21 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Urban Health: кто и как создает в Москве здоровые пространства для горожан

Текст: Наталия Владимирова


Термин Urban Health появился в СМИ около десятка лет назад. Урбанизация — один из основных глобальных трендов XXI века, оказывающих огромное влияние на здоровье людей. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, сегодня 55% мирового населения живут в городах, а к 2050 году это число вырастет до 68%. В Москве, по официальным данным, живёт 12 млн человек, это самый развитый город России, но даже здесь люди не имеют доступа к инфраструктуре, которая обеспечивала бы им должный уровень «городского здоровья». Они вынуждены проводить долгие часы в транспорте, перемещаться на длинные дистанции в поисках нужных им сервисов. Но ситуация меняется, в столице появляются новые качественные площадки для горожан. Разбираемся, как они устроены и как малый и средний бизнес может внести свой вклад в развитие тренда Urban Health.

Что такое Urban health

Ценность здоровья за последние пару лет невероятно выросла. Тренд на здоровый образ жизни, развивающийся на протяжении уже не первого десятилетия, захватил все сферы нашей жизни. Эксперты утверждают: среда, в которой мы живём, драматически влияет на наше здоровье. Важна каждая составляющая — как физическая, так и психологическая: качество нашего досуга, продуктов питания, включённость в жизнь сообществ, физическая культура, рабочая среда. Требования к здоровой среде теперь рассматриваются на уровне городского пространства. Эти требования обозначаются новым термином Urban Health. По сути, это такой подход к проектированию городов, который создаёт в них здоровые сценарии жизни. Москва не отстаёт от мировых трендов. В 2019 году Urban Health стал одной из главных тем Московского урбанистического форума.

В столице реализуется множество различных проектов, поддерживающих здоровье горожан, например «Моя улица» и «Мой район» — программы, предполагающие создание безопасной комфортной городской среды, в которой человеку было бы приятно находиться, проект «Московское долголетие», который вовлекает в активную жизнь людей старшего поколения с помощью кружков и секций.

Ещё одним ярким примером стал проект «Место встречи». В 2015 году девелоперская компания ADG group приступила к проекту реконструкции более 30 старых советских кинотеатров, расположенных в густонаселённых районах Москвы. Задача перед девелопером стоит амбициозная — сформировать новый тип общественного пространства в этих районах. Речь идет о территории между Третьим транспортным кольцом и МКАД, где живёт большинство москвичей, но здесь не хватает качественных общественных, развлекательных и торговых объектов. В 15-минутной шаговой доступности от этих площадок живёт около 2,5 миллиона человек. Качество повседневной жизни состоит из двух основных составляющих: физическая, за неё отвечает спортивная часть — фитнес-арендаторы, занятия, фестивали; ментальное здоровье — на него влияет атмосфера, созданная в фуд-холлах, многочисленные мастер-классы, кинопоказы и другие развлечения, которые дают возможность каждому найти занятие по интересам и повысить своё настроение.

Уже сейчас в Москве открыто десять «Мест встречи»: «Ангара», «Эльбрус», «Будапешт», «Нева», «Рассвет», «Марс», «Высота», «Саяны», «Янтарь» и «София».

Спорт и связь поколений: что нужно современному посетителю районного центра

«Места встречи» адаптированы под задачу поддержки здоровья граждан и соответствуют тренду Urban Health на нескольких уровнях. Работа здесь ведется по четырём основным направлениям, которые опираются на интересы аудитории. Программа этих социальных направлений — визитная карточка центров, которая отличает их от обычных районных торговых площадок. В торговые центры люди идут просто для того, чтобы сделать покупки, а в «Место встречи» они идут, думая о том, как хорошо проведут время, параллельно без особых усилий закрывая множество повседневных потребностей. Четыре социальных направления, по сути, не только обеспечивают «Место встречи» наполнением, но также становятся платформой для трудоустройства местных жителей и для развития малого и среднего предпринимательства.

