4 октября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Комфорт клиентов и спокойствие предпринимателей: зачем МСБ цифровизация платежей

Текст: Алиса Горбунова

Иллюстрации: Мария Костевич


Во время пандемии малый и средний бизнес пострадал сильнее других участников рынка. Летом 2020 года, когда появились первые послабления после начала карантина, почти 20% российских предприятий не смогли возобновить работу. Но некоторым перестроить бизнес-процессы всё-таки удалось: в мире минимального контакта выиграли те, кто оперативно сделал ставку на цифровые инструменты. Возник особый спрос на переход в цифру всех аспектов работы МСБ и помощь платёжных провайдеров, которым предприниматели могут делегировать создание платёжной среды и индивидуальных надстроек от расчётов с покупателями и внештатными специалистами до цифровизации бэк-офиса (например, перехода на самоинкассацию). В совместном проекте с QIWI Inc. рассказывает о них подробнее.


Малый бизнес — большие требования

В 2020 году доля россиян, которые полностью отказались от наличных расчётов, достигла почти 40%, а доля безналичных покупок составила 70%.

В таких условиях стало очевидно, что цифровые платежи — новая норма, и представители малого и среднего бизнеса стали активнее внедрять разные решения: от генерации платёжных ссылок до брендированной платёжной формы на сайте в зависимости от размера бизнеса, количества клиентов и заказов. В то же время предприятия, уже использующие цифровые решения, сфокусировались на расширении платёжного опыта клиентов. Например, среди образовательных центров и интернет-магазинов набирают популярность BNPL-инструменты (кредитование), которые позволяют клиентам с любым достатком оплатить покупку, а предприятия, работающие с несколькими юрлицами — маркетплейсы, туристические компании, курьерские и логистические службы и так далее, — заинтересованы в сплитовании платежей.

Но безналичные расчёты — это не только и не столько интернет, сколько оплаты услуг в реальной жизни: в магазинах, кафе, парикмахерских и многих других точках. Однако не всем малым предприятиям под силу приобрести терминал для платежей. Теперь платёжные провайдеры могут решить и эту проблему.

Кейс: технология SoftPOS

Одной из первых на рынке QIWI представила сервис на основе технологии SoftPOS, благодаря которой обычный смартфон на базе Android можно превратить в платёжный терминал и принимать оплату от клиентов.

Сейчас QIWI развивает SoftPOS-решения для самозанятых и B2B. Они пригодятся мастерам с разъездным характером работы: например, профессионалам ремонта, курьерам, парикмахерам, визажистам. Кроме того, технология может быть полезна небольшим бизнес-проектам — например, ателье, салонам красоты, маникюрным студиям, уличным точкам продаж.


Выплаты внештатникам в штатном режиме

Малый и средний бизнес нуждается не только в настройке приёма платежей, но и в автоматизированных расчётах со специалистами, которые работают в статусе самозанятых. На 1 августа 2021 года их количество по всей России составило 2,7 миллиона человек. В зависимости от сферы и потребностей бизнеса предприниматели сотрудничают с самозанятыми разных специальностей: специалистами по продвижению в интернете, арбитражу трафика, дизайнерами, копирайтерами, курьерами и т. д. Одна из причин растущего спроса на услуги независимых специалистов — возможность точечно привлекать нужного исполнителя под конкретный проект или для решения временных задач. Кроме того, в зависимости от задач предпринимателям могут понадобиться редкие навыки и опыт, которые проще найти через цифровые платформы для специалистов гиганомики, чем среди соискателей традиционного рынка труда. При заказе услуг у профессионалов с таким статусом бизнесу нужна поддержка на всех этапах: это и выбор независимого специалиста, и проверка его официальной регистрации в ФНС, и автоматизированные выплаты за выполненные работы.

