6 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

10 лет образованию в VK:
истории студентов, которые попали в ИТ благодаря стажировкам и вузовским проектам

Текст: Виктория Скребцова


ИТ-сфера в 2021 году — самая привлекательная для выпускников в России. Многие студенты начинают свой карьерный путь уже в университете, записываясь в образовательные проекты, которые крупнейшие отечественные вузы запускают совместно с престижными ИТ-компаниями. Для студентов это возможность ещё во время учёбы получить востребованные для бизнеса навыки, а не только хорошее академическое образование, плюс — наладить первые контакты в индустрии.

Подобную образовательную инициативу ещё десять лет назад запустила компания VK (до 12 октября 2021 года компания называлась Mail.ru Group). В рамках программы VK специалисты компании обучали и менторили студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. С тех пор образовательные центры VK появились в 13 крупнейших вузах страны, в них прошли обучение 20 тысяч студентов. Inc. вместе с VK Образованием рассказывает реальные истории студентов и выпускников, которые попали в разные проекты экосистемы через стажировки, амбассадорство и образовательные программы в вузах.

6 декабря 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

10 лет образованию в VK: истории студентов, которые попали в ИТ благодаря стажировкам и вузовским проектам

Текст: Виктория Скребцова


ИТ-сфера в 2021 году — самая привлекательная для выпускников в России. Многие студенты начинают свой карьерный путь уже в университете, записываясь в образовательные проекты, которые крупнейшие отечественные вузы запускают совместно с престижными ИТ-компаниями. Для студентов это возможность ещё во время учёбы получить востребованные для бизнеса навыки, а не только хорошее академическое образование, плюс — наладить первые контакты в индустрии.

Подобную образовательную инициативу ещё десять лет назад запустила компания VK (до 12 октября 2021 года компания называлась Mail.ru Group). В рамках программы VK специалисты компании обучали и менторили студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. С тех пор образовательные центры VK появились в 13 крупнейших вузах страны, в них прошли обучение 20 тысяч студентов. Inc. вместе с VK Образованием рассказывает реальные истории студентов и выпускников, которые попали в разные проекты экосистемы через стажировки, амбассадорство и образовательные программы в вузах.

Даша Сухова

младший разработчик в Одноклассниках, часть экосистемы VK


Под конец 11-го класса передо мной стоял выбор: заняться творчеством и поступить на театрального режиссёра или пойти в сферу, где у меня уже не было много знаний, но была предрасположенность, — техническую. В итоге поступила на фулстек-разработчика в Политех и очень быстро поняла, что сделала правильный выбор. Это тоже в своём роде творческая работа.

Во время учёбы в бакалавриате я узнала, что у VK есть свой образовательный центр в Политехе: все говорили, что там преподают всё только самое новое, много практики, а ещё лекции и семинары ведут молодые преподаватели, работающие с реальными технологиями и проектами для многомиллионной аудитории. Я подумала: «Почему нет? Если не понравится, всегда можно остановиться».

Так я пошла сначала на семестровые курсы компании в Политехе. Мне очень понравилось: там мне дали понять, что ИТ — это совсем не то, что преподают в универе. За лето сама немного поднатаскалась, прочитала пару книжек по Java — чтобы подготовиться к собеседованию уже на двухгодичную программу. Через год преподаватель по базам данных сказал, что его коллеги в Одноклассниках ищут стажёра и что я хороший кандидат. Позвали на собеседование, скинули тестовое задание. Я за неделю выучила то, что мне нужно было знать для успешного прохождения. И таким образом я попала на работу в экосистему VK и стала в ОК младшим разработчиком, дата-инженером.

В самом начале у меня было недостаточно ни гибких, ни технических навыков. Например, когда я только пришла, плохо себе представляла, что такое Big Data. Слово Hadoop (пакет утилит, библиотек и фреймворков для построения систем на Big Data) я услышала только за неделю до собеседования. И, выполняя рабочие задачи, я узнавала что-то новое. В процессе с нуля изучила Spark (фреймворк для обработки больших данных) и начала осваивать Scala (функциональный язык программирования).

