Спецпроект • 18 Декабря 2020

«Технологии должны облегчать жизнь человека». Как работает приложение, которое показывает прогноз погоды без единой цифры

Спецпроект • 18 Декабря 2020

«Технологии должны облегчать жизнь человека». Как работает приложение, которое показывает прогноз погоды без единой цифры

Автор: Наталия Владимирова


Хакатоны — отличный способ проверить свою команду на прочность и создать с нуля работающий продукт всего за двое суток, уверены участники Import antigravity — команды-финалиста «Цифрового прорыва»-2020. Эта команда в составе двух программистов и одного дизайнера разработала за 48 часов сервис, который даёт информацию о погоде, не используя ни одной цифры. Главный персонаж приложения, лис Митя, может также подсказать, чем заняться в регионе в зависимости от погодных условий. Кому нужно такое приложение и благодаря чему команде из Ставрополя удалось занять второе место среди кейсов «ВКонтакте», рассказывает один из программистов команды, Александр Новокрещёнов.

 — Почему вы выбрали именно кейс VK?

— В нём больше творчества. В других кейсах было больше ограничений, а здесь поле деятельности довольно широкое: приложение (мини-апп), которое поможет пользователю в решении повседневных задач.

 — А что это такое — мини-аппы «ВКонтакте»? Кому они вообще нужны, ведь есть Android, iOS?

— Мини-аппы — настоящее спасение, если на телефоне заканчивается место и вы не хотите ставить слишком много приложений. А VK и так у всех уже стоит. Всё, что нужно, — это нажать на ссылку и вызвать мини-апп. По сути, это полноценное приложение, которое не нужно ставить отдельно, оно не занимает место на телефоне.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

«ВКонтакте» — это супер-приложение, с помощью которого миллионы людей ежедневно решают свои повседневные задачи. Это возможно, в том числе, и благодаря встроенным мини-приложениям. Какие-то мини-аппы делаем мы сами, другие запускают известные бренды, но без сторонних разработчиков мы вряд ли смогли бы удовлетворить запросы каждого пользователя «ВКонтакте». В этом кейсе «Цифрового прорыва» мы не хотели ограничивать команды узкой тематикой, а, наоборот, рассчитывали, что участники хакатона проанализируют возможности, обнаружат свободные ниши, предложат свежие идеи и разработают интересные продукты.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

«ВКонтакте» — это супер-приложение, с помощью которого миллионы людей ежедневно решают свои повседневные задачи. Это возможно, в том числе, и благодаря встроенным мини-приложениям. Какие-то мини-аппы делаем мы сами, другие запускают известные бренды, но без сторонних разработчиков мы вряд ли смогли бы удовлетворить запросы каждого пользователя «ВКонтакте». В этом кейсе «Цифрового прорыва» мы не хотели ограничивать команды узкой тематикой, а, наоборот, рассчитывали, что участники хакатона проанализируют возможности, обнаружат свободные ниши, предложат свежие идеи и разработают интересные продукты.

 — В чем уникальность вашей разработки?

— Это приложение, показывающее погоду без единой цифры, что соответствует тренду умных устройств и умных приложений. Разработанный нами персонаж — лисёнок Митя-метеоролог — показывает, как одеться по погоде: если на улице тепло, то он в шортах и в майке, если холодно, в куртке, и т. п. Похожих погодных приложений — совсем без цифр — мы не нашли. Максимум кто-то пытался рядом с цифрами изображать человека в шапке.

 — Какие есть в VK возможности для разработки?

— В VK можно делать всё, что можно сделать на HTML и JavaScript. Базово всё делается на React, но мы делали на Vue.js, конкуренте React. Особых ограничений нет, только API VK не разрешает отсылать много уведомлений пользователю, но это понятно — чтобы приложения не спамили. У VK, конечно, не такой большой охват, как у Android или iOS, но это крупнейшая социальная сеть в СНГ, они активно развиваются, вкладывают деньги в рекламу, у них отличные перспективы.

Слева направо: Александр Новокрещенов, веб-разработчик; Александр Медвидов, backend-разработчик/машинное обучение; Татьяна Дзиконская, дизайнер

Александр Новокрещенов, веб-разработчик

Александр Медвидов, backend-разработчик/машинное обучение

Татьяна Дзиконская, дизайнер

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

В VK пользуются успехом в первую очередь приложения, которые стабильно работают, прилично выглядят и качественно решают задачу пользователя. Хорошие результаты показывают проекты, в которых используются такие инструменты VK, как социальный граф и виральные механики. Например, с их помощью можно реализовать систему рейтингов пользователей или придумать контент, которым человек захочет поделиться в своих историях или на стене «ВКонтакте», — когда разработчикам это удаётся, их мини-приложения привлекают сотни тысяч и даже миллионы новых пользователей без вложений в рекламу. Основные ингредиенты успешного мини-аппа: функции, закрывающие реальные потребности пользователей, социальная составляющая и контент, которым хочется делиться.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

В VK пользуются успехом в первую очередь приложения, которые стабильно работают, прилично выглядят и качественно решают задачу пользователя. Хорошие результаты показывают проекты, в которых используются такие инструменты VK, как социальный граф и виральные механики. Например, с их помощью можно реализовать систему рейтингов пользователей или придумать контент, которым человек захочет поделиться в своих историях или на стене «ВКонтакте», — когда разработчикам это удаётся, их мини-приложения привлекают сотни тысяч и даже миллионы новых пользователей без вложений в рекламу. Основные ингредиенты успешного мини-аппа: функции, закрывающие реальные потребности пользователей, социальная составляющая и контент, которым хочется делиться.

 — Почему именно погодное приложение?

