17 января 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал

Окно в малый бизнес: как открыть кофейню с минимальными затратами в центре Москвы и обойти конкурентов

Текст: Дмитрий Ишков

Иллюстрации: Мария Костевич


Кофе — один из самых высококонкурентных бизнесов. Но несмотря на большое количество игроков, кофейный рынок растёт с каждым годом, и даже небольшие бизнесы с правильным подходом к делу могут найти своего клиента. Inc. и Яндекс.Бизнес поговорили с владельцем кофейни BIG BLACK CUP Coffee Андреем Ваньгушиным, который рассказал, как открыться с минимальными рисками и запустить проект, когда рядом ещё девять кофеен.

До кофейни я работал в коммерческом департаменте в сфере транспортной и складской логистики. Во многом именно опыт работы в коммерческой структуре привёл меня к открытию собственного дела. Моя деятельность никак не была связана с общепитом, но отдел продаж подразумевает обладание навыками, которые пригодятся предпринимателю. Я понимал, что если могу приносить компании доход, руководить людьми и выстраивать процессы, то также могу вести и своё дело. Помимо кофейни я рассматривал e-com и маркетплейсы. Однако дальше обсуждения плана с партнёрами дело не сдвинулось, поэтому решил запускаться самостоятельно. Так появился Big Black Cup Coffee, который стал моим первым проектом.

Изначально мне нужно было проверить, как будет работать бизнес. Поэтому одним из критериев запуска было минимальное вложение средств. Отчасти именно из-за этого был выбран формат «кофе с собой», потому что он не требует больших вложений в дизайн, площади и посадочные места. Кофейня — это достаточно простая бизнес-модель с понятным результатом. А так как я не поклонник займов и кредитов, кофейню удалось открыть на собственные деньги. Я изучил рынок поставщиков, всё посчитал и начал искать локацию. Первый шаг к открытию кофейни был ещё в офисе. Я пошёл на курсы бариста, где получил азы приготовления кофе. Это основа, на которой будет строиться весь дальнейший опыт. Без этих знаний даже сотрудника нанять будет проблематично, так вы не поймёте его уровень работы.

Big Black Cup Coffee в цифрах



Август 2019

— запуск проекта


2

точки в Москве


4

сотрудника


110 000 рублей

— аренда помещения на момент запуска


500 000 рублей

ушло на открытие первой точки


1 год

понадобился для окупаемости бизнеса


50–70% выручки

уходит на содержание бизнеса


От 100 до 200 напитков

продаётся ежедневно

Выбор неправильной локации — страх многих людей, чей бизнес связан с продажами. Я искал место с хорошей проходимостью и возможностью продавать кофе «в окне» навынос. Нашёл место рядом с институтом и метро. Изначально арендодатель запросил сумму 110 000 рублей плюс коммунальные услуги. Но через два месяца я предложил снизить цену до 75 000 рублей, и он, конечно, не отказался, так как найти нового арендатора не так просто. Мне повезло с местом, потому что прямо перед тем, как мы собирались открыться, предыдущие арендаторы сделали ремонт в помещении и это, по сути, было уже готовое место для работы.

Никогда не соглашайтесь с первоначальными условиями арендодателя. Следуйте своим интересам и снижайте цену. Владельцу коммерческой недвижимости не так просто найти арендатора, поэтому у вас есть возможность снизить свои расходы.

Я прошёл шесть дегустаций зерна, прежде чем выбрать поставщика. Компания, которую я выбрал, предоставляет мне оборудование под определённый объём зерна. Например, если кофе стоит 1000 рублей, я покупаю его за 1200, но обжарщик даёт мне кофемашину. Это очень удобно, так как не нужно вкладываться в покупку оборудования, что в среднем заняло бы 200–300 тысяч рублей.

Не покупайте оборудование сразу. Компании дают кофемашины в аренду, лизинг или под определённый объём покупки зерна. На начальном этапе вам этого будет достаточно, чтобы проверить, как всё работает, но в то же время вы сэкономите 200–300 тысяч рублей.

Первое время работал самостоятельно, чтобы изучить весь процесс изнутри и понять, чего хотят люди. Этот подход я применял и в логистике, когда работал в найме, и считаю, что в любом деле нужно детально понимать, как всё работает и кто твой клиент. Если не заниматься этим самому, то отношение к делу будет совсем другое. Сейчас в кофейне четыре сотрудника: два человека на полный день, один на подмену и я. Первыми сотрудниками стали студенты из ближайшего института, которые до этого были клиентами кофейни. Они работают до сих пор.

