31 января 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Дело в шапке: как открыть небольшое ателье и найти дело всей жизни

Текст: Дмитрий Ишков

Иллюстрации: Мария Костевич


Ателье — это не тот бизнес, который первым приходит на ум, когда мы думаем о собственном деле. Здесь низкий порог входа, но далеко не каждому удаётся надолго удержаться на этом рынке. Inc. и Яндекс Бизнес продолжают рассказывать о трудностях предпринимательства и в этот раз поговорили с совладельцем ателье «Зима-Лето» Дмитрием Городковым, который вместе с отцом ведет бизнес уже почти 20 лет.

Мой отец начинал бизнес с аренды подвала в доме, где мы раньше жили. Ещё во времена СССР, проживая в Казахстане, отец научился работать с мехами. Тогда он за очень короткое время стал руководителем городского ателье. Из-за разногласий с руководством он ушёл, открыл своё дело и с тех пор занимается им. Сейчас мы ведём с ним бизнес вдвоём, где я занимаюсь бухгалтерией и продвижением.

«Зима-Лето» в цифрах



2003 год

открытие ателье


16 лет

работали в одной локации


100 000 руб.

в месяц — аренда помещения


15 000 руб.

содержание помещения


150 кв. м

площадь помещения


7 человек

работают в ателье


40%

плата сотруднику от заказа


70 000 руб.

средняя зарплата швеи


600 000 руб.

открытие точки в 2013 году


250 000 руб.

убыток от продажи ателье, как готового бизнеса

Мы специализируемся на верхней, зимней одежде. В основном это шубы из норки — наиболее маржинальное направление. Изначально акцент был именно на этом, а затем добавились и другие услуги. Сейчас у нас уже полноценный спектр услуг по пошиву и ремонту разной одежды. В качестве эксперимента мы пробовали продавать шубы, но это оказалось рискованным занятием. Предвидеть тренды довольно сложно, из-за этого одежда может просто остаться невостребованной.

Из-за акцента на зимней одежде у нас сильно чувствуется сезонность. Летом, как и во многих других бизнесах, клиентов становится гораздо меньше, но в убыток мы не уходим, люди всё равно приходят за небольшими услугами. Поэтому летом мы спокойно даём отпуск сотрудникам, который может длиться пару месяцев, а с сентября у нас уже начинается сезон, полная загрузка, и все возвращаются к работе.

Всего в ателье работают семь человек. Один человек работает с тканями, ещё один — с кожей и дубленками, двое занимаются ремонтом шуб и меховых изделий, и ещё три сотрудника на пошиве. В зависимости от опыта и профессионализма работники ателье получают 40–45% от заказа. У швей нет фиксированной зарплаты, и в среднем они получают 70 000 рублей в месяц. У нас практически нет текучки кадров, и некоторые сотрудники работают здесь с момента открытия. Дело в том, что мой отец умеет располагать к себе и условия труда очень хорошие, поэтому мы никогда не ищем сотрудников, а они сами приходят к нам.

«Ателье — это бизнес с низкой маржой, и заработать больших денег здесь не получится. Чтобы этим заниматься, нужно любить это дело».

Несколько лет назад у нас возникли разногласия с московским департаментом имущества. В начале нулевых мы на льготных условиях сняли у них помещение. Постепенно аренда, конечно, росла, но стоимость всё равно была ниже рыночной — в год мы платили один миллион рублей. Дополнительно к ателье мы решили открыть прачечную. Это позволило оказывать клиентам более широкий спектр услуг и привлекать дополнительную аудиторию. Но департамент имущества расценил это как субаренду, хотя это был наш продукт под другим названием. Нам пришлось покинуть помещение, в котором работали более 16 лет, и с того момента, как мы переехали, оно до сих пор пустует.

«В ателье достаточно низкая точка входа, и для открытия не нужны большие вложения. Но чтобы удержать клиентов, нужно обладать настоящим профессионализмом, поэтому самая большая ценность здесь — это люди, которые любят свою работу».

Новое помещение нашли в том же районе, где работали раньше. Это было основным требованием к новой локации, чтобы остаться рядом с нашими клиентами. Новое помещение площадью 150 кв. м было всего через два дома от старого. Но этого оказалось достаточно, чтобы упустить большýю часть клиентов. Психология покупателей так устроена, что даже небольшие изменения в бизнесе могут привести к потере клиентов. На старой локации мы повесили объявление и указали, что находимся рядом, но это не помогло.