— Технологии должны облегчать жизнь человека. Тем не менее, ко многим процессам мы настолько привыкли, что и не думаем, что их можно как-то упростить. Сейчас мы смотрим погоду и примерно представляем из жизненного опыта, как нужно одеться, но периодически ошибаемся, возвращаемся, надеваем куртку, берем зонт, и т. п. Мы задумались, почему так? Почему не так: просыпаешься, приложение тебе говорит: «Там сильный ветер, тебе лучше одеться так-то». Оно знает твой гардероб и может из него сразу подобрать нужную одежду.

 — В приложение уже сейчас можно добавить свою одежду?

— Пока нет, но мы планируем развивать его в этом направлении. Идея в том, чтобы система обучалась под запросы и особенности конкретного пользователя. Это machine learning: если приложение даёт неверные рекомендации, вы на это указываете, в следующий раз рекомендация будет уже верная. Есть два варианта, как реализовать идею с гардеробом: его можно будет сфотографировать — либо давать ссылки на капсулы брендов одежды, выбирая, что у вас есть.

 — Но это же такой огромный массив данных. Разная одежда по-разному защищает от холода, влаги или ветра, плюс у человека индивидуальные ощущения.

— Эти вопросы снимает обратная связь с пользователем. Плюс работают рекомендации, как в случае с музыкой или фильмами: человек с похожими ощущениями тела надел в этот день такую одежду, значит, и вам подойдёт.

 — А вы проверяли, что это кому-то нужно?

— Да, мы сделали опрос, и были пользователи, отметившие, что им это интересно. Но большая часть, действительно, не понимает, зачем это нужно. Это вопрос привычки. Когда человек привыкает, он не понимает, зачем что-то менять. Ко многим инновациям сначала относились скептически, а потом поняли, насколько это удобно.

 — Как вы планируете монетизировать приложение?

— Мы рассматриваем несколько вариантов монетизации. Первая — рекомендации: чем заняться в зависимости от погоды. Например, сейчас погода ухудшается, а тут неподалёку есть хорошее кафе. Или сегодня хорошая погода, пойдите в этот парк или на концерт под открытым небом. Но это не спам, а контекстная, не раздражающая реклама. Второй вариант — рекомендации капсульных коллекций от брендов.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

Лисёнок Митя — отличный персонаж, который смог выдержать конкуренцию с тридцатью другими проектами, представленными в нашем треке. Казалось бы, что нового можно привнести в погодные приложения? За счёт интересного дизайнерского решения разработчики «Лисёнка» сделали действительно достойный проект. Но и другие участники хорошо потрудились, так что выбор был трудным, а до первого места «Мите» не хватило совсем чуть-чуть. Но мы будем рады оказать поддержку команде Import Antigravity, как только приложение будет готово к дальнейшему развитию.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

Лисёнок Митя — отличный персонаж, который смог выдержать конкуренцию с тридцатью другими проектами, представленными в нашем треке. Казалось бы, что нового можно привнести в погодные приложения? За счёт интересного дизайнерского решения разработчики «Лисёнка» сделали действительно достойный проект. Но и другие участники хорошо потрудились, так что выбор был трудным, а до первого места «Мите» не хватило совсем чуть-чуть. Но мы будем рады оказать поддержку команде Import Antigravity, как только приложение будет готово к дальнейшему развитию.

 — Кто-то уже проявил интерес?

— С брендами мы ещё не общались. Это пока прототип, для серьёзного развития нужны средства и свободное время, а все мы работаем на постоянной работе: мы с Сашей — в разработке, администрировании, Таня занимается дизайном: упаковка, логотипы, иллюстрации. Для нас разработка — и работа, и хобби, нам это интересно, поэтому мы параллельно ведём свои проекты вроде этого погодного мини-аппа, но времени на них не всегда хватает.

 — Что вам дал опыт участия в «Цифровом прорыве»?

— Саша давно участвует в хакатонах, Таня присоединилась недавно, они оба принимали участие в прошлогоднем «Цифровом прорыве» в составе другой команды и заняли пятое место. Я сначала относился к этой идее без энтузиазма, но, послушав их отзывы, решил присоединиться. И это оказалось очень интересно! Офлайн-формат хакатона, конечно, лучше, потому что собирается много людей со сходными интересами, есть своя атмосфера. Мы собрались втроём, эффект масштабности пропал, но всё равно здорово, что организаторы «Цифрового прорыва» не отказались от мероприятия и получилось посоревноваться. Это не только захватывающе, но и очень полезно. Хакатоны учат тому, как за два дня довести проект от идеи до реализации, учат собирать силы, концентрироваться и выдавать хороший результат. В следующем году тоже планируем участвовать.

 — Кому бы вы порекомендовали участвовать в хакатоне и что делать, чтобы к нему подготовиться?

— Я бы точно посоветовал участвовать в «Цифровом прорыве» всем, кто занимается разработкой. Когда уже известен кейс, можно собраться и накидать какой-то набор идей, потому что на хакатоне времени будет очень мало. Также важно ещё до хакатона понять, какие возможности и навыки есть у людей в твоей команде, чтобы потом избежать споров. Ну и главный совет для тех, кто только думает присоединиться, — не бояться. Даже в случае проигрыша это классный опыт, ценный сам по себе.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

Наше главное ожидание от «Цифрового прорыва» — знакомство с талантливыми разработчиками и амбициозными командами — сбылось. Но хочется пожелать участникам не останавливаться на достигнутых за время проведения хакатона результатах, а доводить их идеи до полноценных продуктов.

Денис Марков, менеджер по общению с разработчиками VK Mini Apps

Наше главное ожидание от «Цифрового прорыва» — знакомство с талантливыми разработчиками и амбициозными командами — сбылось. Но хочется пожелать участникам не останавливаться на достигнутых за время проведения хакатона результатах, а доводить их идеи до полноценных продуктов.