Спецпроекты • Партнерский материал • 4 декабря 2025
ВЫСОКИЙ СЕЗОН

Фото: Наталия Гарцева
Видео: Клебановский Алексей
«Инк» узнал, как город помогает малому и среднему бизнесу в холодные месяцы. Рассказываем о мерах поддержки и о четырех компаниях, которые примут участие в самом новогоднем проекте Правительства Москвы.
Этой зимой во второй раз Москва преобразится в рамках сезонного проекта «Зима в Москве», в том числе с 1 декабря на центральных улицах столицы откроются арт-павильоны: самовар размером с 4-этажное здание, огромная елочная игрушка, коньки, воздушный шар, холодильник, поезд и мандарин и другие. В них 700 локальных брендов проекта «Сделано в Москве» представят свою продукцию: одежду и аксессуары, косметику, детские товары, декор для дома и продукты питания. Для столичных предпринимателей это бесплатная городская мера поддержки для повышения узнаваемости и продаж на внутреннем рынке, которую оказывает Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
«Инк» узнал, как город помогает малому и среднему бизнесу в холодные месяцы. Рассказываем о мерах поддержки и о четырех компаниях, которые примут участие в самом новогоднем проекте Правительства Москвы.
Тематические арт-павильоны в рамках проекта «Зима в Москве» открылись в первый день зимы на центральных туристических локациях, где в этом году свою продукцию представляют более 700 локальных брендов-участников «Сделано в Москве».
Главной точкой притяжения этой зимой станет флагманская «Фабрика подарков» на Болотной площади. Гостей здесь встретит конвейер с товарами локальных брендов и специальная станция для упаковки подарков. Город также организует различные мастер-классы: можно научиться расписывать имбирные пряники и елочные игрушки, мастерить ароматические свечи. Кроме того, рядом с павильоном откроется большой бесплатный каток — его площадь составит более 2,5 тыс. кв. м, а одновременно кататься смогут до 500 человек.
«Сделано в Москве» — проект по продвижению локальных брендов. Сегодня он насчитывает более 7,5 тыс. участников, а на его сайте можно найти свыше 36 тыс. товаров, созданных в столице. Предпринимателям доступно множество бесплатных инструментов продвижения, предоставленных городом: размещение товаров на портале и в фирменных магазинах, упоминания в СМИ и социальных сетях, наружная реклама, участие в крупнейших городских маркетах, ярмарках и выставках, интернет-реклама и многое другое. «Зима в Москве» — главное событие сезона.

Бренд MOMO FOR HOME основан российской компанией с 20-летней историей («Мода Москвы»). Под ним выпускается текстиль в сегменте «премиум»: скатерти, салфетки, декоративные подушки, аксессуары. Узнаваемая черта бренда — качественная вышивка из шелковых нитей. Источником вдохновения для модного дома неизменно является русская культура.
Основатель бренда — Любовь Гупал-Алипова — предприниматель, коллекционер и меценат. Гупал-Алипова коллекционирует русский костюм XIX века, его отдельные элементы, орнаменты и узоры украшают изделия MOMO FOR HOME.
«Компания “Мода Москвы” основана в 2005 году. Основной ее специализацией было создание эксклюзивных нарядов и качественной одежды, — рассказывает Любовь Гупал-Алипова, — линия HOME появилась в 2020 году в период пандемии. Спрос на одежду тогда был невысоким, при этом многие клиенты стали обращаться к нам с просьбой создать что-то интересное для дома, а затем стали популярными и подарки для друзей. Мы увидели в этом новые возможности — так появился бренд домашнего текстиля и подарков. Сердцевина бренда — это создание эксклюзивного столового текстиля, при этом у нас появились новые перспективные направления. Например, линия аксессуаров, украшений, детская линия».
Оборот линии HOME за последние годы вырос до 50 млн руб. Сегодня в нее входит 60 наименований фирменной продукции с более чем 300 уникальными вышивками и принтами. Компания ежегодно выпускает по 10−12 новых коллекций — основных и лимитированных.

Одна из важных составляющих бренда — MOMO ART CLUB, который организует культурно-просветительские мероприятия, в частности, лекции по истории русской культуры и быта.
С 2023 года компания является участником проекта «Сделано в Москве». «Проект дал нам возможность рассказать о себе — в эфире телепрограмм и в социальных сетях, на городских форумах и профессиональных встречах, — рассказывает основательница бренда, — благодаря программе мы нашли новых клиентов, партнеров, единомышленников. И еще один очень ценный момент — благодаря “Сделано в Москве” растет доверие и интерес ко всей столичной продукции».
Когда команда MOMO FOR HOME решила участвовать в проекте, она рассчитывала на внимание СМИ, укрепление отношений в сфере GR (Government Relations) и увеличение продаж. «И реальность даже превзошла наши ожидания. Сейчас мы получаем реальную поддержку, при этом все, что от нас нужно — быть открытыми и заинтересованными в развитии в рамках программы. От нас не требуется финансовых вложений. И даже многие организационные моменты программа берет на себя, например, доставку товаров на маркеты», — говорит Любовь Гупал-Алипова.
Благодаря программе оборот компании вырос на 30%. По словам Гупал-Алиповой, программа в итоге дала синергетический эффект: бизнес получил рекламу, новые точки продаж, полезные контакты, новых клиентов. «Обмен опытом, теплое комьюнити — это тоже немаловажно. К нам прислушиваются, спрашивают, в какой поддержке мы нуждаемся».
Основательница бренда также говорит, что многие клиенты приходят в бутик MOMO FOR HOME и рассказывают, что познакомились с брендом впервые на маркете, на стенде «Сделано в Москве» на Московской неделе интерьера и дизайна. «Многие удивляются тому, что наше производство находится практически в центре города. Мы действительно все делаем в Москве, и многие наши покупатели узнают об этом благодаря программе», — говорит Гупал-Алипова.

