18 мая 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

«У нас мало бюрократии и много свободы». Как VK меняет подход к найму IT-специалистов

Текст: Виктория Скребцова

Фото: Виктор Юльев


Активность пользователей сервисов экосистемы VK растёт: в феврале «ВКонтакте» установила рекорд по посещаемости в России — соцсетью пользуются 50 млн человек в день. За последние месяцы компания представила несколько новых сервисов: запустила мобильные приложения VK Клипы и VK Звонки, программу поддержки малого и среднего бизнеса, а также обновила условия монетизации для авторов.

Inc. расспросил руководителя направления IT-бренда и корпоративных мероприятий «ВКонтакте» Елизавету Колесникову о том, как компания справляется со шквальной популярностью и каких специалистов ищет прямо сейчас.

IT-сектор сейчас переживает очень серьёзные изменения. Как вы оцениваете то, что сейчас происходит на рынке?

В российском IT сейчас большая турбулентность. Многие компании перестраивают привычный флоу работы и создают его фактически заново — как технически, так и с точки зрения стратегии и найма специалистов. VK это тоже касается: рынок меняется, и мы вместе ним. Последние месяцы нагрузка на продукты VK растёт, всё больше людей приходят на наши площадки. Мы должны быть готовы предоставить им качественные и комфортные сервисы.

Насколько выросла аудитория ваших площадок в последнем квартале 2022 года?

«ВКонтакте» многие годы укрепляет лидерство как крупнейшая в России социальная сеть. В среднем в первом квартале количество российских пользователей в месяц составило 73,4 млн, а средняя ежедневная аудитория «ВКонтакте» в России — 47,2 млн. В марте месячная аудитория «ВКонтакте» во всём мире выросла на 2,4% и составила рекордные 100,4 млн. Чтобы поддерживать продукты на должном уровне, нам нужны дополнительные специалисты и даже новые команды. На начало мая у нас открыты несколько сотен вакансий.

А насколько за последние два года выросла ваша команда?

На четверть. Сейчас во «ВКонтакте» работают 1,7 тыс. человек. Похожая история и у других продуктов, входящих в экосистему, — VK Цифровые технологии, MY.GAMES, ОК и других.

Многие компании сейчас приостанавливают наём. Мониторя рынок, вы ощущаете дефицит IT-специалистов в отрасли?

В IT мы никогда не жили в избытке кадров, их дефицит — нормальное и привычное для нас состояние.

На развитии каких сервисов вы делаете акцент сейчас?

Платформы видео, видеозвонков, облачные сервисы и «Почта Mail.ru», а также корпоративный мессенджер VK Teams. Ставка на рост именно этих продуктов особенно высокая.

Кроме того, наша аудитория активнее пользуется флагманскими сервисами — соцсетями и их внутренними продуктами вроде VK Pay, VK Музыки, VK Звонков и VK Видео. Масштабный апгрейд видеосервиса мы провели ещё в прошлом году, но сейчас переживаем новый виток его развития: в наши сервисы переходят авторы с других платформ, и их аудитория тоже идёт в VK.

Останавливаться мы не планируем и сейчас работаем над новыми решениями, которые нужны нашим пользователям. Под все эти задачи нам требуются специалисты — мидлы и сеньоры с необходимым набором компетенций.


Как растут разные проекты VK (год к году)


+ 63%

новых зарегистрированных пользователей «ВКонтакте»


+ 43%

новых мини-приложений «ВКонтакте»


+154%

новых видео в «Клипах»


+90%

платящей аудитории Skillbox и других образовательных проектов


+34%

пользователей игр MY.GAMES


+27%

месячной аудитории сервиса объявлений «Юла»


+20%

просмотров видео в день во «ВКонтакте»


2,4 млн

общее количество активных бизнесов во «ВКонтакте»


67 млн руб.

заработали в первом квартале авторы, использующие VK Donut

Как вы работаете с сообществами разработчиков? В VK всегда было много имиджевых программ для мидлов и сеньоров, что будет с ними?

Мы продолжим развивать наши программы для найма и поддержания внутренних и внешних IT-сообществ. Но теперь, наконец, основная часть ивентов вернется в офлайн. Например, в гибридном формате уже идёт «Вездекод» — IT-марафон конкурсов для начинающих разработчиков и дизайнеров, который проходит в разных городах России и объединяет региональные IT-сообщества.

VK проводит конкурс для дизайнеров Russian Design Cup, в котором участвуют представители не только России, но и стран СНГ. Также мы делаем большой чемпионат VK Cup по олимпиадному программированию, машинному обучению, мобильной разработке и дизайну.