Во время переезда на новое место мы решили поменять подход к бизнесу. Первым делом сменили форму организации с ООО на ИП на патенте. Это позволило значительно снизить платежи по налогам и взносам. И несмотря на то, что аренда нового помещения стоит дороже на 200 000 рублей в год, общая сумма расходов на содержание у нас стала даже меньше, чем была раньше. Также в новой локации до нас тоже было ателье, и нам не нужно было значительно вкладываться в ремонт.

Чтобы компенсировать просадку клиентов, мы начали пользоваться сервисами Яндекса. Ателье — это тот бизнес, который ориентируется в первую очередь на людей рядом с собой, это локальная история. С помощью рекламы в Картах (подключается через Яндекс Бизнес. — Прим. ред.) нам удалось вернуть бóльшую часть от прежнего трафика. Также у нас остались постоянные клиенты, которые приезжают из центра и подмосковных городов.

Чтобы продвигаться не только среди локальных бизнесов, необязательно разбираться с каждой платформой отдельно. С Яндекс Бизнесом можно запустить рекламу сразу на нескольких площадках. Автоматически и без сложных настроек.

Нужно только рассказать о своём деле, остальное Яндекс Бизнес возьмёт на себя: создаст и настроит объявления, запустит их на площадках Яндекса и Google. А ещё проследит за эффективностью и бюджетами. Так что можно доверить рекламу Яндекс Бизнесу, пока занимаетесь другими важными делами

В ателье достаточно низкая точка входа. Из-за этого их открывается очень много, и конкуренция постоянно растёт. Можно снять небольшое помещение, нанять человека, который будет подшивать брюки, и у вас будут клиенты. Однако качество таких бизнесов часто находится на низком уровне. К нам регулярно приходят люди, чтобы исправить ошибки других ателье.

На фоне конкурентов можно выделиться только профессионализмом. Это основное конкурентное преимущество в этой сфере. У всех наших сотрудниц большой опыт и профильное образование. Иногда такой подход даже удивляет клиентов. Например, когда приносят порванную куртку, с которой уже морально попрощались, а мы восстанавливаем её до состояния новой вещи.

Ателье — это низкомаржинальный бизнес. Больших денег заработать здесь не получится, поэтому новые игроки не задерживаются надолго. Например, подшив брюк стоит 350 рублей, половина из которых уходит сотруднику. Для того чтобы этим заниматься, нужно любить это дело. Мой отец занимается ателье всю жизнь, и у него до сих пор не пропал интерес, поэтому бизнес так долго работает и стабильно развивается. Мы не гонимся за ростом, это происходит органически.

«Психология покупателей так устроена, что даже небольшие изменения в бизнесе, могут привести к потере клиентов».

В 2013 году мы решили открыть ещё одну точку. Отец занимался основной локацией, а я ушёл с работы по найму и взял на себя запуск нового ателье. Это было небольшое помещение, 20 кв. м, где мы сделали ремонт, закупили новое оборудование и поставили перегородку от соседних арендаторов. Затраты на открытие были больше 600 000 рублей. Точка требовала очень много внимания, но финансовая отдача была низкой, поэтому идея развивать это место перестала быть интересна. В итоге через два года работы мы за 350 000 рублей продали бизнес швее, которая у нас работала, и это ателье работает до сих пор.

В начале ковидных ограничений нам пришлось закрыться. Наш арендодатель оказался понимающим человеком и на это время, на три месяца, отменил нам платежи по аренде. На тот момент я работал в больнице, и нам удалось взять заказ на пошив специальной медицинской одежды. Этот заказ позволил нам пережить локдаун и остаться на плаву. В противном случае нам просто нечем было бы платить людям зарплаты.

Сейчас мы полностью сконцентрированы на одной точке и не собираемся открывать новые. В нашем районе крупный застройщик сейчас строит большой жилой массив. Как только его сдадут мы ожидаем получить новую аудиторию и сильно вырасти в клиентах. В сфере ателье, как во многих других бизнесах, район и его населённость — один из ключевых факторов успеха.