«Московская игрушка» на сегодняшний день — единственное объединение в России, профессионально занимающееся возрождением национального сувенира — традиционной ватной игрушки. Мануфактура смогла объединить вокруг себя лучших мастеров-кукольников России, талантливых художников и мультипликаторов.
Сейчас компания создает коллекции для крупнейших корпораций и активно занимается социальными проектами. Команда также открыла единственный в стране музей ватной игрушки.
Принцип работы мануфактуры разработан на примере артелей 1920−1940-х годов. Сначала ответственный художник-мультипликатор разрабатывает коллекцию игрушек, а после согласования образцов с заказчиком, он распределяет технологические операции создания игрушки между мастерами: лепку голов с помощью антикварных слепков, роспись лиц, создание одежды с аксессуарами, покрытие игрушек слюдой и пастелью.
Такая скоординированная работа позволяет создать большую коллекцию — от 100 до 30 тыс.+ игрушек, каждая из которых будет уникальна, но один в один похожа на согласованный образец.

«Наши мастера восстановили старинную технологию изготовления ватных игрушек, используя только вату и клейстер. С помощью современных технологий они сделали это ремесло настоящим искусством, дали ему новую жизнь, — рассказывает Светлана Моднова, основатель мануфактуры «Московская игрушка», — мы стремимся вернуть ватной игрушке статус значимого российского символа. Каждая игрушка создается мастерами вручную. С годами ценность такого изделия только растет».
Команда представляет продукцию на крупнейших отраслевых выставках и в арт-павильонах. Компания также принимает участие в проекте «Сделано в Москве». По словам Светланы Модновой, это помогает в продвижении бренда мануфактуры. «На маркетах мы рассказываем посетителям о новогодних программах, о наших мастер-классах, о музее ватной игрушки, в котором наша команда учит гостей создавать маленькое произведение искусства из кусочка аптечной ваты. Нам важно охватить как можно больше москвичей, познакомить их с тем, что делают наши мастера. В рамках проекта “Зима в Москве” мы провели уже более 100 мероприятий», — говорит она.

Отличительная черта бренда Polina Repik — сочетание эклектичного стиля с фактурными тканями и принтами. Бренд соединяет узбекский адрас (натуральная ручная ткань, традиционно изготавливаемая в Узбекистане и Таджикистане), Михайловское ручное кружево и актуальные силуэты. Так, по словам основательницы бренда Полины Репик, компания укрепляет связь между традициями и современностью.
«Первая попытка запустить собственный бренд пришлась на 2015 год, когда я ждала второго ребенка, — рассказывает Полина Репик, — идея создания линейки одежды для кормящих мам тогда потерпела неудачу: я выбрала неподходящий материал. Во время третьей беременности я вернулась к этой идее, но тираж вновь отправился в утиль, на этот раз из-за некачественной обработки швов. Успех пришел только с четвертым ребенком: на тот момент я получила второе образование, выучившись на дизайнера одежды, и нашла квалифицированных специалистов. В период пандемии мне захотелось создать не просто капсульную линейку для мам, а полноценный fashion-бренд. Я уверена, что одежда способна не только выражать индивидуальность, но и менять самоощущение, дарить уверенность. А уверенность всегда рождается из удобства».
Летом 2025 года бренд впервые принял участие в проекте «Сделано в Москве». Polina Repik был представлен в двух павильонах: «Одежда» на Кузнецком мосту и на «Зеленом Маркете» на Болотной площади.

«Сотрудничество со “Сделано в Москве” меня вдохновило: это отличная возможность для владельцев бизнеса в индустрии моды. Проект мотивирует на то, чтобы совершенствоваться. Покупатели, которые знакомятся с коллекциями офлайн, сразу делятся обратной связью. Это дает понимание, какие детали следует улучшить, какие идеи можно привнести и какие недостатки нужно устранить», — говорит Полина Репик.
Команда Polina Repik постоянно растет, в настоящий момент в ней работает 24 человека. За пять лет сформировались четыре ключевые линейки: «Искусство быть дома» из искусственного шелка, футера и муслина, «Спорт», «Йога» и «Город и Офис». Последняя регулярно пополняется сезонными капсульными коллекциями. К предстоящим новогодним праздникам команда подготовила вечернюю капсулу с праздничными образами.
«На мой взгляд, восстановление вековых культурных традиций, обновление и поддержка промысловых мануфактур — это новый трендовый импульс в модной индустрии, который имеет огромную силу. С помощью моды мы делаем традиции частью повседневной жизни», — уверена основательница бренда.