Спорт и здоровье

Спорт — одна из важнейших составляющих Urban Health. Этот сегмент представлен в центрах «Место встречи» двумя категориями. Первая — постоянные арендаторы, такие как фитнес-клубы, батутные клубы, беговые сообщества и другие секции. «Место встречи» привлекает доступный фитнес высокого качества, который максимально подходит для густонаселённых районов. Вторая категория — непостоянные мероприятия. Например, в тёплый период для этого здесь активно используется крыша: кровли районных центров оборудованы для проведения мероприятий, а ещё здесь есть воркаут-зоны. В центрах проводятся тематические встречи со спортивным комьюнити района, ЗОЖ-лекции, разнообразные воркшопы, соревнования жителей района. Спортивные занятия в «Местах встречи» проходят несколько раз в день, также регулярно проводятся большие фестивальные активности: соревнования по какому-то виду спорта или спортивные праздники, объединяющие весь район. Например, одной из таких активностей неожиданно стал настольный теннис. Изначально столы для пинг-понга поставили просто для разнообразия, но за ними стали собираться все местные жители: от десятилетних детей до пенсионеров преклонного возраста. Теперь это одна из основных активностей, в планах — проведение межрайонных соревнований. В категорию «Спорт и здоровье» можно отнести также занятия по йоге и медитации: например, недавно партнёром «Места встречи» выступил Yoga Journal — в сентябре они провели масштабное мероприятие на крышах пяти центров.

Культура и образование

Миссия этого направления — распространить полезные прикладные знания и общие культурные ценности среди соседей по району. «Места встречи» — в прошлом кинотеатры, так что в каждом из них будет восстановлена функция кинопоказа. Также тут есть библиотека и лекторий, где организуют события по темам бизнеса, искусства, культуры, саморазвития, науки и технологий. На этих встречах развенчиваются мифы, заполняются пробелы в знаниях и, конечно, выстраиваются связи внутри сообществ.

Семья и дети

Ещё одна важная задача проекта — объединить семьи и поддержать семейные ценности, поэтому в центрах проходят многочисленные занятия для младшего поколения. В центрах есть детские площадки и детские клубы, а также спортивные кружки и секции разных направлений. Проводятся и активности, объединяющие всю семью: мастер-классы, творческие встречи, просветительские курсы для родителей, экскурсии.

Долголетие

Все активности в центрах доступны и для жителей зрелого возраста. Но помимо этого центры сотрудничают с программой «Московское долголетие», проводя как интеллектуальные занятия, так и тренировки, направленные на улучшение физического состояния. Благодаря им люди старшего поколения могут найти друзей и занятие по душе, а также открыть новые возможности для саморазвития. Из-за пандемии эта программа была отложена, но её планируют восстановить в полном объёме как только стабилизируется эпидемиологическая обстановка.

Григорий Печерский

управляющий партнер ADG group

— Основная миссия нашего проекта — изменить к лучшему жизнь миллионов москвичей, проживающих в густонаселённых районах столицы. Децентрализация и Urban Health сегодня являются самыми актуальными трендами в урбанистике, и в Москве уже много делается для того, чтобы реализовать эти идеи на практике: развивается транспортная инфраструктура, создаются новые общественные пространства, благоустраиваются удалённые от центра территории. Районные центры «Место встречи» продолжают эту тенденцию, делая жизнь горожан ещё более насыщенной и интересной: спорт, мероприятия для всей семьи, разнообразный досуг и развлекательные форматы, которые помимо прочего создают дополнительные рабочие места, — и всё это в шаговой доступности от дома.

Как локальный бизнес вовлечен в Urban Health

«Место встречи» не только даёт возможности для развития уже готовым бизнесам (кафе, ресторанам, клубам, салонам красоты), но и обеспечивает благодатную почву для создания новых микробизнесов. Преподаватели, которые ведут занятия, лекции и мастер-классы в центрах, — это соседи, то есть люди, живущие в том же районе. На первом этапе «Место встречи» занимается настройкой микропредприятий, а потом отходит в сторону, позволяя одним людям реализоваться в качестве преподавателей, а другим — получить качественные услуги. К такой концепции ADG group пришла постепенно: стало понятно, что местные преподаватели приводят за собой локальное сообщество и это увеличивает уровень Urban Health, формируется социальная среда по интересам в том месте, где люди живут, и она делает местное сообщество крепче, а жизнь людей — интереснее и осмысленнее.