Для мидлов и сеньоров проводим митапы VK Tech Talks, на которых наши сотрудники выступают с докладами, делятся своими разработками, экспертизой и профессиональным опытом с сообществом.

Помимо этого, мы проводим IT-соревнования на All Cups — площадке, на которой специалисты в технологиях развиваются и обмениваются опытом, решая задачи на крупнейших чемпионатах.

Специалистов какого грейда вы сейчас набираете активнее всего? Делаете ли ставку на джунов?

Для нас в приоритете наём мидл-специалистов, при этом некоторые продукты готовы брать джунов: своей проактивностью и желанием учиться они драйвят развитие компании.

Приведите примеры, как вы развиваете молодых специалистов внутри компании.

VK более 10 лет развивает проекты для молодежи, в том числе совместно с крупнейшими вузами страны запускаем образовательные программы, откуда к нам в компанию приходят десятки молодых специалистов. После таких программ ребята проникаются компанией, погружаются в задачи и решают строить карьеру внутри VK.

VK анонсировала программу стажировок ещё в январе. Принять стажёров готовы более 30 IT-направлений. Сейчас идут собеседования, у нас больше 7 тыс. откликов, и останавливать процесс мы не собираемся.

Расскажите, как в текущих условиях изменился формат найма специалистов на горящие вакансии.

Используем новые форматы найма. Например, формат скоростного найма Weekend Offer, когда в субботу за один час кандидат проходит первое техническое собеседование, в воскресенье — второе собеседование на софт-скиллы, а вечером того же дня получает оффер. В другое время эта практика найма выглядит довольно агрессивной, но сейчас мы видим, что этот формат подходит и бизнесу, и кандидатам.

Также мы нанимаем специалистов целыми командами и встраиваем в наши продукты единым «ядром», не «разлучая» специалистов.

Weekend Offer сейчас популярный формат для многих компаний. Сколько примерно людей за раз удалось устроить в VK благодаря такому формату?

Команда рекрутинга провела 330 HR-интервью, отправили 79 офферов, и больше 75% приглашённых кандидатов пришли к нам работать.

А как часто к вам приходят люди, например, по рекомендациям сотрудников? Насколько эффективно это работает такая история?

Совсем недавно мы запустили систему внешних рекомендаций. Если раньше рекомендовать новых людей могли только наши сотрудники, то теперь посоветовать нам хорошего кандидата может любой пользователь. Достаточно заполнить небольшую заявку в карьерном разделе, прикрепить резюме и сопроводительное рекомендуемого. Если человек нам подходит, то рекомендателя мы тоже благодарим — мерчем или деньгами.

Собеседуясь в компанию, может ли разработчик выбрать для себя продуктовое направление?

Да. Разработчики всегда проходят собеседования в конкретные продукты и могут выбрать, какими технологиями внутри них заниматься. Благодаря Хабру и нашим внешним мероприятиям они знают про то, что есть в компании. Мы активно рассказываем про наши ML-технологии, ASR (Automatic Speech Recognition), рекомендательные алгоритмы в VK Музыке и ленте «Актуальное» во «ВКонтакте». Многие знают и о самых последних обновлениях, например «умном» шумоподавлении в VK Звонках или интернет-протоколе QUIC для ускоренной доставки контента при нестабильном интернет-соединении и с устаревших устройств.

Наша задача — объяснить кандидатам, что в VK они смогут совершенствовать продукты, которыми пользуются миллионы людей прямо сейчас. А результат этой работы всегда будет ощутим: иногда его в прямом смысле можно потрогать. Работать над технологиями может любой, кому это интересно, — в том числе потому, что многие наши технологии используются сразу в нескольких продуктах.

Может ли случиться, что человеку понравилось работать над технологией, но продукт ему оказался не близок? Можно ли перейти в другую команду?

В VK, несмотря на масштаб компании, мало бюрократии и много свободы. Поэтому — у нас довольно открытая политика внутренних переходов из команды в команду. IT-специалист из «Одноклассников» может со временем, например, влиться в команду «Юлы», а это уже совсем другое направление — e-commerce. Оттуда может перейти, например, в фудтех-направление — Delivery Club. Таким образом каждый раз пробует себя в новой сфере, при этом не меняя компанию, — это очень удобно.

Ну и потом, будем честны: у нас всегда было больше задач, чем рук. Поэтому все разработчики, вне зависимости от уровня, самостоятельны и отвечают за все продукты и технологии, с которыми работают.