Программный код ОК написан на Java. Я ещё не до конца знаю этот язык, но мне нравится, что я могу учиться всему на практике. Сталкиваться с новой проблемой — нормальное явление для инженера. А гибкие навыки приходят интуитивно — я перенимаю их, наблюдая за старшими коллегами. Просто сижу в офисе и слушаю, как они выстраивают рабочий график, общаются. В офисе меня постоянно окружают крутые профессионалы: посмотришь направо — там один Senior Big Data инженер обсуждает с другим свой проект. Посмотришь налево — там другой инженер, который только что выступал на конференции, пьёт кофе.

Но самый приятный момент в моей работе — в том, что мои технические решения влияют на будущее сервисов и продуктов. Например, команда разработки реализовывает какую-нибудь фичу, но в ОК она появится, только если аналитики увидят рост на графиках, которые я строю для подтверждения её качества. То есть обновления не спускаются откуда-то сверху по желанию управляющей команды, нет: они появляются в результате наших экспериментов, расчётов.

Сейчас я в магистратуре — пошла на специальность «Анализ больших данных», это, по сути, то же, чем я сейчас занимаюсь на работе. Учёба удалённая, поэтому с графиком проблем нет: прихожу в офис пораньше, слушаю лекцию, иду работать, а вечером делаю какие-нибудь лабораторные работы. Не знаю, как организовано преподавание вообще на всех специальностях во всех вузах, но уверена, что без дополнительного образования от VK мне было бы сложно найти работу. Почти все мои однокурсники тоже искали дополнительные курсы и возможности для получения образования помимо университета. Если есть шанс пройти какую-то образовательную партнёрскую программу, я бы всем это советовала. Они дают совершенно другой опыт обучения, ценные навыки и готовность попасть в мир ИТ.

Краткая справка: училась в образовательном центре компании в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (ранее — «Технополис»). Успешно окончила семестровый курс. Последний год Даша работает в ОК.

Краткая справка: училась в образовательном центре компании в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (ранее — «Технополис»). Успешно окончила семестровый курс. Последний год Даша работает в ОК.

Под конец 11-го класса передо мной стоял выбор: заняться творчеством и поступить на театрального режиссёра или пойти в сферу, где у меня уже не было много знаний, но была предрасположенность, — техническую. В итоге поступила на фулстек-разработчика в Политех и очень быстро поняла, что сделала правильный выбор. Это тоже в своём роде творческая работа.

Во время учёбы в бакалавриате я узнала, что у VK есть свой образовательный центр в Политехе: все говорили, что там преподают всё только самое новое, много практики, а ещё лекции и семинары ведут молодые преподаватели, работающие с реальными технологиями и проектами для многомиллионной аудитории. Я подумала: «Почему нет? Если не понравится, всегда можно остановиться».

Так я пошла сначала на семестровые курсы компании в Политехе. Мне очень понравилось: там мне дали понять, что ИТ — это совсем не то, что преподают в универе. За лето сама немного поднатаскалась, прочитала пару книжек по Java — чтобы подготовиться к собеседованию уже на двухгодичную программу. Через год преподаватель по базам данных сказал, что его коллеги в Одноклассниках ищут стажёра и что я хороший кандидат. Позвали на собеседование, скинули тестовое задание. Я за неделю выучила то, что мне нужно было знать для успешного прохождения. И таким образом я попала на работу в экосистему VK и стала в ОК младшим разработчиком, дата-инженером.

В самом начале у меня было недостаточно ни гибких, ни технических навыков. Например, когда я только пришла, плохо себе представляла, что такое Big Data. Слово Hadoop (пакет утилит, библиотек и фреймворков для построения систем на Big Data) я услышала только за неделю до собеседования. И, выполняя рабочие задачи, я узнавала что-то новое. В процессе с нуля изучила Spark (фреймворк для обработки больших данных) и начала осваивать Scala (функциональный язык программирования).