Проект Lights of Moscow начался в 2021 году с производства ароматических свечей. Когда их продажи начали расти, компания расширила ассортимент товаров, добавив к линейке ароматические саше и диффузоры.
«Мы анализировали конкурентов и пытались понять: что хочет наш потребитель? — рассказывает создательница Lights of Moscow Анна Василец. — Нам важно было отличиться. Мы хотели делать красивые и качественные подарки: такие ароматические свечи и диффузоры, которые не просто украшают интерьер, а запоминаются приятными утонченными ароматами».
После того, как Анна получила опыт работы с частными покупателями, ее компания вышла на рынок корпоративных клиентов. Анна Василец признается, что иногда ей бывало непросто: «Иногда казалось, что надо все заканчивать, но мы не сдавались и постоянно придумывали новые ароматы, продукты».

Light of Moscow разработал флагманскую коллекцию свечей и собственный брендинг: их фирменная белая коробка украшена золотым фольгированием, на ней изображен Храм Василия Блаженного — одна из главных достопримечательностей Москвы.
В 2022 году Light of Moscow присоединился к проекту «Сделано в Москве».
«Благодаря проекту мы можем представлять свою продукцию как офлайн, так и онлайн. Сейчас мы развиваемся на маркетплейсах, а то, что наши свечи, саше и диффузоры представлены в арт-павильонах в центре Москвы, помогает нам стать более узнаваемыми. И конечно, такое сотрудничество — это значительная экономия маркетинговых расходов», — говорит Анна Василец.

В 2016 году сооснователю бренда Trawa Ивану Скоблилову друг предложил делать домашнее масло «для себя» — так началась история их бизнеса. Они с партнером купили маленький пресс для льняного и подсолнечного масла (этот пресс до сих пор путешествует с ними по разным отраслевым выставкам и фестивалям) и попробовали сделать первую партию. Продукт хвалили все друзья, родственники и знакомые, поэтому они решили вывести его на рынок. Так у компании появилась линейка из нескольких масел: подсолнечного, льняного, кунжутного, кедрового, тыквенного и масла грецкого ореха.
Спустя девять лет в Trawa производят уже более 150 разных наименований. Это и масла, и песто, и сладости, и натуральные чаи, и хлеб.
«Цельные семена и орехи на нашем производстве закладывают в дубовую бочку, их отжимают естественным образом при комнатной температуре. Наш продукт не проходит термическую обработку — в этом его преимущество», — рассказывает Иван Скоблилов.
Раскрутить бренд и продажи предпринимателю помог опыт работы в крупной международной компании, где он занимался поставками в торговые сети, рестораны, бары и кафе.
«Я заключал крупные контракты, поэтому отлично знаю всю структуру продаж. И когда мы запустили наши масла, первое, куда мы пошли, были магазины. Первая точка была на Тишинском рынке, я лично привез туда продукцию. Ее взяли на реализацию, но за два месяца не продалось ни одной бутылки. Покупатели не понимали, в чем ценность наших масел — тем более они были дороже магазинных. Тогда я взял наш маленький пресс, поехал в магазин и устроил там дегустацию. При клиентах отжимал масло и давал им попробовать. Конечно, они сразу чувствовали разницу. Покупали одну бутылочку на пробу, а потом становились нашими постоянными клиентами», — рассказывает Иван.

С помощью дегустаций и постоянного общения с покупателями бренд смог быстро раскрутиться. В 2018 году команда Trawa завела соцсети — там они запустили уже прямые продажи, которые со временем заняли 50% от общего объема. Сейчас компания также поставляет продукцию в крупные торговые сети и развивает торговлю на маркетплейсах. У Trawa открылась и собственная точка продаж на Даниловском рынке.
«Зима в Москве» для предпринимателя — это возможность реализовать «подарочный» ассортимент компании. Trawa разработала специальные новогодние боксы с разными маслами, чаем, имбирным печеньем, скребками гуаша.
Сейчас производство бренда загружено на 150% — в декабре у Trawa традиционно высокий сезон. Если спрос продолжит так быстро расти, в следующем году промышленных мощностей может не хватить, поэтому предприниматель планирует открывать новый цех, оснащенный по последнему слову техники. Тогда в следующем году на новогодних столичных ярмарках мы увидим еще больше натуральных продуктов бренда.
«Для нас сотрудничество со “Сделано в Москве” — маркетинговая история и отличная возможность представить продукцию на больших площадках. Люди приходят, пробуют, рассказывают о нас друзьям, покупают масло, становятся здоровее. Мы надеемся, что с помощью знакомства с нами на ярмарке они поменяют свое отношение к питанию», — говорит Иван Скоблилов.
Реклама: АНО «МЭЦ», ИНН 7710012211, erid: 2Vtzqvgnkn5