Спецпроекты • Партнерский материал • 5 мая 2023

Лен, кружево и четкая речь:
три истории женщин-предпринимателей

Количество женщин в российском предпринимательстве растет с каждым годом. Девушки, начиная свое дело, стараются развивать не только интересный, но и полезный для общества бизнес. Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» с 2019 года получить поддержку на старте или в процессе развития бизнеса могут девушки уже с 14 лет (с согласия родителей), верхней границы возраста нет. Также в этом году была перезапущена уникальная программа «Мама-предприниматель». Рассказываем истории трех женщин, начавших собственное дело в трех разных регионах России и добившихся успеха.

История первая: льняной текстиль на старинной фабрике

Вот уже 12 лет Анна Ребрик работает заместителем директора на фабрике «Смоленская вышивка».

Это старинное производство (год основания фабрики — 1917), которое занимается производством домашней одежды, домашнего текстиля из льна, украшенного вышивкой. Это единственное в Смоленске предприятие, входящее в Ассоциацию народно-художественных промыслов. Его изделия зарегистрированы Министерством промышленности и торговли как «изделия высокого художественного достоинства».

В 2018 году команда решила вдохнуть новую жизнь в производство, создать что-то более современное и обратилась в центр «Мой бизнес», который работает по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». При поддержке центра были проведены исследования рынка и создан с нуля бренд Linen& Lace.

Linen& Lace — бренд домашнего столового текстиля, который производит скатерти, салфетки, дорожки исключительно из натурального льна с вышивкой и без. При его создании команда опиралась на многолетний, даже многовековой опыт рукодельниц Смоленской области.

Изначально бренд принадлежал фабрике, но так как планка была взята достаточно высокая — лучшие ткани, дизайнерские вышивки, — фабрике было сложно с этим справляться и Анна решила заняться бизнесом сама.

На собственные средства она закупала ткани, ездила на их отбор. Потом подала на регистрацию товарного знака и в конце 2022 года получила свидетельство о том, что Linen& Lace зарегистрирован на ее имя. Сегодня все изделия под брендом Linen& Lace отшиваются на фабрике «Смоленская вышивка» по заказу Анны Ребрик.

«Когда я погрузилась в процесс ведения соцсетей для Linen& Lace, то заметила, что у нас есть коллеги, шьющие похожие вещи. Но на самом деле ни я, ни они ничего принципиально нового придумать не можем. Мы можем только удивить своего покупателя изысканной вышивкой или индивидуальным подходом. Например, наше конкурентное преимущество — ассортимент более чем из 50 оттенков льна», — объясняет Анна.

Бренд постоянно развивается, продолжает совершенствовать свой продукт — и в пошиве, и в упаковке, и в услугах. Особо стремительное развитие случилось в последние два года: в период пандемии многие занялись наведением уюта дома, так что продажи столового текстиля выросли.

«Как-то к нам обратилась организатор свадеб и попросила принять участие в организации свадьбы для особенной пары. Позже мы узнали, что это были потомки семьи Романовых. Свадьба состоялась в одном из лучших отелей в Париже, а мы отшили для нее текстиль. Это наш повод для гордости», — говорит Анна Ребрик.

Сегодня, несмотря на сложную логистику и проблемы с международной оплатой, количество заказов из-за границы растет. Скатерти и салфетки из Смоленска уезжают в Европу, Америку, страны СНГ, есть даже постоянные покупатели в ЮАР.

Linen& Lace развивает и оптовое направление. Компания работает под заказчика, у нее нет склада с готовой продукцией. Все решения индивидуальны по цвету и размеру. Поэтому крупные заказы не могут не радовать.

«Национальный проект — огромная поддержка для предпринимателей, — говорит Анна. — На протяжении нескольких лет мы получаем от них различную помощь. Благодаря финансированию удалось оборудовать швейный цех, обновить машины. Ежегодно центр поддержки „Мой бизнес“ софинансирует получение сертификатов, разрешительной документации, деклараций, помогает с поиском партнеров и клиентов. Также мы пользовались услугами по созданию контента для сайта и соцсетей, снимали рекламные, имиджевые ролики. Благодаря им мы закрываем множество вопросов — по сути, можем обратиться с любой темой и они всегда что-то нам подсказывают».

Планы на этот год у Linen& Lace большие — наращивать производство, расширять географию, работать над экспортом, а также подать на международную регистрацию торгового знака и приобрести более современные мережные машины, которые делают интересную декоративную вышивку.