Программный код ОК написан на Java. Я ещё не до конца знаю этот язык, но мне нравится, что я могу учиться всему на практике. Сталкиваться с новой проблемой — нормальное явление для инженера. А гибкие навыки приходят интуитивно — я перенимаю их, наблюдая за старшими коллегами. Просто сижу в офисе и слушаю, как они выстраивают рабочий график, общаются. В офисе меня постоянно окружают крутые профессионалы: посмотришь направо — там один Senior Big Data инженер обсуждает с другим свой проект. Посмотришь налево — там другой инженер, который только что выступал на конференции, пьёт кофе.

Но самый приятный момент в моей работе — в том, что мои технические решения влияют на будущее сервисов и продуктов. Например, команда разработки реализовывает какую-нибудь фичу, но в ОК она появится, только если аналитики увидят рост на графиках, которые я строю для подтверждения её качества. То есть обновления не спускаются откуда-то сверху по желанию управляющей команды, нет: они появляются в результате наших экспериментов, расчётов.

Сейчас я в магистратуре — пошла на специальность «Анализ больших данных», это, по сути, то же, чем я сейчас занимаюсь на работе. Учёба удалённая, поэтому с графиком проблем нет: прихожу в офис пораньше, слушаю лекцию, иду работать, а вечером делаю какие-нибудь лабораторные работы. Не знаю, как организовано преподавание вообще на всех специальностях во всех вузах, но уверена, что без дополнительного образования от VK мне было бы сложно найти работу. Почти все мои однокурсники тоже искали дополнительные курсы и возможности для получения образования помимо университета. Если есть шанс пройти какую-то образовательную партнёрскую программу, я бы всем это советовала. Они дают совершенно другой опыт обучения, ценные навыки и готовность попасть в мир ИТ.

Алексей Лесовой

рендерный программист в Allods team (игровой бренд MY.GAMES, входит в экосистему VK)


Считается, что в МФТИ готовят преимущественно учёных — физиков и математиков. При поступлении я ориентировался на факультеты с большим уклоном в математику и программирование, но туда, к сожалению, не попал. Поэтому пошёл на факультет молекулярно-химической физики.

Мне нравилось там учиться, но всегда немного тянуло в программирование. В конце второго курса узнал об образовательном центре VK в МФТИ, вчитался в программу и понял, что это полноценное двухгодичное обучение с несколькими дисциплинами, где рассказывают и про разработку сервера, и про веб-сервисы, и про Java, и даже про программирование на Android. Программа предполагала обучение по вечерам три раза в неделю: несмотря на то что третий курс — это самый сложный учебный год в МФТИ, я не хотел упускать такой уникальный шанс — и записался.

Обучение разительно отличалось от университетских пар. Занятия вели молодые преподаватели, эксперты проектов VK. После недели теории были практические задания и домашняя работа. Например, на «Информационной безопасности» нам рассказывали про различные уязвимости, а в качестве домашних заданий предлагали самим найти или «придумать» уязвимость. Студенты исследовали, как это можно сделать, потом приносили результаты и «докручивали» вместе с преподавателями. В порядке вещей было прийти и сказать: «Я знаю, как это можно сделать лучше, но не понимаю как, мне не хватает инструментов», — и преподаватель старался помочь.

Последний семестр был выделен под написание собственного проекта. Нужно было создать собственный сервис, объяснить, почему он нужен рынку, полностью его продемонстрировать. Мой проект назывался «VK документы»: пользователи часто используют возможности ВКонтакте для обмена и хранения файлов — кидают в чат самим себе документы и картинки, но найти их не всегда просто. Я с коллегами написал приложение, которое вытаскивает нужные документы из чатов. Задача была сделать не просто работающий проект, но ещё и удобный, поэтому к нам прикрепили менторов — сотрудников VK, которые помогали с тем, что касается пользовательского опыта. Во время учёбы я часто слышал, что в программирование очень сложно попасть «с нуля». Но на третьем семестре программы в МФТИ я устроился стажёром в игровое направление компании. Стал автоматизатором тестирования.