Один из крупнейших рынков, где работают самозанятые, — таксопарки. Долгое время подбор и распределение заказов здесь совершались диспетчерами, а выплаты за поездки выдавались наличными. Водители рисковали получить деньги с задержкой или не в полном объёме, а таксопарки не могли отслеживать поездки. Новые цифровые инструменты дают таксопаркам полноценную платёжную среду, в которой документы можно подписать онлайн, поездки находятся под контролем, есть антифрод-мониторинг и автоматические выплаты.

Кейс: сервис «Таксиагрегатор»

Возможно, классические таксопарки так и продолжили бы работать по привычным правилам, но конкуренция двигает прогресс. С ростом популярности агрегаторов такси и развитием uber-like-экономики бизнесменам пришлось задуматься об изменениях.

В ответ на эту потребность QIWI вместе с партнёром разработали сервис, который помогает любому таксопарку сформировать свою цифровую инфраструктуру без больших затрат. В «Таксиагрегаторе» можно моментально переводить деньги водителям через мобильный интерфейс, отслеживать поездки и управлять информацией о водителях, настроить сотрудникам самостоятельный вывод заработанных средств через приложение.


Будет проще

Цифровой опыт нужен не только «на передовой», где бизнес взаимодействует с клиентом или партнёром, но и во внутренних процессах, которые остаются в тени, но не становятся менее важными. К таким относится, например, самоинкассация.

Инкассация — затратный с точки зрения временных и финансовых издержек процесс. В удалённых и малонаселенных регионах, где уровень проникновения банкоматов и банковских отделений гораздо ниже, чем в центральной части страны, розничные игроки (магазины, кафе, автосервисы, аптеки и т. д.) могут столкнуться с такими рисками, как задержка выезда инкассаторов, приезд в неудобное время, долгие сроки зачисления средств на счёт. Самостоятельное обращение в банк также не всегда удобно: появляются риски безопасности при перевозке средств, временные издержки на дорогу, очередь и заполнение документации в отделении банка. Поэтому разумным решением становится самоинкассация.

В этом направлении уже сделаны важные шаги. В июне 2021 года Государственной думой в первом чтении был принят законопроект, который поддержит сдачу наличной выручки через терминалы банковских платёжных агентов. Эта инициатива поможет решить проблему неравномерного развития инфраструктуры, когда, к примеру, на 1 тыс. квадратных километров в России приходятся 1-2 отделения банков (48 в Индии) или 11 банкоматов (118 в Китае).

Андрей Протопопов,

CEO Группы QIWI

Рынок давно нуждается в данной инициативе, и мы поддерживаем принятие законопроекта. Благодаря ему малым и средним предприятиям, работающим в регионах, станет намного проще и удобнее вносить полученную выручку на счёт. Законопроект предполагает использование агентской сети, терминалы которой расположены в шаговой доступности во всех регионах страны. В результате предпринимателям не нужно будет тратить время на дальние поездки или долго ждать выезда инкассаторов.


Ключевой тренд

В отличие от крупного бизнеса, который не первый год развивает цифровую инфраструктуру и отличается большей устойчивостью, для малых и средних предприятий переход на цифровые рельсы стал вынужденной мерой для выживания. По данным НАФИ, цифровизация МСБ составляет 51% (для сравнения: до пандемии показатель равнялся 45%), в том числе внедрение цифровых инструментов (искусственного интеллекта, ЭДО и т. д.) выросло с 27 до 60%. Кроме того, каждое второе предприятие малого и среднего бизнеса пользуется онлайн-банкингом.

Очевидно, в новом дивном мире технологий цифровизация будет только усиливаться. Благодатная почва для дальнейшей трансформации МСБ уже подготовлена: предприниматели охотно внедряют цифровые инструменты для взаимодействия с клиентами, упрощения операционных процессов и продвижения бизнеса в онлайн-среде. В таких условиях удобнее и проще запускать бизнес сразу в онлайн-формате, и, значит, потребность в новых финансовых решениях будет только расти.