исследования не закончились на хакатоне.

Егор Кузнецов, член команды-победителя конкурса «Цифровой прорыв»

Никуда без геймификации

Изучив решения на рынке и пообщавшись с экспертами, мы отсеяли механики, которые связаны с выделением конкретных людей как «лучших». Сотрудник месяца, лучший генератор идей — по итогам исследования мы пришли к выводу, что такие механики, наоборот, демотивируют людей. Ты заходишь на портал и видишь, что «лучший сотрудник месяца» опять тот же человек. И понимаешь, что никогда не достигнешь его уровня. Это неправильная механика. Правильная, наоборот, должна зажигать и мотивировать вкладываться больше и больше.

По геймификации предстоит большая работа: нужно смотреть, насколько приживаются те или иные механики. Сейчас есть базовые вещи: возможность проголосовать за идею, увидеть, что человек предложил идеи и сколько конкретно, добавить опрос.

Нужно удерживать внимание человека, постоянно давать обратную связь. Человек подал идею — и получает уведомления: «Ваша идея идёт вперед!», «Ваша идея развивается», «Добавился новый соисполнитель», «Крутой директор заинтересовался вашей идеей», «Добавлена документация», «Ваша идея перешла на следующий уровень». Это тоже механики геймификации.

Без геймификации ничего работать не может. Хотя бы потому, что мы к ней привыкли. Далеко не всегда мы воспринимаем нечто популярное как механики геймификации. Тот же лайк есть повсюду, но не воспринимается как что-то особенное.

Хакатон и планы на будущее

На хакатонах побеждают, когда всё сходится в одном месте: экспертиза команды, немного удачи и предшествующий опыт. Наше решение было минимально рабочим. Кроме того, мы неплохо продумали и визуализировали его развитие. Мы понимаем, как портал будет развиваться и выглядеть через три месяца, через полгода — даже через несколько лет. Всё это мы отражали для коллег из банка.

У нас была очень сбалансированная команда, не пришлось ничего дотягивать. Все решения принимаются очень быстро. Было всего лишь несколько суток, чтобы прийти к результату. Вдобавок — этот результат оформить. Вдобавок — презентовать. Не было времени, чтобы заниматься чем-то неэффективным. До этого мы были заняты на некоторых совместных проектах, и это сыграло большую роль.

Далеко не все смотрят на хакатоны как на возможность зайти к крупному игроку и предложить решение напрямую. И это нормально, что люди приходят на хакатоны с разными целями: попробовать свои силы и получить опыт первой разработки, продемонстрировать команду и взять пилот, забрать призовые деньги. Хакатон — точно эффективный инструмент для реализации всех этих целей.

Егор Кузнецов, член команды-победителя конкурса «Цифровой прорыв»

Для нашей компании это возможность найти подрядчика или кандидатов на актуальные вакансии. Идеальный вариант — это трудоустройство всей команды участников, которые внутри продолжат заниматься разработкой продукта. В случае с Digital Cats — это партнёрские отношения, команда представляет отдельную компанию.

Ковалева Юлия Николаевна,
руководитель проектов Газпромбанка

На продукты, подобные нашему, существует спрос на рынке в системах организации идей, управления инновациями и автоматизации движения идей. Есть несколько заинтересованных компаний, с которыми мы общаемся и которым, возможно, будем предлагать кастомизированные решения.

Основная задача сейчас — реализовать решение для Газпромбанка и запустить процесс трансформации в головах людей. Сделать так, чтобы рядовые сотрудники по-настоящему начали подавать идеи, а руководители — по-настоящему участвовать в их развитии.

Запуск пилота — об этом: необходимо обкатать технологию и механики на практике. Мы будем внедрять решение сначала на небольшую группу сотрудников и с ограниченным функционалом, а потом расширять. Это поэтапная история, которая только начинается.

Команда

Color grading

Анастасия Ханова

Визажист

Александра Яценко

Ассистент фотографа

Никита Павлов

Продюсер

Дарья Малышева