Краткая справка: учился на факультете молекулярной и химической физики. На третьем курсе поступил в образовательный центр VK в МФТИ (ранее «Технотрек»). На четвёртом курсе увидел объявление о стажировке по игровому направлению в экосистеме VK, в результате стал автоматизатором тестирования C++. За полгода вышел за пределы автоматического тестирования и теперь занимается рендерными задачами уже почти четыре года.

Краткая справка: учился на факультете молекулярной и химической физики. На третьем курсе поступил в образовательный центр VK в МФТИ (ранее «Технотрек»). На четвёртом курсе увидел объявление о стажировке по игровому направлению в экосистеме VK, в результате стал автоматизатором тестирования C++. За полгода вышел за пределы автоматического тестирования и теперь занимается рендерными задачами уже почти четыре года.

Считается, что в МФТИ готовят преимущественно учёных — физиков и математиков. При поступлении я ориентировался на факультеты с большим уклоном в математику и программирование, но туда, к сожалению, не попал. Поэтому пошёл на факультет молекулярно-химической физики.

Мне нравилось там учиться, но всегда немного тянуло в программирование. В конце второго курса узнал об образовательном центре VK в МФТИ, вчитался в программу и понял, что это полноценное двухгодичное обучение с несколькими дисциплинами, где рассказывают и про разработку сервера, и про веб-сервисы, и про Java, и даже про программирование на Android. Программа предполагала обучение по вечерам три раза в неделю: несмотря на то что третий курс — это самый сложный учебный год в МФТИ, я не хотел упускать такой уникальный шанс — и записался.

Обучение разительно отличалось от университетских пар. Занятия вели молодые преподаватели, эксперты проектов VK. После недели теории были практические задания и домашняя работа. Например, на «Информационной безопасности» нам рассказывали про различные уязвимости, а в качестве домашних заданий предлагали самим найти или «придумать» уязвимость. Студенты исследовали, как это можно сделать, потом приносили результаты и «докручивали» вместе с преподавателями. В порядке вещей было прийти и сказать: «Я знаю, как это можно сделать лучше, но не понимаю как, мне не хватает инструментов», — и преподаватель старался помочь.

Последний семестр был выделен под написание собственного проекта. Нужно было создать собственный сервис, объяснить, почему он нужен рынку, полностью его продемонстрировать. Мой проект назывался «VK документы»: пользователи часто используют возможности «ВКонтакте» для обмена и хранения файлов — кидают в чат самим себе документы и картинки, но найти их не всегда просто. Я с коллегами написал приложение, которое вытаскивает нужные документы из чатов. Задача была сделать не просто работающий проект, но ещё и удобный, поэтому к нам прикрепили менторов — сотрудников VK, которые помогали с тем, что касается пользовательского опыта. Во время учёбы я часто слышал, что в программирование очень сложно попасть «с нуля». Но на третьем семестре программы в МФТИ я устроился стажёром в игровое направление компании. Стал автоматизатором тестирования.

За 10 лет в образовательных проектах VK студентов обучали и менторили 600 сотрудников компании.

Стажёрская программа в VK — фактически полноценная работа. Я был занят на ней 32 часа в неделю: три дня я учился и три — работал с 9 до 20. Приходилось многому учиться на практике: в отличие от большинства моих коллег, я не изучал программирование четыре года. Проштудировал 1000-страничную книгу о программировании рендера, чтобы понять, что вообще происходит. Но мне повезло с руководителем — он был очень отзывчивый и терпеливый. Через полгода я стал заниматься рендерными задачами и теперь работаю над двумя проектами параллельно: симулятором танков Armored Warfare и онлайн-шутером Warface. Если говорить простым языком, то я отвечаю за картинку, создаю в первую очередь визуальную логику игры. В процессе работы я «поднатаскался» в дизайне. Рендерными задачами я занимаюсь уже четвёртый год и в будущем хочу достичь третьего грейда как графический программист.

Мне не удалось поступить на программирование сразу, но я рад, что удалось попасть в этот мир благодаря образовательным курсам VK. Мне было непросто, особенно в начале и когда параллельно сдавал диплом, но оно того точно стоило.

