Спецпроекты • Партнерский материал • 24 июня 2025

Путешествия Neverend: как Борис Пустовойтов построил бизнес на экспедициях за гранью возможного

Путешествия Neverend: как Борис Пустовойтов построил бизнес на экспедициях за гранью возможного

Текст: Наталия Владимирова


Борис Пустовойтов начал путешествовать раньше, чем говорить. Сегодня он совладелец тревел-агентства Neverend, организующего авторские экспедиции по всему миру — от джунглей до Северного полюса. В интервью «Инку» он рассказывает, как превратил свое увлечение в бизнес.

Бесконечный вызов

— С чего началась ваша история? Когда вы поняли, что тревел — это не просто хобби?

— Первый раз я оказался за границей в 10 месяцев. Первые три года моей жизни прошли в США, потом мы переехали в Лиму, столицу Перу. После я вернулся в Москву, закончил школу, университет. Параллельно с обучением я начал зарабатывать самостоятельно и путешествовать. Поэтому можно сказать, что я путешествую всю жизнь.

В 2016 году я познакомился с Дмитрием Портнягиным, моим партнером в туристическом бизнесе, и мы начали совместно развивать наш проект. В первые пять-шесть лет говорить о какой-то прибыли было сложно. В лучшем случае мы работали в ноль, иногда в минус. Команда была небольшая, но и продуктов было не очень много. В пандемию мы смогли пересобраться и начать превращать наш хобби-стартап в бизнес.

— Что оказалось самым сложным на старте: найти команду, клиентов, выстроить бизнес-процессы?

— Равнозначно сложно. Команду я собираю до сих пор, шаг за шагом формируя состав из сильных сотрудников и руководителей. С клиентами то же самое: мы постоянно развиваемся и выходим на новую аудиторию.

Из-за того что мы практически не повторяем наши продукты, постоянно придумываем что-то новое, бизнес-процессы также непросто поставить на рельсы и выстроить идеальную операционку. Так что это все бесконечный сложный процесс.

— Были ли моменты, когда казалось, что ничего не получится?

— Да, в начале пандемии, когда весь туристический бизнес остановился, перелеты по миру прекратились, путешествия даже в соседние города стали проблематичными. Это был большой вызов для всей отрасли.

Второй аналогичный вызов случился в 2022 году. Тогда, помимо ограничения на путешествия за границу, серьезно сократилось количество доступных перелетов, появились санкции, ограничения на международные платежи. В эти моменты нам казалось, что конец туристического бизнеса уже близок. Но мы смогли принять правильные решения и в итоге оба этих кризиса для нашей компании стали толчком к развитию.

— Как вы пришли к идее делать именно премиальные путешествия, а не массовый тревел?

— В массовом тревеле — огромное количество ограничений и мало возможностей. В премиум-сегменте можно реализовать совершенно невообразимые вещи. Ограничения — лишь у нас в голове, это меня вдохновляет как предпринимателя. В премиуме нет предела совершенству, тут нужно включить фантазию и дать ей волю.

— Что на самом деле стоит за словом «премиум» в этой индустрии — кроме высокого чека?

— На самом деле очень многое. Это не просто высокий чек. Это огромный уровень ответственности. Наши клиенты — искушенные путешественники, которых сложно удивить, но мы стремимся к тому, чтобы человек сказал: «Это было лучшее путешествие в моей жизни».

Поэтому «премиум» — это огромное количество работы, внимание к деталям и планирование буквально каждой секунды в путешествии. У нас всегда есть план Б, В и Г на любой случай.

— Расскажите о самом необычном или сложном путешествии, которое вы организовали.

— Например, во время путешествия по Эфиопии, где мы летали на правительственном самолете, началась гражданская война. Нам нужно было обеспечить безопасность наших туристов. В итоге все прошло хорошо, но нам пришлось понервничать.

Сложными были и проекты выживания. Мы организовали несколько уникальных экспедиций в разных форматах: тайга летом, тайга зимой, каменные джунгли. Это путешествия без средств к выживанию, при этом за участниками следят камеры, 24/7 идет съемка, а потом из этого монтируется шоу.