«Мы создаем истинно женский продукт — домашний и столовый текстиль. Это символ семьи, уюта, благополучия. Мне легко быть предпринимателем в этой области, потому что я делаю продукцию, которую выбрала бы сама. Конечно, иногда хотелось бы быть более „железной“ бизнес-леди, но я боюсь потерять баланс. Хотелось бы сохранить мягкость женщины, которая создает уют своим продуктом. Это возможно. Таких предпринимательниц в России много — я слежу за ними в соцсетях, равняюсь на них», — заключает Анна.

История вторая: стежки в воздух

Екатерина Сигарева и Ольга Грачева — две сестры из большой женской династии, связанной с кадомским венизом.

Вениз — это очень сложная и трудоемкая техника игольного кружева белым по белому. Название «вениз» напрямую связано с Венецией.

Открыв «окно в Европу», Петр I повелел всем знатным людям носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. По тем временам стоило это очень дорого и приобретать наряд с кружевной отделкой приходилось за золото. По мнению царя, страна не могла позволить себе такой роскоши. И чтобы сберечь российскую казну, Петр I повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив к нам венецианских. Русские мастерицы быстро освоили технику, которая носила название «стежок в воздух» (то есть без полотняной основы).

Особым мастерством кружевоплетения отличались воспитанницы Кадомского женского монастыря. Так что кадомскому венизу уже более 300 лет.

Бабушка и мама Екатерины и Ольги работали в свое время на предприятии «Кадомский вениз» в Кадоме (Рязанская область). Мама была вышивальщицей и работала дома по вечерам, из-за того что одновременно заботилась о троих детях.

Екатерина с детства хотела стать художницей, и после выпуска из Кадомского техникума ее мечта сбылась. Она стала художницей по вышивке — на фабрику ей помогла устроиться мама. А младшая сестра, Ольга, уже целенаправленно отучилась на художницу по вышивке в Московском художественном училище имени Калинина.

Екатерина проработала на фабрике более 20 лет и стала заведующей экспериментального цеха.

«Работу я очень любила, — рассказывает Екатерина. — Но, к сожалению, меня сократили. На мне была дочь-пятиклассница, так что я сразу начала искать новое место. Поступали предложения работать инженером швейного производства, но мне хотелось творчества, создания моделей. Тогда я и решила попробовать построить собственный бизнес на своем богатом опыте — я ведь знала производство досконально. Откликнулся глава местной администрации, он выделил два класса в пустующей школе, а позже нам отдали все здание. Мы его обустроили, провели коммуникации, поставили оборудование. Команду вырастила с двух до 16 человек. Я себя без этой работы не мыслю, да и, по сути, это не работа, а удовольствие, потому что она по душе», — делится Екатерина.

Сейчас бренд «Венизное кружево» выпускает множество изделий: столовые комплекты (скатерти, салфетки, подстаканники, столешники, полотенца), постельное белье, крестильные комплекты, свадебные принадлежности, аксессуары (воротники, шарфы, платки носовые, платки на голову), сувенирную продукцию, одежду (блузы, платья, костюмы), православную тематику, панно. Предприятие получило множество наград, дипломов и благодарностей за сохранение культурного наследия.

«Философией нашего проекта стала идея сохранения и развития традиций кадомского ремесла. Сейчас мы ведем глубокую исследовательскую работу с изучением всех нюансов техники игольного кружева и машинного вениза. Наряду с этим мы внедряем и новые технологические приемы для более качественного исполнения изделий и снижения их себестоимости. Тем не менее каждое изделие уникально, наравне с автоматизированной компьютерной техникой используется и ручной труд», — рассказывает Екатерина.

Такая продукция требует больших трудозатрат, поэтому стоимость ее довольно высокая: блузки, например, продаются за 5–7 тыс. руб. Конечно, рынка для такого товара в Рязанской области нет, поэтому продукция идет на продажу в Москву. Ее можно найти в магазине «Дом фарфора» и в «Русской вышивке» на Арбате. Хотя основные продажи происходят на выставках.

«Продажи там очень сильно зависят от того, насколько удобный стенд и где он расположен, — объясняет Екатерина — Участие в тематических выставках нам полностью оплачивает центр Мой бизнес. Также в центре нам помогают с оформлением документов для государственных грантов. Недавно, например, мы благодаря этому купили современную мережечную машину. Очень помогло и обучение менеджменту. Такое обучение для нас особенно ценно, потому что мы находимся далеко от центра, в Рязанской области. Также „Мой бизнес“ помог нам выйти на „Озон“, но пока мы там затормозили продажи, потому что маркетплейс поменял условия сотрудничества. Изучаем, в каком сегменте сможем работать с выгодой».

Компания развивается на собственные средства, старается не брать кредиты, а оборудование закупает по программе Министерства экономразвития. Сотрудники самостоятельно учились работать на современном софте. Вообще в «Венизном кружеве» постоянно работают над созданием более современных продуктов — разнообразят дизайн с помощью цветовой гаммы, новых тканей, учатся у зарубежных коллег.