Тимофей Разумов

программист в Почте Mail.ru, проект VK


В 11-м классе на старте спортивного сезона я получил травму. Как раз в этот год я должен был решать, чем буду заниматься в жизни дальше: стану профессиональным спортсменом или пойду на техническую специальность в вуз, как хотели мои родители. Из-за травмы от спорта пришлось отказаться.

По сравнению с другими одноклассниками в колледже у меня были высокие баллы по ЕГЭ, но в хороший вуз я с ними проходил со скрипом. В итоге все же прошёл в Бауманку на прикладную математику, но первый год был одним из самых слабых в своей группе. Для большинства одногруппников первый год в университете был, по сути, повторением школьной программы. Преподаватели рассказывали материал очень быстро, не останавливались на очевидных для них местах. Особенно сложно мне было с информатикой — в школе у меня её вообще не было. Помню, как долго готовился к первой контрольной, но всё равно не сдал. Я решил такого больше не допускать — запасся учебниками, очень много готовился сам. И в итоге за шесть лет это была единственная провальная контрольная.

Под конец первого года от знакомых со старших курсов я узнал про образовательный центр VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана. К тому времени я понял, что знаний, которые дают в университете, недостаточно: после бакалавриата в крупную ИТ-компанию меня бы точно не взяли. Например, в Бауманке нас учили устаревшему языку Паскаль, на собеседовании над такой строчкой в резюме просто посмеются. А во время учёбы в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана знакомым рассказывали о новостях с конференций топовых ИТ-компаний, учили тому, что спрашивают при приёме на работу. Преподаватели тоже совсем другие: молодые управленцы из проектов VK, которые уже преподавали, будучи моими ровесниками.

Поэтому я тоже решил поступить. У меня вышло только с третьей попытки — на третьем курсе. Зато в итоге я стал «Лучшим студентом года», а на следующий день после вручения мне позвонил эйчар из VK и пригласил на собеседование. Оказалось, в компанию меня порекомендовал мой преподаватель по курсу С++. Я прошёл четыре этапа собеседований, и в итоге меня взяли. Мой руководитель предложил писать магистерскую работу вместе с компанией VK. Я переписал сервис, который преобразует PDF в изображения и скачивает изображения со сторонних ресурсов, с С++ на Go, снизив потребление памяти и CPU в пять раз и увеличив количество блокировок спама в 2,5 раза. Мне приятно, что моя фича помогла справиться с мошенниками. Кстати, Бауманку я в итоге окончил с красным дипломом.

Работу в Почте Mail.ru я совмещаю с менторством в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Курирую семестровые проекты ребят, помогаю принять архитектурные решения, проверяю их код. Делаю это для того, чтобы прокачать свои гибкие навыки — объяснять сложное простым языком. Я сам учусь у студентов. Например, о том, что у какой-нибудь библиотеки появилась новая версия, могу узнать из их проектных работ.

Благодаря полученному опыту и моей учёбе я прошёл стадию младшего программиста ещё до окончания вуза, меня повысили в компании до программиста. Без программы я бы не смог работать в команде антиспама Почты Mail.ru — для меня тема уязвимостей была бы белым пятном. Кроме того, я один из немногих в команде, кто знает Golang — его я освоил как раз во время учёбы. Именно эти полученные знания делают меня более универсальным и ценным сотрудником: руководитель уже перекидывает меня на задачи в другие отделы.

Краткая справка: учился в колледже спортивного резерва, играл за молодежную команду питерского «Спартака». В 11-м классе получил травму и ушёл из спорта. Окончил Бауманку с красным дипломом и стал студентом года в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана (ранее — «Технопарк») в 2019 году. За год работы в Почте Mail.ru вырос из стажёра в мидл-разработчика. Его дипломный проект был связан с сервисом антиспама и был внедрён в Почту Mail.ru.

Краткая справка: учился в колледже спортивного резерва, играл за молодежную команду питерского «Спартака». В 11-м классе получил травму и ушёл из спорта. Окончил Бауманку с красным дипломом и стал студентом года в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана (ранее — «Технопарк») в 2019 году. За год работы в Почте Mail.ru вырос из стажёра в мидл-разработчика. Его дипломный проект был связан с сервисом антиспама и был внедрён в Почту Mail.ru.