Еда объединяет

Важнейшая составляющая тренда Urban Health — это еда, поэтому одним из основных якорей районных центров является фуд-холл. Формат фуд-холла выбран не просто так — это новый вид гастрономических пространств, отвечающий потребностям современных горожан, которые хотят тратить меньше времени на приготовление еды на кухне, но при этом всё более разборчивы в качестве и разнообразии питания. В большинстве случаев, чтобы получить нужный уровень сервиса и качества, жителям густонаселённых районов приходится ехать в центр города.

Качественные гастрономические точки притяжения на районе помогут разгрузить город, улучшая качество жизни. «Места встречи» охватывают фактически все сегменты категории food & beverages, которые есть на рынке: от маленьких точек в фуд-холле, кафе с пиццей навынос в зоне супермаркетов до представителей ресторанов категории fast casual и casual dining. В корнеры фуд-холлов можно прийти на большой обед всей семьёй, на романтическое свидание с любимым человеком, а можно провести несколько часов за неспешной беседой с друзьями.

Фуд-холлы — не только место питания, но и центр жизни, так как именно здесь проходит большая часть общественных событий: концерты, квизы, DJ-сеты, а также выступления, в том числе соседские.

Ковидные локдауны вынуждают менять концепцию на ходу, потому что они, к сожалению, ограничивают ключевые предложения и ценности проекта «Место встречи» — совместное времяпрепровождение и живое общение людей.

Ещё одна проблема — размещение кафе на верхних этажах без летних террас. Девелопер сейчас активно пересматривает концепцию новых центров, чтобы переместить рестораны на первый этаж, предоставить им отдельные входы и террасу в тёплое время года. Это достаточно затратная задача — переоборудовать помещение из торгового в точку приёма пищи, но в то же время это верное и трендовое решение, потому что посетитель окунается в атмосферу уюта, ещё даже не успев зайти в помещение.

С кафе и ресторанами «Место встречи» работает на партнёрских началах. Это предполагает открытость в переговорном процессе: обсуждение ожиданий арендаторов, честную обратную связь — соответствует ли концепция партнёра миссии и ценностям проекта. Необходимо, чтобы посетители приходили к арендатору как можно чаще.

Хорошие примеры — это кейсы ресторанов «Гемри& Элли» и «Тбилисоба». Это несетевые компании, успешно работающие в «Местах встречи». В этих компаниях собственники/управляющие с головой вовлечены в процесс раскрутки своего бизнеса. Этим партнёрам важен трафик центра, но успех в большей степени зависит от максимального вклада партнёра в качество продукта, уровень сервиса и доставку в районе. Совсем недавние кейсы — контракты с «Шоколадницей» и «Джонджоли». Заведения открылись в районных центрах «София» и «Янтарь».

Гийом Саду

девелопмент директор ADG group

— Потребности и пожелания жителей мегаполисов сегодня развиваются всё быстрее. Больше недостаточно просто закрыть базовые нужды: теперь возможности для этого должны быть рядом с домом, а места, где это можно сделать — дарить уникальный опыт. Мы стремимся предвосхитить тренды, привлечь внимание соседей, предоставить им лучший сервис и стать идеальным «третьим местом» после дома и работы. Для этого мы объединяем досуговые форматы с фуд-холлами, ресторанами и кафе, создавая особое ощущение комфорта с помощью сервиса, эмоций и персонализации. Такие пространства помогут нам увеличивать лояльность нашей аудитории, а также время, которое люди проводят в районных центрах, — и то и другое является ключевым фактором нашего успеха.

Как бывшие советские кинотеатры превращаются в «третье место»

«Место встречи» планирует не просто стать «ещё одним местом» для горожан, а превратиться в «третье место». Придя в центр для того, чтобы развлечься и приятно провести время, посетитель может также попутно закрыть любые другие потребности: сделать стрижку, купить еду в супермаркете, а также заказать любые товары онлайн. Структура шопинга в последние два года сильно поменялась, всё больше потребностей закрывается онлайн. «Место встречи» встраивается в ритм жизни современного человека и планирует стать агрегатором услуг доставки, delivery-хабом, в котором посетитель может забрать рядом с домом всё, что необходимо. Для этого девелопер планирует завести в районные центры все службы доставки, но уже сейчас в приложении «Место встречи» есть свой подобный сервис.

Место встречи в цифрах


30+

районных центров

2 500 000

жителей в 15-минутной шаговой доступности

10 млн

жителей 10-минутной транспортной доступности

380 000

ежедневный трафик

4 000

ретейлеров