Было страшно открывать кофейню, потому что сфера очень конкурентная. На момент открытия в нескольких шагах от нас было ещё девять кофеен. Но так как трафик рядом с метро довольно высокий, нам удалось найти своих клиентов. На месте, где мы сейчас работаем, до нас было ещё несколько кофеен. Среди них были и популярные крупные сети, но никто не задерживался больше чем на полгода. Тот факт, что мы здесь уже третий год, я связываю с моей эмоциональной вовлечённостью в процесс. Когда ты сам почувствовал, как всё работает, и тебе нравится продукт — люди это чувствуют и становятся постоянными клиентами.

Не надейтесь на то, что в ближайшие три-четыре года вы сможете выйти из операционных задач, стабильно получать прибыль и ничего не делать. Это миф.

Придумать название для компании в кофейной сфере — непростая задача. Так как рынок очень конкурентный, выделиться очень сложно. Поэтому мы сразу искали составное название из нескольких слов, которое будет легко запоминаться и будет уникальным. Так родилось название Big Black Cup Coffee. Мы продвигаемся в интернете и используем стандартные инструменты: таргет в Instagram и Рекламную подписку от Яндекс.Бизнеса. В единичных случаях раздаём листовки, но сегодня это наименее эффективный инструмент. Ключевым источником продаж остаётся живой трафик с улицы и постоянные клиенты.

Любой бизнес, не только кофейный, — это вал задач и проблем, с которыми надо разбираться. А кроме этого думать о рекламе и привлечении клиентов. Но это можно делегировать.

Рекламная подписка от Яндекс.Бизнеса сама настроит объявления, запустит их на площадках Яндекса и Google. А ещё проследит за эффективностью и бюджетами. Можно дальше заниматься другими важными делами, а продвижение в интернете доверить Яндекс. Бизнесу.

Как и любой предприниматель, я ориентировался на платёжеспособную аудиторию. Рядом с кофейней есть не только институт, но также бизнес-центры, НИИ и жилые дома. Эти места генерируют людей, которые готовы платить. Поэтому в бизнес-плане я изначально прописывал, что 60% трафика — это студенты ближайшего вуза, а 40% — местные жители и работники. Есть стереотип, что студенты — не самая прибыльная аудитория, но на самом деле это не так. Я специально планировал открытие под осень, чтобы заполучить трафик студентов.

Кофе — это сезонный бизнес. Он зависит от погоды и людей. В Big Black Cup Coffee один из основных источников трафика — студенты. Поэтому сессии, каникулы и удалённое обучение влияют на выручку, и в некоторые моменты мы даже уходили в минус. Но во времена отсутствия студентов трафик компенсируется другими источниками. Например, летом активизируются мамы с детьми, которым удобно заглянуть с коляской в окно и купить кофе с собой в дорогу. Многие из них — постоянные клиенты, которых мы знаем в лицо, и знаем, за каким напитком они заходят. Кофе — это эмоциональный напиток. Люди редко целенаправленно идут за кофе. Обычно это спонтанное решение: увидел — захотел. Поэтому очень важно попасть в поле зрения клиента. И дело не только в вывеске. Когда бариста позитивно общается с людьми, улыбается им, то создаётся положительный образ, и человеку может быть просто интересно заглянуть в кофейню и заодно купить кофе.

История с ковидом нарушила наши планы по развитию. В начале пандемии мы закрылись, но дело было не только в ковиде и ограничениях, так как была возможность работать навынос. Иногда возникают неочевидные проблемы, подготовиться к которым, кажется, невозможно. Во время первого локдауна прямо перед кофейней строители выкопали яму, из-за чего не было доступа к окну, поэтому смысла работать просто не было. Около трёх месяцев напротив кофейни были раскопки. Когда я решил открыться, то прошёл по нескольким бюджетным инстанциям, и яму ликвидировали всего за два дня. В начале 2021 года мы открыли точку в бизнес-центре, но из-за массовой удалёнки клиентов сейчас очень мало. Сейчас точка работает без прибыли, и мы ждем, когда ситуация с вирусом стабилизируется, чтобы понять, какие шаги предпринимать дальше. На 2021 год у нас был план по открытию двух кофеен. Из-за ограничений открыли только одну, но собираемся компенсировать это и в этом году запустить уже три новые точки.