В 11-м классе на старте спортивного сезона я получил травму. Как раз в этот год я должен был решать, чем буду заниматься в жизни дальше: стану профессиональным спортсменом или пойду на техническую специальность в вуз, как хотели мои родители. Из-за травмы от спорта пришлось отказаться.

По сравнению с другими одноклассниками в колледже у меня были высокие баллы по ЕГЭ, но в хороший вуз я с ними проходил со скрипом. В итоге все же прошёл в Бауманку на прикладную математику, но первый год был одним из самых слабых в своей группе. Для большинства одногруппников первый год в университете был, по сути, повторением школьной программы. Преподаватели рассказывали материал очень быстро, не останавливались на очевидных для них местах. Особенно сложно мне было с информатикой — в школе у меня её вообще не было. Помню, как долго готовился к первой контрольной, но всё равно не сдал. Я решил такого больше не допускать — запасся учебниками, очень много готовился сам. И в итоге за шесть лет это была единственная провальная контрольная.

Под конец первого года от знакомых со старших курсов я узнал про образовательный центр VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана. К тому времени я понял, что знаний, которые дают в университете, недостаточно: после бакалавриата в крупную ИТ-компанию меня бы точно не взяли. Например, в Бауманке нас учили устаревшему языку Паскаль, на собеседовании над такой строчкой в резюме просто посмеются. А во время учёбы в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана знакомым рассказывали о новостях с конференций топовых ИТ-компаний, учили тому, что спрашивают при приёме на работу. Преподаватели тоже совсем другие: молодые управленцы из проектов VK, которые уже преподавали, будучи моими ровесниками.

Поэтому я тоже решил поступить. У меня вышло только с третьей попытки — на третьем курсе. Зато в итоге я стал «Лучшим студентом года», а на следующий день после вручения мне позвонил эйчар из VK и пригласил на собеседование. Оказалось, в компанию меня порекомендовал мой преподаватель по курсу С++. Я прошёл четыре этапа собеседований, и в итоге меня взяли. Мой руководитель предложил писать магистерскую работу вместе с компанией VK. Я переписал сервис, который преобразует PDF в изображения и скачивает изображения со сторонних ресурсов, с С++ на Go, снизив потребление памяти и CPU в пять раз и увеличив количество блокировок спама в 2,5 раза. Мне приятно, что моя фича помогла справиться с мошенниками. Кстати, Бауманку я в итоге окончил с красным дипломом.

Работу в Почте Mail.ru я совмещаю с менторством в образовательном центре VK в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Курирую семестровые проекты ребят, помогаю принять архитектурные решения, проверяю их код. Делаю это для того, чтобы прокачать свои гибкие навыки — объяснять сложное простым языком. Я сам учусь у студентов. Например, о том, что у какой-нибудь библиотеки появилась новая версия, могу узнать из их проектных работ.

Благодаря полученному опыту и моей учёбе я прошёл стадию младшего программиста ещё до окончания вуза, меня повысили в компании до программиста. Без программы я бы не смог работать в команде антиспама Почты Mail.ru — для меня тема уязвимостей была бы белым пятном. Кроме того, я один из немногих в команде, кто знает Golang — его я освоил как раз во время учёбы. Именно эти полученные знания делают меня более универсальным и ценным сотрудником: руководитель уже перекидывает меня на задачи в другие отделы.

Александр Гонцов

специалист по взаимодействию с вузами VK (проект «Амбассадоры экосистемы VK»)


Я учился на третьем курсе «Менеджмента» в пермской Вышке, когда узнал про амбассадорскую программу от VK — наткнулся на красивый баннер ВКонтакте. Провалился по ссылке и стал изучать. Это был первый набор, и понимания, кто такой амбассадор, чем он занимается, вообще не было.

