Спецпроекты • Партнерский материал • 16 сентября 2025

Индустриальные кварталы по всей России переживают культурное перерождение: на месте заброшенных промышленных площадок возникают популярные креативные пространства. Световые шоу, перформансы, DJ-сеты и городские фестивали выгодно обыгрывают заводские интерьеры и притягивают известных артистов. Рассказываем о самых ярких примерах преображения городских промзон.
«Ржавый», или «серый» пояс — так обычно называют бывшие промышленные кварталы в центрах российских городов, которые были построены еще в советские времена или до революции, а после 1990-х пришли в упадок. Старые заводы закрылись, а новые не спешили занимать их место. Это не удивительно: современные инновационные производства, как правило, не требуют столько места, кроме того, актуальные экологические нормы, сложная логистика не позволяют так легко вписывать предприятия прямо в центр жилой застройки.
В итоге огромные пространства остались невостребованными. Однако в последнее десятилетие они получили новую жизнь: стали площадками для развития креативных индустрий по всей стране.

Знаменитый купец и промышленник Иван Алафаузов, который в середине XIX века основал льнопрядильную фабрику в Казани, вряд ли узнал бы сегодня территорию собственного предприятия. Старинные здания из красного кирпича украшены арт-объектами, скульптурами, граффити и картинами.
До революции на фабрике выпускали льняные изделия, потом перерабатывали шерсть. В середине 2000-х предприятие, как и многие, не смогло встроиться в новые экономические реалии и закрылось.
На смену промышленникам в комплекс зданий пришли художники, музыканты, артисты. Фабрика стала первым лофт-проектом для Казани и своеобразным центром андеграунда.
Там проводят концерты, лекции и выставки. В прошлом году проект отметил 10-летие большим фестивалем искусства и музыки Night Nation festival.
Впрочем, в ближайшие годы на смену андеграунду придут современные креативные и образовательные пространства. Территорию бывшей фабрики ждет масштабный редевелопмент — там обещают создать настоящий «город в городе».
Кстати, чтобы преобразиться в арт-пространство, заброшенному заводу не обязательно стоять в центре города. Так, несколько лет назад в 50 километрах от Екатеринбурга родился проект «На заводе». Там на территории старинного железоделательного производства Турчаниновых — Соломирских в Сысерти проходят десятки культурных событий.
Подобная трансформация бывшей промзоны позволяет не только привлечь местных жителей, но и увеличить поток туристов в регион. Так, в последние годы «Севкабель Порт» традиционно входит в список мест, обязательных к посещению в Петербурге.
Когда-то здесь располагался завод по выпуску телеграфных и электрических кабелей «Сименс и Гальске», впоследствии переименованный в «Севкабель». Процесс трансформации начался в 2017 году. Тогда часть заводских территорий была передана под общественное пространство, через несколько лет предприятие съехало полностью. Как отмечало руководство компании, расположение производства вызывало много логистических проблем и не позволяло провести полномасштабную модернизацию. А вот для креативного пространства локация в сердце Северной столицы с открыточными видами на Финский залив подошла идеально.
При реконструкции авторы проекта старались максимально сохранить дух бывших заводских помещений, интегрируя старые детали в новый интерьер.
Сегодня на территории «Севкабеля» проходит более 850 мероприятий в год. Среди них спектакли, концерты, выставки, различные маркеты, гастрономические и музыкальные фестивали. Например, в июне здесь традиционно отгремело «Стереолето».
Разговор о преображении бывших промзон невозможен без упоминания Москвы. Опыт столицы уникален — сегодня практически все знаковые культурные пространства располагаются в зданиях известных фабрик и заводов.
Помимо прочего, особенная акустика старинных цехов делает их идеальной площадкой для проведения культовых музыкальных фестивалей и аудиовизуальных шоу.
Так, в здании Кинозавода «Москино», где раньше располагалось производство декораций и оборудования для съемок, создано пространство музыкальных культур TAU. Оно позиционирует себя как место для смелых экспериментов, реализации проектов, где сочетаются музыка и технологии.
Этим летом там прошло масштабное событие, которое стало крупнейшим в индустрии для России и СНГ, — «Портал 2030–2050». В прошлом году его посетили свыше 190 тыс. человек.
К «Порталу 2030–2050» присоединилось более 100 диджеев из 12 стран мира. Среди них такие легенды, как Уилли Уильям, Ив Ларок, Бурак Йетер и Алекс Гаудино.
В дни «Портала 2030−2050» Кинозавод «Москино» также стал островком корейской культуры, которой увлечены сегодня миллионы молодых людей по всему миру. Например, в конце августа прошел Третий кубок Москвы по K-pop cover dance — свыше 300 человек подражали танцам своих кумиров из Азии. Одним из судей стал известный хореограф Seong Chan — он ставил номера таким популярным группам, как BTS, Stray Kids и BlackPink. В рамках «Портала 2030–2050» он также провел мастер-классы для всех желающих.
Организаторам удалось на дни «Портала 2030−2050» создать отдельную вселенную с инсталляциями и световыми шоу, для которых бывшая промплощадка стала идеальным холстом. В этом году к арт-дирекции присоединился Джон Дейв, автор мультимедийного контента на таких мероприятиях, как Afterlife в Барселоне и Soundstorm в Эр-Рияде. Его цифровые перформансы открывали музыкальные программы хедлайнеров территории электронной музыки.
Опыт проведения таких масштабных мероприятий — это пример, как креативные пространства могут в дальнейшем развиваться по всей стране.

Один из самых ярких примеров перерождения бывшей промышленной площадки в современное пространство за пределами Москвы — это «Цех» в Нижнем Новгороде.
Типография «Нижполиграф» находилась в центре города, буквально в 600 метрах от местного Кремля. Около 10 лет назад территорию постепенно начали занимать различные креативные пространства. В творческом кластере расположились локальные бренды, мультимедиа-лаборатории, ремесленные мастерские. Малый и средний бизнес получил удобную площадку для развития.
В 2020 году в одном из помещений типографии появилось многофункциональное мультимедиа-арт-пространство «Цех». Как отмечают сами создатели, «миссия проекта — сделать процесс представления медиаискусства в Нижнем Новгороде непрерывным», открыть диалог между широкой публикой и миром креатива.
«Цех» объединяет на одной площадке различные художественные сферы, представляет произведения на стыке творчества и технологий.
Например, сейчас на территории проходит выставка «Формат был изменен», где работы 11 художников переосмыслены и дополнены светом, звуками и даже запахами.

Реклама. АНО «Московский Урбанистический Форум», ИНН 7710480192, erid: 2Vtzqvo7T6U