Спецпроекты • Партнерский материал • 13 ноября 2025

Креативные индустрии зарабатывают не на ресурсах или производстве конкретного продукта. Их главная ценность — инновации, интеллектуальный труд и идеи, поэтому «экономика будущего» привлекает сегодня все больше внимания. В Москве завершился второй международный форум «Культура. Медиа. Цифра» — он собрал на площадке кинозавода «Москино» более 8 тыс. представителей медиаиндустрии, кино, IT, креативных агентств, блогеров и художников. «Инк» выступил инфопартнером мероприятия.
Сегодня Москва стремится занять центральное место на медиакарте русскоязычного пространства. Поэтому город становится экосистемой, которая формирует новые стандарты для индустрии.
В России креативные индустрии сегодня — один из динамично развивающихся секторов экономики. За 2024 год их вклад в ВВП России составил 4,1%, или 7,5 трлн руб. Цель государства — увеличить этот показатель до 6% ВВП к 2030 году.
Креативные индустрии зарабатывают не на ресурсах или производстве конкретного продукта. Их главная ценность — инновации, интеллектуальный труд и идеи, поэтому «экономика будущего» привлекает сегодня все больше внимания. В Москве завершился второй международный форум «Культура. Медиа. Цифра» — он собрал на площадке кинозавода «Москино» более 8 тыс. представителей медиаиндустрии, кино, IT, креативных агентств, блогеров и художников. «Инк» выступил инфопартнером мероприятия.
Сегодня Москва стремится занять центральное место на медиакарте русскоязычного пространства. Поэтому город становится экосистемой, которая формирует новые стандарты для индустрии.
Показатели креативной индустрии действительно идут вверх: как пишет «Коммерсантъ», по данным Росстата, в 2024 году доля креативного сектора в ВВП РФ была равна 4,1%, или 7,5 трлн руб., после 3,8%, или 6 трлн руб., в 2023 году. Нетто-выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг этой части экономики составила в 2024 году 10,7 трлн руб. — это на 21,6% больше, чем в позапрошлом 2023-м.
Согласно анализу Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, прошлый год оказался рекордным по числу креативных индустрий с позитивной динамикой. Что интересно, среди креативных индустрий с высокими коэффициентами создания организаций при низком показателе ликвидации выделяются самые новые и технологичные — «Анимация», «Видеоигры», «Программное обеспечение», а также «Гастрономия».
Креативные индустрии развиваются, догоняют одна другую, и больше всего взглядов к себе приковывает сегодня Москва. Инфраструктура, ивенты, недели моды, съемки, мультимедийные шоу, IT-хабы и продакшн-центры — сегодня столица России задает ритм всему медиарынку СНГ.

У Москвы творческой в целом большой экспортный потенциал: в 2024 году на столицу пришлось 64% экспорта креативных индустрий России. Это не только СНГ: на пленарной сессии форума «Культура. Медиа. Цифра» директор по физическому производству сценарного контента MBC Studios (Саудовская Аравия) Фирас Дени заявил, что им также интересна работа с российскими коллегами и они рассмотрят использование московского рибейта (это компенсация до 30% расходов, понесенных на проведение съемочного процесса в Москве). Кроме того, на форуме анонсировали подготовку к съемкам фильма «Смэш» компаниями «Смена» (Россия) и Kartina Entertainment (Индия).
Но самая большая доля экспорта, конечно, все-таки приходится на СНГ — со странами содружества у нас более тесная связь. Москва успешно работает на весь русскоязычный медиарынок — а это более 350 млн пользователей, объединенных через OTT-платформы, ТВ, онлайн-медиа и инфлюенсерские сети.
Сосредоточивать вокруг себя таланты столице удается еще потому, что Москва богата креативной инфраструктурой. Например, для разработчиков, вузов, школ и веб-студий есть платформа Mos. Hub — это экосистема, в которую входит сервис автоматической проверки кода на ошибки и уязвимости, сервис для управления ИТ-проектами и задачами, сервис для работы с ИТ-документацией.