Участники программы — это студенты, аспиранты, сотрудники университетов, которые любят современные технологии и хотят рассказать другим людям про мир ИТ. Про современные технологии, про отрасль и то, как можно туда попасть, — в частности, про карьерные и образовательные возможности, которые даёт экосистема VK. Каждый амбассадор самостоятельно решает, что ему делать: кто-то проводит лекции, кто-то пишет чат-ботов, кто-то устраивает квесты ВКонтакте. У амбассадоров есть наставники из числа сотрудников VK и успешных амбассадоров прошлых наборов, их задача — помочь ребятам реализовать свои идеи.

Сейчас мы общаемся преимущественно в онлайне — ситуация с пандемией внесла свои коррективы. Если обстановка позволяет, мы стараемся собираться дважды в год в московском офисе очно — на три-четыре дня. Там амбассадоры учатся, решают кейсы, общаются с топ-менеджерами. Это важные события, потому что здесь как раз формируется наше сообщество.

У программы три глобальные цели. Первая — рассказать российским студентам про ИТ-отрасль и помочь им найти себя в ней. Хороший пример: один из студентов десять лет посвятил философии, а потом стал нашим амбассадором, погрузился в ИТ, прошёл стажировку в VK и теперь стал PHP-разработчиком. Или другой пример: на нашем традиционном хакатоне в конце программы студентка социологического факультета, которая не знала, куда она с этим дипломом потом пойдёт, успешно решила один из кейсов. На решение кейса даётся всего 24 часа. Но за них она поняла, что отлично может применить свои социологические знания в UX-исследованиях. И стала этим заниматься. Вторая — развивать сообщество единомышленников. Мы собираем обратную связь с амбассадоров: после программы 97% студентов собираются продолжать взаимодействие с компанией. И третья цель — трудоустройство студентов, преимущественно в нашей компании. Уже 60 участников программы прошли через практику или стажировку в компании, а 15 сейчас развивают продукты в VK.

Краткая справка: был амбассадором компании в самом первом наборе, затем наставником для следующего набора программы, потом пришёл на стажировку и теперь сам руководит программой амбассадоров. Амбассадоры экосистемы VK (ранее — «Амбассадоры Mail.ru Group») представляют бренд компании и её проекты в своём университете, проводят в вузах образовательные активности от имени компании: организуют лекции, мастер-классы, хакатоны, квизы и другие мероприятия.

Краткая справка: был амбассадором компании в самом первом наборе, затем наставником для следующего набора программы, потом пришёл на стажировку и теперь сам руководит программой амбассадоров. Амбассадоры экосистемы VK (ранее — «Амбассадоры Mail.ru Group») представляют бренд компании и её проекты в своём университете, проводят в вузах образовательные активности от имени компании: организуют лекции, мастер-классы, хакатоны, квизы и другие мероприятия.

Я учился на третьем курсе «Менеджмента» в пермской Вышке, когда узнал про амбассадорскую программу от VK — наткнулся на красивый баннер ВКонтакте. Провалился по ссылке и стал изучать. Это был первый набор, и понимания, кто такой амбассадор, чем он занимается, вообще не было.

Участники программы — это студенты, аспиранты, сотрудники университетов, которые любят современные технологии и хотят рассказать другим людям про мир ИТ. Про современные технологии, про отрасль и то, как можно туда попасть, — в частности, про карьерные и образовательные возможности, которые даёт экосистема VK. Каждый амбассадор самостоятельно решает, что ему делать: кто-то проводит лекции, кто-то пишет чат-ботов, кто-то устраивает квесты ВКонтакте. У амбассадоров есть наставники из числа сотрудников VK и успешных амбассадоров прошлых наборов, их задача — помочь ребятам реализовать свои идеи.

Сейчас мы общаемся преимущественно в онлайне — ситуация с пандемией внесла свои коррективы. Если обстановка позволяет, мы стараемся собираться дважды в год в московском офисе очно — на три-четыре дня. Там амбассадоры учатся, решают кейсы, общаются с топ-менеджерами. Это важные события, потому что здесь как раз формируется наше сообщество.