Наша ближайшая экспедиция — на Северный полюс. Путешествие на единственном в мире премиальном ледоколе, с общим бюджетом более 1 млрд руб. Это очередной вызов, с которым мы, конечно, справимся.

— Расскажите о проекте экспедиции на Северный полюс. Как вы пришли к этой идее?

— Я думаю, что это логичная точка на карте для любого путешественника. Она самая труднодоступная, самая далекая, самая малопосещаемая, самая дорогая. Дальше — только космос. Менее тысячи человек в год бывает на Северном полюсе, за всю историю человечества там побывало менее 30 тыс. человек.

Моя роль — сделать эту поездку незабываемой.

Можно в космос полететь

— Как вы оцениваете текущий рынок премиального тревела?

— Рынок однозначно меняется — потому что меняется ядро аудитории. Наша ЦА взрослеет, вместе со средним чеком растет достаток и возраст клиентов. Путешествия Neverend становятся более глубокими, осмысленными, интересными, дорогими.

Средний возраст наших клиентов, наверное, вырос вместе с нами. Когда мы начинали, он был в пределах 28–32 лет. Сейчас я бы сказал, что это 40–45 лет. Наши клиенты — это открытые, любознательные, харизматичные люди: предприниматели, топ-менеджеры, инвесторы. Иногда даже пенсионеры — очень успешные и уже завершившие карьеру.

— Как устроена команда Neverend?

— У нас сейчас большая команда — около 50 человек. В 2025 году мы сделали всего шесть-семь путешествий. При этом все сотрудники загружены на 100%, а иногда и на 120%. У нас большая креативная команда, которая занимается упаковкой продукта до и после: контент, дизайн, видео, фото. Я думаю, мы делаем это на одном из самых высоких уровней в русскоязычном туристическом сегменте.

Маркетинговая команда тоже большая: у нас амбициозные планы по продажам, нужно повышать узнаваемость бренда. В июле 2024 года мы сделали ребрендинг, и нашему новому бренду Neverend еще нет даже года. Но за это время мы уже успели «пошуметь» и набрать определенную узнаваемость. Впереди еще много работы.

Также у нас большая административная, финансовая, юридическая команда. Потому что на нас большая ответственность. Все должно быть выстроено корректно, юридически грамотно и максимально прозрачно.

— Зачем вы участвуете в ПМЭФ? Что дает вам присутствие на таком форуме?

— Это будет наш первый опыт участия в подобном мероприятии, так что это мы узнаем только после ПМЭФ. Но я вижу здесь возможность познакомиться с нашей новой потенциальной аудиторией, партнерами. Я думаю, что это именно тот уровень мероприятий, на которых нам нужно присутствовать.

Как вы видите развитие агентства в ближайшие пять, 10 лет? Есть ли стратегический план?

— Да, конечно. Я хочу, чтобы мы стали первой компанией в русскоязычном сегменте, которая отправила туристов в открытый космос. Думаю, у нас есть все шансы.

Также в 2027 году мы планируем постепенно начинать работу с англоязычной аудиторией. У нас накоплено достаточно экспертизы, чтобы делиться нашим продуктом с более широкой, международной аудиторией.

В русскоязычном сегменте ограниченное количество клиентов, готовых платить наш средний чек. И рано или поздно мы упремся в потолок, а снижать планку не хочется. Поэтому будем расширять географию и масштаб нашей целевой аудитории через год-полтора.

— Какие навыки вы считаете самыми важными для предпринимателя в 2025 году?

— Я думаю, в первую очередь — это скорость. С каждым годом темпы растут, скорость принятия решений сокращается.

А еще — решительность, смелость, расчетливость и осознанность.

— Что вас вдохновляет вне работы? Какие у вас есть хобби, которые помогают переключаться?

— Вся моя работа — это хобби. Я люблю путешествия, мотоциклы, горы и автомобили. И все это так или иначе — часть моей работы. В этом есть свой кайф.

Вот, например, недавно я был в Эквадоре — неделю путешествовал на мотоциклах. Отключился от операционной работы, насколько это возможно, и при этом был в путешествии с нашей группой. Я смог отдохнуть, перезагрузиться и вернуться в работу с новыми силами. Поэтому все это для меня — естественная среда, в которой я живу.