Для киношников в городе постоянно появляются новые студии и павильоны в рамках московского кинокластера. Сейчас в его структуру входят кинопарк «Москино», киностудия Горького (площадки на улице Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде), кинозавод «Москино», сеть кинотеатров, кинокомиссия и киноплатформа. При этом инфраструктура кластера продолжает расширяться: на сегодняшний день она включает в себя 43 натурные декорации, более 100 — в кинопарке, а также 18 павильонов и шесть малых студий. В 2025–2026 гг. станут доступны новые пространства: 21 павильон и две малые студии общей площадью более 46 тыс. кв. м.
Кроме того, благодаря рибейтам международные кинопроекты могут компенсировать до 30% расходов, понесенных на проведение съемочного процесса в Москве. Общая сумма помощи может достигать 45% с учетом визовой поддержки и скидок на гостиницы и городскую киноинфраструктуру. На форуме «Культура. Медиа. Цифра» генеральный директор АНО «Москино» Георгий Прокопов рассказал, что первые заявки на столичные рибейты уже подали кинопроизводители, которые будут снимать фильмы совместно с компаниями из Индии и Узбекистана.
За период с 2022 по 2024 год московские кинокомпании заработали 342 млрд руб.
Генеральный директор Киностудии им. М. Горького Юлиана Слащева, выступая на форуме, подчеркнула, что индустрия давно ждала появления системы рибейтов для привлечения иностранных партнеров. По ее словам, цели российской киноиндустрии — взаимное использование инфраструктуры для кинопроизводства с дружественными странами, правильная локализация контента на международных рынках и совместные проекты с зарубежными компаниями.
Примеров удачных соглашений со странами содружества уже набирается немало. Так, о партнерстве с СНГ в рамках форума «Культура. Медиа. Цифра» рассказал гендиректор АНО «Москино» Георгий Прокопов: «Газпром-медиа холдинг» и партнеры из СНГ подписали соглашение о производстве сериала «Искра», а проектом российской компании «Кей ди студиос» и киноконцерна «Узбекфильм» станет «Битва за Москву. Ташкентская дивизия» о Великой Отечественной войне.
Кроме того, после майской церемонии открытия Аллеи вечной дружбы РФ и Казахстана в Астане генеральный директор Роскино Эльза Антонова рассказала журналистам, что Москва и Астана сейчас планируют несколько совместных проектов в сфере кинематографии.
Еще один пример — страны СНГ намерены создать киносеть, где будут показывать фильмы режиссеров содружества, об этом на Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур сообщила вице-премьер России Татьяна Голикова. По словам главы Фонда кино Федора Соснова, первые кинозалы откроются уже до конца 2025 года.
За период с 2022 по 2024 год московские кинокомпании заработали 342 млрд руб. В 2025 году кинотеатры из стран СНГ, в том числе Молдавии, Казахстана, Киргизии, Армении, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана и Таджикистана, включили в программы 40 отечественных релизов. В России были показаны 48 проектов из стран СНГ, из них 40 — в онлайн-кинотеатрах. Среди производителей фильмов и анимационных картин, которые посмотрели россияне, — компании из Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана.
Драйвят столичную креативную экономику, конечно, не только городские меры поддержки и международные соглашения — индустрию развивают сами москвичи. Город привлекает внимание кросс-индустриальными коллаборациями: столичные художники, музыканты, дизайнеры и технологические стартапы создают новые форматы — VR-проекты, интерактивные шоу, цифровые выставки.
В Москве умеют и любят изобретать, поэтому город становится новой точкой притяжения креативных индустрий.
Примеры таких коллабораций в этом году продемонстрировали на форуме «Территория будущего. Москва 2030» — в новом кампусе МГТУ имени Н.Э. Баумана медиахудожники представили инсталляции и арт-объекты будущего.
Среди них — интерактивный ИИ-персонаж «Толик vol. 3», который общается со зрителями через роборуку и в процессе формирует собственную личность и характер, инсталляция «Поиск 001», главный герой которой — беспилотный самосвал «КамАЗ Юпитер 30», созданный совместно инженерами университета и научно-техническим центром «КамАЗ».