У программы три глобальные цели. Первая — рассказать российским студентам про ИТ-отрасль и помочь им найти себя в ней. Хороший пример: один из студентов десять лет посвятил философии, а потом стал нашим амбассадором, погрузился в ИТ, прошёл стажировку в VK и теперь стал PHP-разработчиком. Или другой пример: на нашем традиционном хакатоне в конце программы студентка социологического факультета, которая не знала, куда она с этим дипломом потом пойдёт, успешно решила один из кейсов. На решение кейса даётся всего 24 часа. Но за них она поняла, что отлично может применить свои социологические знания в UX-исследованиях. И стала этим заниматься. Вторая — развивать сообщество единомышленников. Мы собираем обратную связь с амбассадоров: после программы 97% студентов собираются продолжать взаимодействие с компанией. И третья цель — трудоустройство студентов, преимущественно в нашей компании. Уже 60 участников программы прошли через практику или стажировку в компании, а 15 сейчас развивают продукты в VK.

За всё время 400 тысяч человек приняли участие в амбассадорских активностях. Благодаря программе амбассадоров в каждом третьем регионе страны есть представитель экосистемы VK.

Наша программа — просветительская, я это всегда подчеркиваю. Мы не просим ребят рекламировать компанию, никто не должен ходить по университету и агитировать идти к нам на работу. У нас нет порога по возрасту входа в программу. Нет учителей или менторов, которые несут какое-то сакральное знание. Даже если амбассадоры по разным причинам потом не продолжают работать у нас, нам приятно, когда «наш» человек показывает отличные результаты даже в другой ИТ-компании.

Я помню своё первое мероприятие четыре года назад. В моём университете был «День ИТ-компаний»: рекрутёры и HR-специалисты из крупных компаний рассказывали студентам про карьерные возможности, была ярмарка вакансий. Компании приехали с коробками мерча, у кого-то на стендах стояли плазмы, у некоторых были даже роботы. Но офиса VK в Перми не было, и компанию на ярмарке вакансий представлял я. Мне было всего 20, я сидел за обычным столом, на котором стоял компьютер, с него я показывал ребятам видео о компании. Меня довольно активно слушали, задавали вопросы, интересовались, а в конце мероприятия ко мне подошла девушка и сказала: «У вас был самый вдохновляющий стенд. Я теперь хочу у вас работать и думаю, как переехать в Москву».

Благодаря тому, что когда-то я попал в амбассадорскую программу, я понял, что амбассадорство — это действительно моё. За год провёл девять мероприятий, офлайн со мной пообщались 400 человек, 50 из которых оставили свои контакты. Но я тогда не думал о конверсии. Теперь я развиваю эту программу сам, за четыре года мы сильно выросли: провели 1700 мероприятий в 55 университетах 30 регионов России. В самом масштабном мероприятии приняло участие 130 тысяч человек.

Я попал на работу в VK именно благодаря моей активности в роли амбассадора. В моём пути не было ничего сверхъестественного: мне дали возможности, а я постарался максимально их использовать. Амбассадорство позволило завязать тесные отношения с компанией: понять, какие задачи она решает, познакомиться с командой. Мне кажется это крайне важным, ведь общение с этими людьми и ваши совместные задачи будут составлять треть твоих рабочих будней. Даже если бы я не стал сотрудником VK, у меня остались бы опыт работы, строчка в резюме и рекомендации от крупной ИТ-компании.

За 10 лет VK открыла путь в мир ИТ десяткам тысяч школьников и студентов. Сегодня образовательные центры компании есть в 13 ведущих технических вузах страны. За всё время в них прошли обучение более 20 тысяч студентов. У программ серьёзный конкурс — 5,5 человека на место. Благодаря инициативам VK школьники тоже могут готовиться к попаданию в мир ИТ. Например, онлайн-тренажеры от VK на «Уроке цифры» за три года прошли 6,6 млн раз, а трансляции профориентационной акции «День ИТ-знаний» посмотрели 9,7 млн раз.

Чтобы узнать, что компания VK делает в образовании и какие возможности есть у современных школьников, студентов и профессионалов для того, чтобы попасть в мир ИТ, подписывайтесь на группы «VK Образование» и «VK Джуниор».