«О кадомском венизе рассказывали на канале „Культура“ — люди знают о нас, покупают продукцию на выставках, несмотря на высокую стоимость. Следующий шаг для нас — выйти в шоу-румы и бутики. Мы были на аудите в Fashion Hub — туда приезжают байеры со всей страны. Но чтобы работать с ними, нужен брендинг», — объясняет Екатерина.

С этим тоже помог «Мой бизнес» и национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» — финансировал процесс создания собственной упаковки и дизайна. Осталось закупить материалы и упаковаться, в планах — сделать это до конца года. Также в 2023 году компания планирует закончить разработку собственной линейки продукции из натуральной ткани с ручной вышивкой, красиво ее отснять и предложить продукцию бутикам.

Команда также создает специальные продукты к праздникам. Например, в этот Новый год выпустила новую серию кружевных игрушек и шаров. Fashion Hub закупил игрушки], и украшенная ими елка вошла в каталог, который был создан по итогам выставки «Елки России». В итоге Fashion Hub принял решение украсить рязанскими игрушками елку в Мариинском театре.

В этом году в «Венизном кружеве» создали пасхальную коллекцию — корзины, мешочки под яйца, куличи, салфетки — для выставки «Ладья. Весенняя фантазия-2023» в Москве.

К Новому году компания выпустит новую коллекцию новогодних игрушек. А еще — в Рязани на площади Свободы у «Венизного кружева» скоро появится свой уголок в Центре развития креативных индустрий.

«Мы будем там раз в неделю устраивать мастер-классы и продавать изделия. Хотим достойно представить кадомский промысел, чтобы туристы приезжали не только в Рязань, но и в Кадом», — заключает Екатерина.

История третья: разговорить любого малыша

В мае 2021 года в Удмуртии прошел финал обучающей программы по поддержке женского предпринимательства «Мама-предприниматель». Первое место заняла Екатерина Веретенникова с проектом «Малыш, давай заговорим!», посвященным выявлению причин задержки речи, обучению и лечению детей, а также сопровождению родителей таких детей.

«Вообще-то я не планировала выигрывать, — рассказывает Екатерина, — мне как воздух нужно было обучение предпринимательству. У меня не было никакого опыта, а программа предполагала интенсив с опытными бизнесменами, которые так же, как я, когда-то начинали свое дело с нуля».

Идея открыть свой бизнес занимала Екатерину давно: она работала логопедом в бюджетной сфере, но полной отдачи не получалось, ведь одно дело — работать на кого-то, другое — на себя. Все время находились отговорки — маленькие дети (их у Екатерины трое), отсутствие времени. Брат, у которого на тот момент уже было свое дело, предложил радикальный способ — уволиться. Он же кинул Екатерине ссылку на программу центра «Мой бизнес» «Мама-предприниматель».

Для участия в программе достаточно было идеи, но у девушки уже был опыт собственной практики — она ходила по домам и занималась с неговорящими детьми. Но, конечно, нужен был свой кабинет. Его Екатерина открыла на деньги от полученного гранта — арендовала помещение, оборудовала его, оформила материалами.

«Программа обучения дала необходимый толчок, появилась уверенность в себе: раз эти люди смогли открыть свой бизнес, то и я смогу, — делится Екатерина. — Но первый год был очень сложный. Я хваталась сразу за все — развивала разные направления, пыталась продвигаться, давать рекламу, нанимать сотрудников. Забыла о том, что нас учили двигаться небольшими шагами».

Постепенно пришло понимание, что нужно сосредоточиться исключительно на логопедических занятиях и проходить с детьми все ступени — от нескольких месяцев до начальной школы. Появились постоянные клиенты. Сейчас рекламы нет, работает сарафанное радио — Екатерину рекомендуют друг другу родители. Сейчас ее время полностью расписано и нужна команда, чтобы растить бизнес дальше.

«Я планирую работать над наймом, после того как пройду соответствующее обучение. Я уже обожглась на том, что нанимала людей незаинтересованных и безответственных, которые портили мою репутацию. Возможно, с обучением найму мне может помочь центр „Мой бизнес“. Они мне хорошо помогли с ответами на юридические вопросы, которых у меня накопилось огромное количество», — делится Екатерина.

Быть одновременно и мамой, и предпринимателем непросто. С одной стороны — меньше времени на бизнес. С другой — это большое преимущество. «Когда я даю клиентам примеры из жизни своих детей, это всегда вызывает доверие и располагает к себе», — заключает девушка.

Узнайте обо всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнайте обо всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнать